Английский театр XVIII в.
Гаррик, Дэвид (1717– 1779) • Дэвид Гаррик, британский актер, театральный управляющий, драматург, которого называют одним из величайших актеров Британского театра. Родившись в Херефорд, Херефордшир, Гаррик является потомком известнейшего французского гугенотского семейства, обосновавшегося в Англии. Он учился в средней школе в Личфилде. Гаррик и его учитель Сэмюэль Джонсон стали друзьями и, когда Джонсон закрыл в 1737 году школу и поехал в Лондон, Гаррик сопровождал его. • Впоследствии Гаррик изучал право, позже стал винным торговцем, но в конечном счете он отвернулся от коммерческого дела к театру.
• Его дебют в качесте профессионального актера состоялся в Ипсуиче в 1741 году. Успех Гаррика пришел на этот же период, когда он сыграл роль Ричарда III по пьесе Вильяма Шекспира. Тогда его ждал сенсационный триумф.
• На протяжении шести месяцев Гаррик сыграл 18 различных ролей и вскоре стал действительно лучшим актером своего времени. В промежутке между 1742 и 1747 он работал в трех Британских театрах, «Drury Lane Theatre» и «Covent Garden» в Лондоне, и в «Smock Alley Theatre» в Дублине.
• С 1742 Г. выступал в театре «Друри-Лейн» , одним из владельцев которого стал в 1747. Руководство Гаррика способствовало становлению театра как одного из ведущих в Западной Европе. Гаррик собрал в театре лучших актёров, создал ансамбль, ввёл регулярные репетиции. Большое внимание уделял постановочной стороне спектакля, запретил зрителям размещаться на сцене (что до того времени практиковалось в английских театрах), ввёл рампу.
• Гаррику принадлежит заслуга популяризации творчества Шекспира (исполнил 25 ролей в его пьесах); в 1769 он учредил шекспировские юбилеи на родине драматурга (Стратфорд-он-Эйвон).
• Сценическое искусство Гаррика было вершиной просветительского реализма в английском театре XVIII в. Он добивался в своей игре гармонии чувства» и «разума» (по терминологии просветителей). Его исполнение отличалось новизной концепции, точностью внешнего рисунка и разработкой деталей (однако современники не считали его рациональным актёром), Гаррик обладал сильным темпераментом.
• Газета «Чэмпион» отмечала, что звучание его голоса было естественным, актер «не завывал, не стонал и не рычал, как это было в моде» . Критик подчеркивал, что походка Гаррика была лишена какой бы то ни было напыщенности, а лицо отражало «все переливы души» . Гаррик стремился играть в постоянной связи и единстве со своими партнерами, в отличие от многих ведущих актеров эпохи.
• Гаррику не было и 25 лет, когда в марте 1742 года он сыграл роль короля Лира, человека в годах. Работа над образом была нелегкой. Наибольшую тревогу у Гаррика вызывала сцена сумасшествия, он стремился сделать ее правдивой и впечатляющей. Неподалеку от театра жил человек, который когдато, играя с двухлетней дочкой, уронил ее из окна. Ребенок погиб, а отец сошел с ума. Несчастный в определенный час подходил к окну и, оглашая улицу ужасными криками, «ронял» воображаемого ребенка. Гаррик внимательно наблюдал за ним, что помогло актеру исполнить сцену помешательства в «Короле Лире» с удивительной силой.
• Пластика образа далась ему без труда, и все-таки после шести представлений спектакль пришлось на время снять, так как Гаррик не был удовлетворен своей игрой. Он начал готовить роль заново. Работая, он открыл очень важное свойство своего таланта: в ходе спектакля ему нужны были контрастные состояния. И для того чтобы хорошо сыграть трагического старика, он написал для себя сценку, где представлял комического подростка. После этого Гаррика в роли короля Лира ждал триумф. Маклин впоследствии с восторгом рассказывал о том, как Гаррик до неузнаваемости перевоплотился в измученного жизнью седого старика; как в сцене проклятия ужас сковывал зрителей, а трагический пафос, которым была проникнута сцена встречи короля Лира с Корделией, исторгал у публики слезы. • С «Королем Лиром» Гаррик не расставался в течение всей творческой жизни. От спектакля к спектаклю углублял он образ величавого старца, выделяя на первый план трагедию человека, униженного жестокостью и вероломством, горе отца, оскорбленного дочерьми.
Дэвид Гаррик в роли Авеля Драггера в пьесе Джонсона "Алхимик"
• Среди лучших трагедийных ролей: Ричард III, Гамлет, король Лир (в одноименных трагедиях Шекспира); комедийных Бенедикт ( «Много шума из ничего» Шекспира), Абель Дреггер ( «Алхимик» Джонсона), Джон Брут ( «Рассерженная жена» Ванбру).
• Абель Драггер был одной из любимых ролей Гаррика, он играл ее в течение всей жизни и исполнил в последний раз в апреле 1776 года. Гаррик считал, что комедия требует от актера не меньшего мастерства, чем самая возвышенная трагедия. В трагедии сюжет, фабула, язык, костюмы помогают актеру создать запоминающийся образ. В комедии же действие нередко происходит в среде низменной, поэтому от актера требуется значительное мастерство, чтобы увлечь зрителя, заставить его поверить в силу переживаний персонажей низких так же, как он верил в силу страданий героев высокой трагедии.
Пьесы, написанные самим Дэвидом включают в себя «Лживый камердинер» (1740), «Мисс в молодые годы» (1747). Гаррик также переработал несколько шекспировских пьес, включая «Катарин и Петручио» (1754), «Флоризель и Пердита» (1756).
• В 1776 продал театр «Друри-Лейн» драматургу Р. Б. Шеридану и оставил сцену. Умер Гаррик в Лондоне 20 января 1779.
Сара Сиддонс (1755— 1831) • Родилась в артистической семье Кембл. Творческую деятельность начала в провинциальных театрах. Д. Гаррик пригласил Сиддонс выступить в Лондоне в театре "Друри-Лейн" (1775) в ролях Порции и леди Анны ("Венецианский купец" и "Ричард III" Шекспира). В 1776— 82 Сиддонс вновь играла в провинции. В 1782 исполнила в "Друри-Лейн" роль Изабеллы ("Роковой брак" Саутерна), принёсшую ей славу трагической актрисы.
Лучшая работа в этом театре — леди Макбет ("Макбет" Шекспира).
• Среди других ролей шекспировского репертуара — Констанца ("Король Джон"), Офелия ("Гамлет"), Имогена ("Цимбелин") и др.
• Покинула сцену в 1812. В 1819 выступила в последний раз в роли Рандольф ("Дуглас" Дж. Хоума). Творчество Сиддонс отмечено влиянием искусства Гаррика; предвосхитило романтическую школу актёрского мастерства.
Английский актер Чарльз Маклин, в роли Шейлока. 1767
Портрет Энн Браун в роли Миранды. 1770
Джон Филип Кембл английский актер и драматург. Происходил из известной в XVIII-XIX вв. актерской семьи. Сын руководителя театральной труппы Роджера Кембла, младший брат актрисы Сары Сиддонс. С 1783 года актер Королевского театра Друри. Лейн, с 1803 года – менеджер театра Ковент-Гарден. Руководил театром в Дублине. Один из лучших исполнителей роли Макбета. Свои последние годы провел в Лозанне.
Среди ролей: Гамлет и Отелло ("Гамлет", "Отелло" У. Шекспиpa, первую исполнил в придворном костюме своего времени, вторую - в костюме английского генерала), Марло ("Она унижается, чтобы победить" О. Голдсмита), Брут ("Юлий Цезарь" Шекспира) и др. Умер 26 февраля 1823 года.
• Трагические роли, актер исполнял в несколько напыщенной манере. Слава Кэбела померкла, когда его соперник Эдмунд Кин предложил более естественный драматический стиль.
Эдмунд Кин (1787— 1833) • «Смотреть игру Кина все равно что читать Шекспира при блеске молнии» . • Кольридж • Вспоминая великие создания Кина в шекспировской трагедии, немецкий поэт-романтик Г. Гейне писал: «Я как сейчас вижу его в роли Шейлока, Отелло, Ричарда, Макбета, и его игра помогла мне полностью уразуметь некоторые темные места в этих шекспировских пьесах. В голосе его были модуляции, в которых открывалась целая жизнь, полная ужаса; в глазах его — огни, освещающие весь мрак души титана; в движениях рук, ног, головы были неожиданности, говорившие больше, чем четырехтомный комментарий…»
• знаменитейший английский актер, сын театрального плотника и актрисы, он с четырех лет выступал на сцене в балетах. Отданный в школу, он сбежал и сделался юнгой на корабле, но, тяготясь тяжестью флотской службы, освободился от нее благодаря тому, что сумел мастерски притвориться глухим и хромым. В 1808 г. женился на знаменитой актрисе мисс Сиддонс.
• Кин долго терпел неудачи на провинциальных сценах, главным образом вследствие своей несценичной наружности и низкого роста; но в 1814 г. , выступив в лондонском театре Дрюри-Лэйн в роли Шейлока, он возбудил безграничный энтузиазм. Продолжая исполнять роли шекспировских героев, приобрел славу великого трагического актера.
• Наибольшую известность в Лондоне принесли ему роли шекспировского репертуара: Ричард III, Гамлет, Макбет, Яго и Отелло. В 1820 Кин успешно гастролировал в США. Его романтическая манера игры, выразительная подвижность, бурный сценический темперамент, мощный от природы голос буквально завораживали зрителей.
• Его беспутный образ жизни и разные приключения послужили впоследствии канвой для известной драмы Дюма-отца: "Кин, или Гений и беспутство". Кин был героем нескольких скандальных процессов, развелся с женой и занимал лондонское общество своими выходками, потрясая его в то же время своей гениальной игрой. Неумеренное употребление спиртных напитков пагубно отразилось на игре Кина, утратившей прежнее величие; только в редкие минуты вдохновения в нем просыпались прежние силы. Кин выступил в последний раз в роли Отелло в 1833 г. ; ему сделалось дурно на сцене после знаменитых слов: «Здесь путь мой кончен, здесь его предел» , и он уже не оправлялся до смерти, последовавшей через два месяца. •