Английский романтизм Первый этап - 1793– 1812 Озерная школа Уильям Вордсворт (1770– 1850) Сэмюэл Тейлор Кольридж (1772– 1834) Роберт Саути (1774– 1843) Второй этап - 1812– 1832 Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788 -1824) Перси Биши Шелли (1792 -1822) Вальтер Скотт (1771 -1832) Джон Китс (1795 -1821) Мэри Шелли (1797 -1851)
Озерная школа • Вордсворт • Отражение случаев и ситуаций из повседневной жизни Использование обыденного языка • Представление обычных вещей в необычном виде • Проникновение в психологию человека • Стилизация форм народного творчества • Воспевание мелкопоместного быта и деревни • Колридж • Исключительные романтические события • Исключительный герой • Окрашивание романтического идеала мистикой
Д. Г. Байрон • активное присутствие в искусстве самого художника • мощь лирического начала • «универсализм» - сопоставление единичного и всеобщего, судьбы человека с жизнью вселенной, что приводит к титанизму образов • «максимализм» - бескомпромиссная этическая программа, на основании которой отрицание действительности обретает всеобщий характер • острое ощущение трагической несовместимости идеала и действительности • индивидуализм • противопоставление природы (как воплощения прекрасного и великого целого) испорченному миру людей
П. Б. Шелли • Пантеизм - сама Природа есть бог, любая материя обладает чувствительностью и жизнедеятельностью живых существ • Природа — источник радости и красоты • Исходя из доктрины Необходимости и Изменчивости, Шелли обосновывает необходимость изменения существующей социальной системы • Соединение разных жанровых форм (лирическая драма, сатирическая драма, романтическая трагедия, повествовательная поэма)
У. Вордсворт • разрушение поэтического канона неоклассицизма • Создание нового стиля - стихи имели драматический сюжет, раскрывали характер лирического повествователя • Появление нового словаря и новой тематики • новый взгляд на органическое единство человека и его естественной среды обитания • метафора Природы как символа Божественного разума, каковой «вбирает бесконечность» и мыслит «у черной бездны на краю» • углубленный самоанализ в самом совершенном творении — «Прелюдии» , • проникновение в психологию человека • Вордсворт заявил: «Поэзия — начало и венец всякого знания, она так же бессмертна, как и человеческое сердце»
С. Колридж • Переход от действительности к чистой фантазии • Слияние естественного и сверхъестественного в неразрывное целое • Обращение к национальному фольклору • пересмотр наследия классицистской и просветительской поэзии с позиций романтизма • обращение к языку природы и чувства • Поиски «абсолютного»