Скачать презентацию Андрей Платонов Андрей Платонович Климентов Скачать презентацию Андрей Платонов Андрей Платонович Климентов

Андрей Платонов.ppt

  • Количество слайдов: 40

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) • • • Родился в Воронеже в 1899 году Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) • • • Родился в Воронеже в 1899 году 1906 -1914 учёба в школе С 1914 г. работает помощником машиниста 1918 г. учёба в железнодорожном техникуме 1921 г. выходит из рядов РКП(б) 1924 г. окончил Воронежский политехнический институт, работал мелиоратором (1920 -е г. ), инженеромконструктором (1931 -1935) • Скончался от туберкулёза в 1951 году.

Литературная деятельность Андрея Платонова • 1920 г. – участие в Первом Всероссийском съезде пролетарских Литературная деятельность Андрея Платонова • 1920 г. – участие в Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей. В анкете на вопрос: «Каким литературным направлениям сочувствуете или принадлежите? » ответил: «Никаким, имею своё» . • 1922 г. книга стихов «Голубая глубина»

 «Голубая глубина» (1922) • Стихотворения: «Гудок» , «Молот» , «Кузнецы» , «Динамо-машина» , «Голубая глубина» (1922) • Стихотворения: «Гудок» , «Молот» , «Кузнецы» , «Динамо-машина» , «Вселенной» и др. • Стихотворение «Субботник» : «Мы под железными стонами Счастье для мира творим» .

Рассказы 1922 года • «Потомки Солнца» - утопические идеи преобразования мира, вселенной. Публикация в Рассказы 1922 года • «Потомки Солнца» - утопические идеи преобразования мира, вселенной. Публикация в газете «Воронежская коммуна» 7 ноября 1922 года. • «Сатана мысли» ( «Потомки Солнца. Фантазия» ) – преобразовательная деятельность несёт разрушение миру, жизни вселенной. Публикация в журнале «Путь коммунизма» (Краснодар, 1922).

Книги повестей и рассказов 1920 -1930 -х годов • • «Епифанские шлюзы» (1927) «Сокровенный Книги повестей и рассказов 1920 -1930 -х годов • • «Епифанские шлюзы» (1927) «Сокровенный человек» (1928) «Происхождение мастера» (1929) «Река Потудань» (1937)

Неопубликованные при жизни А. Платонова произведения • • Роман «Чевенгур» (1929) – 1988 г. Неопубликованные при жизни А. Платонова произведения • • Роман «Чевенгур» (1929) – 1988 г. Повесть «Котлован» (1930) – 1987 г. Пьеса «Шарманка» (1930) – 1988 г. Повесть «Ювенильное море» (1932) – 1986 г. • Роман «Счастливая Москва» (1935) – 1991 г. • Рассказ «Юшка» (1938) – 1966 г.

Трудности творческого пути Андрея Платонова • С 1930 года произведения не публикуют • 1937 Трудности творческого пути Андрея Платонова • С 1930 года произведения не публикуют • 1937 г. – работает над романом «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году» • 1938 г. – арестован 15 -летний сын Платон. Освобождён в 1941 г. по ходатайству М. А. Шолохова. Умер в 1943 г. • 1939 г. – жесточайшая критика • 1946 г. – критика рассказа «Возвращение»

Особенности прозы Андрея Платонова • На поверхности текстов – политическая сатира, в глубине – Особенности прозы Андрея Платонова • На поверхности текстов – политическая сатира, в глубине – философское исследование жизни и смерти, места человека в мироздании. • Нет событийной интенсивности, нет жёсткого сюжета, акцент на духовных исканиях героев. • Исследует конфликт экзистенции человека и насилующих его социальных схем, природносущностного и социально-умозрительного.

Сатира А. Платонова • Повесть «Епифанские шлюзы» (1927). Эпоха Петра I. Английский инженер Бертран Сатира А. Платонова • Повесть «Епифанские шлюзы» (1927). Эпоха Петра I. Английский инженер Бертран Пери должен построить шлюзы на реке Епифань. Рациональный проект создан без учёта природных особенностей края (не учёл засухи). Героя казнят. Прометеизм Пери оценён негативно: труды напрасны и никому не впрок, «тяготы народные расточили» .

 «Епифанские шлюзы» • «Что воды будет мало и плавать нельзя, бабы знали год «Епифанские шлюзы» • «Что воды будет мало и плавать нельзя, бабы знали год назад. Потому и на работу глядели как на царскую игру и иноземную затею, а сказать к чему народ мучают – не осмеливались» . • Платонов подвергает сомнению способность рационального знания постичь сложность и многообразие жизни. Идея рукотворной переделки мира ведёт к перерождению мира в антимир.

Сатирическая повесть «Город Градов» (1927) • Инструктор-делопроизводитель Шмаков послан из Москвы освежить губернские дела Сатирическая повесть «Город Градов» (1927) • Инструктор-делопроизводитель Шмаков послан из Москвы освежить губернские дела «здравым смыслом» . Пишет труды «Записки государственного человека» , «Принципы обезличивания человека с целью перерождения его в абсолютного гражданина с законнорегламентированными поступками на каждый миг бытия»

 «Город Градов» (1927) • Аналогии с «Историей одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: раскрытие «Город Градов» (1927) • Аналогии с «Историей одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: раскрытие бюрократического зла, бестолковости деяний. • Сказовая форма. Две точки зрения на события после марта 1918 года. Градовский летописец восхищён, что «времени у человека для личной жизни не осталось. Государство стало душой» .

 «Город Градов» (1927) • Ирония автора – повествователя выявляет абсурдность деяний: «Чтобы построить «Город Градов» (1927) • Ирония автора – повествователя выявляет абсурдность деяний: «Чтобы построить колодец, техник должен знать всего Карла Маркса» , «Героев город не имел, безропотно и единогласно принимал резолюции по мировым вопросам» .

Рассказ «Государственный житель» (1929) • Представлен тип «массового человека» . «Маленький человек» упрекает других Рассказ «Государственный житель» (1929) • Представлен тип «массового человека» . «Маленький человек» упрекает других в недостаточной «государственности» , живёт в коконе догм.

Рассказ «Усомнившийся Макар» (1929) • Публикация в журнале «Октябрь» • Редактор журнала А. Фадеев: Рассказ «Усомнившийся Макар» (1929) • Публикация в журнале «Октябрь» • Редактор журнала А. Фадеев: «Я прозевал недавно идеологически двусмысленный рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар» , за что мне поделом попало от Сталина – рассказ анархистский» .

 «Усомнившийся Макар» (1929) • Фабула: превращение нормального человека в «государственного жителя» , обезличивание «Усомнившийся Макар» (1929) • Фабула: превращение нормального человека в «государственного жителя» , обезличивание героя. • Деревенский изобретатель, думающий мужик Макар Ганнушкин (ганить – хулить, порицать, осуждать) едет в Москву, так как надо оплатить штраф Льву Чумовому.

 «Усомнившийся Макар» (1929) • Лев Чумовой – человек с «голым умом» , тип «Усомнившийся Макар» (1929) • Лев Чумовой – человек с «голым умом» , тип руководителя, который революционное благо понимает как благо для себя. • В городе творческий пыл Макара гаснет: реализовать проект изобретённой кишки для заливки дома не удаётся. Вся деятельность умнейших «научно-грамотных личностей» сводится к выдаче справок. Герой становится обезличенным госслужащим, похожим на Чумового. Преображение человека революцией не произошло. Новый человек «массы» - исполнитель чужой воли.

Повесть «Сокровенный человек» (1928) • Первоначальное заглавие - «Страна философов» . • Первое соборное Повесть «Сокровенный человек» (1928) • Первоначальное заглавие - «Страна философов» . • Первое соборное послание апостола Петра. Гл. 3, 3 -4: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» .

 «Сокровенный человек» (1928) • Фома Пухов – усомнившийся Фома, чудик, «природный дурак» , «Сокровенный человек» (1928) • Фома Пухов – усомнившийся Фома, чудик, «природный дурак» , правдоискатель: «Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить» , «Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувства иметь!» . • Он противопоставлен «умникам» , прагматикам-материалистам (руководителям революции), живущим только рациональным.

 «Сокровенный человек» • Друг Пухова по гражданской войне матрос Шариков уговаривает стать коммунистом: «Сокровенный человек» • Друг Пухова по гражданской войне матрос Шариков уговаривает стать коммунистом: «Это умный научный человек, а буржуй – исторический дурак» . • Фома Пухов отказывается стать коммунистом и командиром: «В дармоедах я состоять не буду» .

 «Сокровенный человек» (1928) • Сюжет повести – путешествие пролетария в поисках смысла революции. «Сокровенный человек» (1928) • Сюжет повести – путешествие пролетария в поисках смысла революции. Фома Пухов испытывает революцию на нравственность. • Беспокоит Пухова то, что у революции только материальные цели. Душе не находится места в революции: «напрасно Бога травят» .

 «Сокровенный человек» • Пухов – активный участник гражданской войны и думающий наблюдатель. • «Сокровенный человек» • Пухов – активный участник гражданской войны и думающий наблюдатель. • Гражданская война изображается как человекоубийственная. Пухов ведёт счёт страданиям: белый офицер убивает начальника станции, красный бронепоезд расстреливает казачий отряд «начисто» , аресты зажиточных мужиков в Новороссийске, конфискация хлеба у мужиков, война с восставшими мужиками в Тамбовской губернии.

 «Сокровенный человек» (1928) • Фома Пухов, вспоминая «убитых – красных и белых» , «Сокровенный человек» (1928) • Фома Пухов, вспоминая «убитых – красных и белых» , приходит к мысли о необходимости достижения всеобщего братства, «воскрешении мёртвых» , восстановлении мира в его целостности: «Сколько порочной дурости в людях, сколько невнимательности к такому единственному занятию как жизнь и вся природная обстановка» .

 «Сокровенный человек» (1928) • Повесть А. Платонова оппозиционна советской литературе о гражданской войне. «Сокровенный человек» (1928) • Повесть А. Платонова оппозиционна советской литературе о гражданской войне. • В романе А. Фадеева «Разгром» (1926) жестокость оправдывается «революционным гуманизмом» : «всё враждебное сметается революцией» , происходит «отбор человеческого материала» .

Эволюция А. Платонова в 1920 г. • Утопист – сатирик – философ. • От Эволюция А. Платонова в 1920 г. • Утопист – сатирик – философ. • От изображения «массового» , «огосударствлённого» человека к «лишнему человеку» , герою излишне вдумчивому, нестандартно мыслящему, уникальному: Пухов ( «Сокровенный человек» ), Вощев ( «Котлован» ), Дванов ( «Чевенгур» ). Его интересует не быт, а бытие, живёт не по политической идее.

Роман «Чевенгур» (1929) публикация в 1988 году • Чева – остаток лаптя. • Гур Роман «Чевенгур» (1929) публикация в 1988 году • Чева – остаток лаптя. • Гур – склеп, могила. • Чевенгур – могила лаптей, разрушенная крестьянская Россия, традиционный уклад и духовная культура (отрицание религии, национальности, Отечества, истории, института семьи).

 «Чевенгур» • Роман о герое Александре Дванове, роман становления человека: детство, в 16 «Чевенгур» • Роман о герое Александре Дванове, роман становления человека: детство, в 16 лет, после болезни. • Роман-путешествие герояправдоискателя. • Роман-испытание человека и идеи.

Образная система романа • Герои не психологические характеры, а типологические образы. • Образная система Образная система романа • Герои не психологические характеры, а типологические образы. • Образная система выявляет многообразие отношений человека к бытию, «разные способы вживания человека в мир» (С. Бочаров).

Разные этапы выделения человека из мира природы • Бобыль живёт «ничем не повредив природе» Разные этапы выделения человека из мира природы • Бобыль живёт «ничем не повредив природе» : «Вместо ума он жил чувством доверчивого уважения» . Как ребёнок наивно удивляется красоте и разнообразию природного мира. • Прохор Абрамович Дванов живёт «как трава в лощине» , подчиняясь круговороту природного бытия.

Этапы выделения человека из мира природы в романе • Рыбак, родной отец Саши, размышляет Этапы выделения человека из мира природы в романе • Рыбак, родной отец Саши, размышляет о тайне смерти, утонул в озере Мутеве «в силу своего любопытного разума» . • Захар Павлович – платоновский Левша (часы починит, рояль разберёт), бескорыстное, исследовательское отношение к рукотворному миру, творчество является смыслом человеческой жизни: «в труде каждый человек превышает себя» .

Этапы выделения человека из мира природы • Мастер-наставник интересуется только машинами, к паровозу отношение Этапы выделения человека из мира природы • Мастер-наставник интересуется только машинами, к паровозу отношение священное. Человек труда, считает, когда «труд из безотчётной бесплатной естественности станет денежной нуждой, наступит конец света» . • Прошка Дванов живёт «экономическим умом» , несёт идею практической пользы, равнодушен к растениям, машинам. Соглашается отскать А. Дванова за деньги.

Самобытная позиция Александра Дванова • В 16 лет «интересовали машины наряду с другими действующими Самобытная позиция Александра Дванова • В 16 лет «интересовали машины наряду с другими действующими и живыми предметами…Возвращаясь с работы, Саша воображал себя паровозом и производил все звуки, какие издаёт паровоз на ходу. Засыпая, он думал, что куры в деревне давно спят, и это сознание общности с курами или паровозом давало ему удовлетворение. Когда Саше надоедало ходить на работу, он успокаивал себя ветром, который дул день и ночь. Он сочувствовал любой жизни – слабости хилых дворовых трав и случайному ночному прохожему, кашляющему от своей бесприютности, чтобы его услышали и пожалели. Саша слышал и жалел» .

Своеобразие А. Дванова • Два-нов живёт и разумом, и сердцем. • Герой олицетворяет русского Своеобразие А. Дванова • Два-нов живёт и разумом, и сердцем. • Герой олицетворяет русского человека. «Дванов заключил, что этот бог умён (крестьянин, считавший себя богом, питался глиной), только живёт наоборот; но русский – это человек двухстороннего действия: он может жить так и обратно и в обоих случаях останется цел» .

Герои-революционеры, преобразователи мира • Копёнкин – рыцарь революции, его дело устранять враждебные силы, необходимо Герои-революционеры, преобразователи мира • Копёнкин – рыцарь революции, его дело устранять враждебные силы, необходимо уничтожить имущество, чтобы было «обожание товарища» . • Чепурный живёт «сердцем без ума» . • Гопнер живёт голым умом, ему хочется пустого места на голой земле, чтобы сделать всё сначала.

Лесной надзиратель • Читает произведение Н. Арсакова «Второстепенные люди» (1868): «ускорение жизни высшими людьми Лесной надзиратель • Читает произведение Н. Арсакова «Второстепенные люди» (1868): «ускорение жизни высшими людьми утомляет её, и она теряет то, что имела раньше. Следует, елико возможно, держать свои действия в ущербе, дабы давать волю созерцательной половине души» .

Композиция романа • 1 часть романа изображает жизнь, которую никто не подгоняет и не Композиция романа • 1 часть романа изображает жизнь, которую никто не подгоняет и не направляет. • 3 часть изображает активную преобразовательную деятельность в Чевенгуре и её трагические результаты.

Финал романа • Копёнкин считает, что коммунизм Прошки неадекватен настоящему, при котором ребёнок бы Финал романа • Копёнкин считает, что коммунизм Прошки неадекватен настоящему, при котором ребёнок бы не умер. В бою погибает Копёнкин. На его лошади Пролетарская Сила А. Дванов возвращается к местам своего детства, повторяет путь отца, входитв озеро Мутево в поисках Китеж-града. Возвращение героя к своему отцу – знак возвращения к прежним ценностям.

Финал романа • В живых в Чевенгуре остаётся Прокофий Дванов, ставший хозяином всего имущества, Финал романа • В живых в Чевенгуре остаётся Прокофий Дванов, ставший хозяином всего имущества, но не обретший жизненного смысла и счастья. По просьбе Захара Павловича идёт искать А. Дванова не за деньги. Слова «Даром приведу» – возвращение к духовным ценностям. Финальное раскаяние героя, впервые забывшего о выгоде и плачущего – знак духовного воскресения человека.

Мотив пути в романе • Философский мотив пути в финале осознаётся как ложная дорога. Мотив пути в романе • Философский мотив пути в финале осознаётся как ложная дорога. • В Чевенгуре «больше путей нету – люди доехали» . • Создание нового мира обернулось построением антимира. Идеологическое конструирование действительности оказалось смертоносным.

Уровни прочтения романа «Чевенгур» • • • Социальный Исторический Нравственный Религиозный Философский Мифологический Уровни прочтения романа «Чевенгур» • • • Социальный Исторический Нравственный Религиозный Философский Мифологический