Скачать презентацию Анатолий Мариенгоф Судьба имажиниста Анатолий Мариенгоф 1897 Скачать презентацию Анатолий Мариенгоф Судьба имажиниста Анатолий Мариенгоф 1897

Анатолий Мариенгоф.ppt

  • Количество слайдов: 28

Анатолий Мариенгоф Судьба имажиниста Анатолий Мариенгоф Судьба имажиниста

Анатолий Мариенгоф (1897– 1962) Русский поэт-имажинист, прозаик, драматург. Родился 6 июля 1897 в Нижнем Анатолий Мариенгоф (1897– 1962) Русский поэт-имажинист, прозаик, драматург. Родился 6 июля 1897 в Нижнем Новгороде. Мать, и отец были отпрысками разорившихся дворянских семейств. В молодости его родители были актерами, играли в провинции, и хотя потом оставили сцену, страсть к театру и увлеченность литературой передались сыну. До 1913 Мариенгофы жили в Нижнем Новгороде, где Анатолий учился в Дворянском институте. После смерти матери семья переехала в Пензу.

Влияние отца Детство А. Мариенгофа прошло под сильнейшим влиянием отца. Обширные мемуары писателя отводят Влияние отца Детство А. Мариенгофа прошло под сильнейшим влиянием отца. Обширные мемуары писателя отводят отцу роль наиболее здравомыслящего и тонкого человека среди всего их тогдашнего окружения. Едкий скептик, даже, во многом, циник, он являл собой тип некоего прекрасного интеллигента начала века: критически и либерально настроенного моралиста. Борис Михайлович, вероятно, участвовал и в формировании литературного вкуса сына. Одним из первых произведений стало «Гимн гетере» (уже в самом названии угадывалось влияние символистов и конкретно Блока), которой было оценено отцом, как очень высокопарное. Чрезвычайная антирелигиозность отца передалась и сыну.

Поэзия В 1916 году Мариенгоф окончил гимназию, и уехал в Москву, где поступил на Поэзия В 1916 году Мариенгоф окончил гимназию, и уехал в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. Через пол года он попал на фронт, где занимался устройством дорог и мостов. Ужасов первой мировой войны Анатолий не увидел, его демобилизация случилась сама собой: пока он ехал в отпуск, произошла революция. На фронте он продолжал писать стихи, и, возвратившись в Пензу, с удвоенной силой принялся за литературную деятельность. Его произведения вышли в нескольких поэтических сборниках. В 1918 году выпустил первую собственную книжку стихов под названием «Витрина сердца» .

Поэзия Поэзии Мариенгофа присуща высокопарность. Вадим Шершеневич, его большой друг, отмечал эту особенность: «Толя Поэзия Поэзии Мариенгофа присуща высокопарность. Вадим Шершеневич, его большой друг, отмечал эту особенность: «Толя был очень прост в жизни – и очень величав в стихах. В спокойствии его строк есть какой-то пафос, роднящий его с Осипом Мандельштамом. Сложность стихов Мариенгофа – органическая, от переполненности» Кроме того Мариенгоф пытался использовать в стихах элементы так называемого семантического «низа» , и, в конце концов, сделал это своим главным стилеобразующим принципом: резкое, буквальное сопоставление «чистого» и «нечистого» .

Поэзия Твердь, твердь за вихры зыбим, Святость хлещем свистящей нагайкой И хилое тело Христа Поэзия Твердь, твердь за вихры зыбим, Святость хлещем свистящей нагайкой И хилое тело Христа на дыбе Вздыбливаем в Чрезвычайке. Что же, что же, прощай нам, грешным, Спасай, как на Голгофе разбойника, — Кровь Твою, кровь бешено Выплескиваем, как воду из рукомойника. Кричу: «Мария, кого вынашивала! — Пыль бы у ног твоих целовал за аборт!. . » Зато теперь: на распеленутой земле нашей Только Я — человек горд.

Поэзия Ранняя поэзия Мариенгофа во многом наследовала стилистику «Облака в штанах» Маяковского: Также было Поэзия Ранняя поэзия Мариенгофа во многом наследовала стилистику «Облака в штанах» Маяковского: Также было ощутимо влияние Брюсова. Творческий кураж Мариенгофа был направлен , в том числе, на формальный поиск, на эксперименты в области строфики и рифмовки, где стихи достигали наибольшей выразительности.

Дружба с С. Есениным В 1918 чехословаки входят в город, и от шальной пули Дружба с С. Есениным В 1918 чехословаки входят в город, и от шальной пули погибает его отец. Анатолий переезжает в Москву, где устраивается в издательство ВЦИК. Именно там он знакомится с Сергеем Есениным. Их связывает тесная дружба. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны: вместе ездят по стране, публикуют в печати письма другу, чем вызывают негодование критиков. Есенин посвятил Мариенгофу стихи "Я последний поэт деревни", поэму "Сорокоуст", драму "Пугачев". «Мы жили вместе, – вспоминал Мариенгоф, – и писали за одним столом. Паровое отопление тогда не работало. Мы спали под одним одеялом, чтобы согреться. Года четыре кряду нас никто не видел порознь. У нас были одни деньги: его – мои, мои – его. Проще говоря, и те и другие – наши. Стихи мы выпускали под одной обложкой и посвящали их другу» .

Дружба с С. Есениным Из воспминаний Анны Никритиной : «Очень смешно было: осенью 1921 Дружба с С. Есениным Из воспминаний Анны Никритиной : «Очень смешно было: осенью 1921 года оба, Есенин и Мариенгоф, появились в цилиндрах. Эти цилиндры так ошарашили москвичей, что даже мои знакомые рядом с Мариенгофом в цилиндре меня уже не узнавали и мне же рассказывали, какой интересный иностранец появился в Москве, хотя я сама видела, как они пялили на него глаза, не замечая меня. Очутились они с Есениным в Петрограде без головных уборов, шли дожди, но купить шляпу без ордера было невозможно. Наконец в одном магазине им предложили: «Хотите цилиндры? Можем продать без ордера. Вот они и ухватились за них…» .

Дружба с С. Есениным Есенин, в отличие от Мариенгофа, был уже довольно знаменит, по Дружба с С. Есениным Есенин, в отличие от Мариенгофа, был уже довольно знаменит, по крайней мере, в литературных салонах. Но почти все исследователи склоняются к мысли, что художественная манера Мариенгофа наложила большой отпечаток на его последующее творчество. Почти с тем же единодушием исследователи поэзии Есенина (Ю. Прокушев, Е. Наумов, А. Марченко и др. ) говорили о губительности этого влияния.

Имажинисты Вскоре сложилась компания из четырех друзейпоэтов – С. Есенина, А. Мариенгофа, Рюрика Ивнева Имажинисты Вскоре сложилась компания из четырех друзейпоэтов – С. Есенина, А. Мариенгофа, Рюрика Ивнева и Вадима Шершеневича. Именно эта четверка стала костяком нового литературного движения – имажинизм (от франц. image – «образ» ). Позже к ним присоединились И. Грузинов, А. Кусиков, Н. Эрдман, М. Ройзман и другие поэты и художники. Так оформляется группа имажинистов, заявившая о себе «Декларацией» , опубликованной в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж). Они вкладывали свою энергию не только в написание и публикацию стихов, но и в коммерческо-хозяйственную деятельность: имажинистам «принадлежит» книжный магазин, кинотеатр «Лилипут» и кафе «Стойло Пегаса» .

Имажинизм • [от французского image — образ] — направление в литературе и • • Имажинизм • [от французского image — образ] — направление в литературе и • • • живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914— 1918. В России появилось в 1919 году. произошло от футуризма слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов) "поедание образом смысла — вот путь развития поэтического слова" (Шершеневич). происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: "смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа" (Шершеневич, 2× 2=5) "Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов" (Мариенгоф). Поэтому стихотворения аграмматичны и не укладываются в ритмические мерки.

Имажинизм • разработка самых разнообразных приемов построения • • образа: Имажинизм • разработка самых разнообразных приемов построения • • образа: "Образ — ступенями от аналогии, параллелизмов, сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и закрытые, приложения политематического, многоэтажного построения — вот орудия производства мастера искусства" ("Декларация"). неожиданное сопоставление далеких представлений, по принципу "беспроволочного воображения" (Маринетти), "сбитием чистого и нечистого" на основании "закона о магическом притяжении тел с отрицательными и положительными полюсами" (Мариенгоф) употреблением ранее нецензурных выражений (имажинисты "похабную надпись заборную обращают в священный псалом"

Имажинизм Литературная репутация, которую создавал себе Мариенгоф в те годы с помощью имажинизма, принесла Имажинизм Литературная репутация, которую создавал себе Мариенгоф в те годы с помощью имажинизма, принесла ему быструю и шумную известность. Поэтика его «имажинистских» стихов блистала эпатирующей образностью, богохульскими мотивами, тематикой насилия и революционной жестокости. В кругу самих имажинистов Мариенгоф даже получил прозвище «Мясорубка» , по одному из своих постоянных поэтических образов. Наиболее резкие стихи Мариенгофа из сборника «Явь» в 1919 году повлекли за собой резкую отповедь в «Правде» , которая заклеймила поэзию Мариенгофа как «оглушающий визг, чуждый пролетариату» . В то же время среди широкой публики выступления имажинистов собирали всегда аншлаги, но со временем, издав несколько десятков стихотворных сборников, движение впало в затяжной кризис.

Личная жизнь В конце 1923 года Мариенгоф женился на артистке Камерного театра Анне Никритиной, Личная жизнь В конце 1923 года Мариенгоф женился на артистке Камерного театра Анне Никритиной, а в 1924 году у Мариенгофа и Никритиной родился сын Кирилл. Мариенгоф трижды, в 1924, 1925 и 1927 годах, побывал за границей во Франции, Германии и Австрии, выступал там со своими стихами.

Смерть друга 31 декабря 1925 состоялись похороны С. Есенина. Творческое сотрудничество Мариенгофа с Есениным Смерть друга 31 декабря 1925 состоялись похороны С. Есенина. Творческое сотрудничество Мариенгофа с Есениным воспринималось многими современниками как неадекватное, и несоизмеримое по степени таланта. М. Ройзман писал: «Анатолий не переносил, когда, даже в шутовском тоне ему намекали, что Есенин талантливее его» . Со смертью С. Есенина Мариенгоф начал подвергаться безапелляционным нападкам, обвиняющим его в косвенном убийстве Есенина. Опубликованные в 1926 году в серии «Библиотека «Огонька» воспоминания Мариенгофа, посвященные Сергею Есенину, несмотря на их лирическую интонацию скорби и тоски по другу, не изменили отношения со стороны прессы.

Смерть друга В конце 1926 года вышел его нашумевший «Роман без вранья» , куда Смерть друга В конце 1926 года вышел его нашумевший «Роман без вранья» , куда воспоминания вошли в переработанном виде, гневу критиков не было предела. За «Романом без вранья» прочно закрепился эпитет «вранье без романа» . Но, не смотря на критику, роман имел большой читательский успех и сразу же был издан 2 м и 3 -м изданиями.

Циники В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышла новая книга Мариенгофа – роман Циники В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышла новая книга Мариенгофа – роман «Циники» , ставшая вершиной его творчества. По утверждению Иосифа Бродского, это было «одно из самых новаторских произведений в русской литературе двадцатого века, как по своему стилю, так и по структуре» . Прообразом событий, описанных в «Циниках» , стала трагическая история взаимоотношений Вадима Шершеневича и актрисы Юлии Дижур. Роман также включал в себя множество автобиографических мотивов, в целом описывал период жизни страны с 1918 -го по 1924 -й г. С публикацией книги был связан очередной скандал, на сей раз политический.

Циники Завершение романа в конце 1928 года совпало с кардинальным пересмотром властью своего участия Циники Завершение романа в конце 1928 года совпало с кардинальным пересмотром властью своего участия в культурной жизни страны. Издание «Циников» , планировавшееся ЛЕНОТГИЗом, было резко приостановлено. Рукопись, еще до фактического запрещения романа, успела попасть в Германию, и была там моментально опубликована. К лету 1929 года в советской прессе, в рамках кампании, направленной против Пильняка и Замятина, началась травля Мариенгофа, организованная РАППом и поддержанная Союзом Писателей. Под давлением рапповских критиков автор «Циников» был вынужден публично покаяться за свой роман в «Литературной газете» от 4 ноября 1929 года.

30 -е годы Живет в Ленинграде, где супруга работает в Большом Драматическом театре. Одним 30 -е годы Живет в Ленинграде, где супруга работает в Большом Драматическом театре. Одним из ведущих жанров в творчестве Мариенгофа стала проза. Он писал: «К тридцати годам стихами я объелся. Для того, чтобы работать над прозой, необходимо было обуржуазиться. И я женился на актрисе. К удивлению это не помогло. Тогда я завёл сына. Когда меня снова потянет на стихи, придется обзавестись велосипедом или любовницей. Поэзия - не занятие для порядочного человека» .

40 -е годы В 1940 году 17 летний Кирилл Мариенгоф, талантливый поэт и красивый 40 -е годы В 1940 году 17 летний Кирилл Мариенгоф, талантливый поэт и красивый человек, чемпион Ленинграда по теннису среди юношей, повесился – точно так же, как, по рассказам отца, сделал это «друг Есенин» , который был крестным отцом Кирилла.

40 -е годы Потребность в создании поэзии Мариенгоф снова ощутил в начале Великой Отечественной 40 -е годы Потребность в создании поэзии Мариенгоф снова ощутил в начале Великой Отечественной войны. В июне 1941 года он пришел на ленинградское радио, и ежедневно писал баллады (очерки в стихах), тут же звучавшие в выпусках «Радиохроники» . Вскоре, вместе с Большим драматическим театром, Мариенгоф с женой были эвакуированы в Киров, где прожили около трех лет. В 1947 году вышли две его книги – «Пять баллад» и «Поэмы войны» - они оказались последними прижизненными публикациями поэта. В 1953— 1956 годах написал ещё одну автобиографическую книгу «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» , где рассказал о детстве и юности, дополнил портрет Есенина. В полном виде книга вышла только в 1988 году

50 -е годы «Роман без вранья» был забыт, о «Циниках» никто не слышал… Пьеса 50 -е годы «Роман без вранья» был забыт, о «Циниках» никто не слышал… Пьеса в стихах «Шут Балакирев» , написанная в 1959 году, нигде не шла. Стихи поэта-имажиниста не то что не печатались – даже не упоминались. Анна Никритина еще вполне могла играть в театре, но Товстоногов перевёл её на пенсию. Положение Мариенгофа было отчаянное. После войны ему помогали только друзья, которые не забыли и не оставили его: Качалов, Таиров, Эйхенбаум, Тышлер, Берковский, Шостакович и Образцов.

60 -е годы 24 июня 1962 года Анатолий Мариенгоф умер в Ленинграде. Он скончался 60 -е годы 24 июня 1962 года Анатолий Мариенгоф умер в Ленинграде. Он скончался в день своего 65 -летия (по старому стилю), и даже в этом проявилась его оригинальность. Мариенгофа скромно похоронили на Богословском кладбище. Рядом с ним позже была похоронена его жена и верная спутница, артистка Большого драматического театра Анна Борисовна Никритина, пережившая супруга на 20 лет.