АМЕРИКАНСКИЙ ДИЗАЙН.pptx
- Количество слайдов: 64
АМЕРИКАНСКИЙ ДИЗАЙН (конец XIX-XXвв. )
ПЛАН • Чикагская школа, деятельность Л. Салливана • Развитие дизайна после 1925 года • Дизайн в послевоенной Америке
Особенности развития американского дизайна • 1. Американский дизайн возникает позже европейского, но получает более широкое распространение. • 2. Структура американской и европейской промышленности были различны, так как были различны процессы их развития. Американская промышленность стала развиваться гораздо позже – около 1850 г. Там произошла индустриализация тех видов сложных ремесел, где требовался квалифицированный ручной труд. В Европе же машина заменяла простой ручной труд при обработке сырья.
Особенности развития дизайна в US • 3. Дешевое сырье, дефицит квалифицированной рабочей силы, большие пространства и дорогая земля в городах - все это повлияло на становление дизайна в США. • 4. Простота, функциональность, практичность, продуманность – отличительные черты раннего американского дизайна - «стиль пульмановского вагона» .
Особенности развития дизайна в US • 5. Новый подход к строительству зданий отражается в дизайне: легкие каркасные конструкции из деревянных стоек; простые плоские кирпичные стены. • В интерьере жилого дома: стены и потолки светлых тонов, низкие потолки. • Типичный подход к проектированию: строят дом преимущественно не в каком-либо историческом стиле, а в зависимости от функционального назначения.
Дом в «колониальном стиле»
Мебель в «виндзорском стиле»
«Бостонские качалки» (1830 -50)
Чикагская школа • Чикаго –город на Среднем Западе, центр аграрной, сталелитейной, металлургической промышленности. Быстрый рост города породил спрос на высотные здания с использованием новых технологий. «Лифт удвоил высоту конторского здания, а стальной каркас учетверил ее»
Чикагская школа • Основателем чикагской школы стал Уильям ле Барон Дженни, создатель первого небоскреба – Дома страхового общества (1884 -1885 гг. ). • Наиболее яркой фигурой “чикагской школы” был Луис Салливен (1856 -1924 гг. ), не только одаренный художник, но и мыслитель. Салливен заинтересовался трудами естествоиспытателя Ламарка, который пришел к выводу, что любая форма органического мира создается под влиянием выполняемых ею функций. Эту мысль Ламарка Салливен распространил на архитектуру. “Форма должна соответствовать функции” – эта формула, выдвинутая Салливеном, сыграла огромную роль в развитии чикагской школы.
Чикагская школа • Салливен построил здание Гаранти-билдинг в Буффало , в 1886 - проектирование «Аудиториума» сооружения, влияние которого на развитие культуры Чикаго было значительным как с идейной, так и с технической стороны. Проект этого многоцелевого комплекса был образцовым: сочетал концертный зал, гостиничный комплекс, офисы, ресторан и т. д. Салливена называют «отцом небоскребов» , основоположником «органической архитектуры» .
Гаранти-билдинг (1894 -95)
Гаранти-билдинг
Аудиториум
Чикагская школа • Развитие идей школы связано с творчеством Франка Ллойда Райта (1869 -1959 гг. ). Практиковался в проектном бюро Салливена и Адлера в 1887 г. , он глубоко воспринял идеи Салливена о единстве формы и функции в архитектуре. Он создал проекты жилых домов для средней части Соединенных Штатов, получивших название “домов-прерий”: распластанные по земле силуэты, низкие террасы и горизонтальные кровли, контрастирующие объемными трубами двойной высоты. Афоризм Райта “дом не пещера, а кров на открытом месте” лаконично формулирует философию такого жилища
В 1935— 1939 Райт создает по заказу американского миллионера Эдгара Кауфмана и его супруги Лилиан известный «Дом над водопадом» ( «Fallingwater» ), шт. Пенсильвания.
Дизайн в US после 1925 • Время, когда Америка «вывезла» дизайн из Европы: 1925 г. , Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства в Париже, которая подвела первые итоги развития эстетики функционализма в послевоенной Европе. (Ле Корбюзье, Гропиус, павильон СССР работы Мельникова, Родченко и т. д. ) Норман Белл Геддес и другие изучали принципы функциональной эстетики, особенно – эстетического освоения индустриальных форм.
Дизайн после 1925 г. При этом функционализм в чистом виде не был очень популярен. Идеи европейского функционализма были в 20 -е годы в США занятием лишь отдельных архитекторов-авангардистов, внимательно наблюдавших за Баухаузом и другими европейскими функционалистскими течениями. В 20 -30 -х гг. здесь получает расцвет богатый декором "Ар Деко", а затем стиль – собственно американское изобретение: стиль обтекаемых форм "стримлайн", в 50 -х - биоморфичный стайлинг и насыщенный хромированными деталями "автомобильный стиль", ставший воплощением "американской мечты". Развитие этих художественностилистических течений во многом определялось американским менталитетом, ориентацией формообразования под консервативные вкусы среднего и зажиточного слоев населения.
Дизайн после 1925 г. • Развитие дизайна подстегнул кризис 1929 г. В Америке уже складывался обширный рынок потребительских товаров, но в условиях депрессии стало понятно, что товары должны быть привлекательны и доступны по цене массовому покупателю. Еще в 1927 г. Г. Форд прекратил выпуск автомобиля модели Т и вложил 18 млн в разработку оптекаемой, изящной модели А.
Дизайн после 1925 г. • Опыт Форда продемонстрировал деловому миру важную роль дизайна для успешного сбыта любого вида потребительских товаров. В период кризиса изготовители стали все больше внимания уделять дизайну продукции: сначала как средству борьбы со своими прямыми конкурентами, а позднее - как способу восстановления здоровой экономики в стране.
Пионеры американского дизайна • Норман Белл Геддес, Уолтер Дорвин Тиг, Раймонд Лоуи и Генри Дрейфус - пионеры этой профессии. Специфические особенности творчества промышленного дизайнера вводили в жизнь новые понятия о красоте через такие предметы массового пользования, как кухонная утварь, конторское оборудование, железнодорожные вагоны, автомобили, суда и их интерьер, бензозаправочные станции, посуда и бытовые электроприборы. Множество новых рациональных способов применения нашли сталь, латунь, медь, алюминий, стекло.
Развитие американского дизайна • Дизайнеры добивались не только внешней красоты, но и функциональности: назначению изделий, простоте обращения. Для этого изучали производственные процессы и материалы. • Особое значение придавали презентации изделий ( для этого Геддес в 1925 г изучал в Париже выставочное дело, витрины, оборудование) • В «команды» включали инженеров, чертежников, мастеров.
Коммерческий дизайн • Главное же достижение американского дизайна – его коммерческий характер. • Коммерческий дизайн - это прежде всего создание потребительской ценности товара. Дизайнеры умеют делать это благодаря вкусу, знанию рынка, образованию и, не в последнюю очередь, рекламе.
Коммерческий дизайн • Раймонд Лоуи: «Дизайн - это то, что заставляет чаще звонить магазинную кассу» . • Н. Геддес: «Мы живем в эпоху промышленности и бизнеса. Нельзя порицать сегодняшнего художника за то, что он применяет свои творческие способности в промышленности, как Фидия, Джотто или Микеланджело применяли свои - в религии. Для меня гораздо важнее, что я могу работать над вещами, которые кого-то интересуют: автомобиль, аэроплан, пароход, вагон, здания и мебель, а не продолжать работу для театра только потому, что я делал это в течение пятнадцати лет» .
Особенности американского дизайна • Вместе с тем, у американского дизайна была слабая концептуальная, идейная и теоретическая база. Они обучались у мастеров Баухауза, были знакомы с работами советских художников, но не воспринимали их социальную программу по эстетическому преобразованию современной технократической цивилизации. Поскольку они работали в независимых бюро, с трудом вырабатывались общие принципы.
Организационные формы • В 1944 г. в Нью-Йорке Г. Дрейфус, У. Д. Тиг и Р. Лоуи организовали Общество промышленных дизайнеров. Цель его формулировалась как «сохранение на высоком уровне этических норм развивающейся профессии и поощрение обучения дизайнеров» . Строгий этический кодекс во многом способствовал утверждению авторитета профессии. • Именно принципы профессиональной этики выступили в США основой объединения специалистов новой профессии. Впоследствии организация стала именоваться Американским обществом дизайнеров, которое, объединившись в 1960 -х гг. с Институтом дизайнеров, получило название Общество дизайнеров Америки (ИД С А).
Деятельность Р. Лоуи (1893 -1986) Раймонд Лоуи родился во Франции, был художником-самоучкой, получил инженерное образование во Франции. Свою художественную деятельность он начинает в 20 -е гг. уже в Америке как рисовальщик в журнале мод. В 1929 г. Лоуи открыл свое собственное бюро, одновременно приняв должность заведующего отделом дизайна крупнейшей электротехнической корпорации Westinghouse Electric. Бесспорный талант и деловые качества быстро выдвинули его в первый ряд американских дизайнеров. Он открыл для себя, что и в в технических изделиях можно разрабатывать эстетическую форму, и за это надо платить. Поскольку цена изделия оставалась прежней, значит, «удешевлялось» все остальное. В этом - первая пружина коммерческого дизайна. Дизайнер 30 -х гг. , организуя форму промышленного изделия, часто выступал и как рационализатор, он облегчал и упрощал работу с механизмом.
Р. Лоуи
Потребительские изделия Р. Лоуи • Наиболее известный эпизод из его ранней практики - история с множительной машиной Гестетнера, • Холодильник Coldspot. Модель появилась на рынке в 1936 г. , ее сбыт превзошел самые смелые ожидания. Если предшествующая модель разошлась в количестве 60 тысяч штук, то холодильников, разработанных Лоуи, было куплено 275 тысяч. • Автобус Сильверсайд -Первый прецедент каркаснопанельного кузова. Еще одно новшество - вместо обрешеченной площадки на крыше, куда ранее пассажиры складывали свой багаж, появились огромные закрытые багажные отсеки под полом салона. «. Модель появилась на рынке в 1936 г. , ее сбыт превзошел самые смелые ожидания.
Холодильник Coldspot
Лоуи -дизайнер автомобилей • На протяжении 30 -х гт. Лоуи разрабатывал автомобили для «Кадиллак» , «Остин» , «Форд» , «Ягуар» и десятков других фирм. В конце 30 - х гг. Лоуи активно сотрудничал с фирмой «Хапп Мотор» , а после войны - со «Студебеккер» . Проекты Лоуи оказали огромное влияние на стиль американских автомобилей вообще. Самыми знаменитыми его работами стали «Champion» (1942), «Starlainer» (1953) и экспериментальный «Avanti» (1962). Однако подлинным шедевром Лоуи принято считать «Starliner» 1953 г. с кузовом типа «хардтоп-купе» , пологим ниспадающим капотом и стелющимся кузовом, окрашенным рефлексирующей эмалью металлик. Эту модель даже стали называть «Лоуи-купе» . Найденное решение использовалось в последующих разработках как Studebaker, так и его конкурентами. Завершающей работой маэстро в автомобильном дизайне стал «Экспериментальный безопасный автомобиль» , сконструированный, построенный и испытанный в 1972 г. Проекты Лоуи оказали огромное влияние на общий стиль американских автомобилей.
Р. Лоуи С именем Р. Лоуи связаны понятие феномена универсальности (по словам французского критика М. Рагона), «Дизайнер проектирует все - от иголки до самолета» . Американская пресса в 19501960 -е годы писала, что 75% жителей страны ежедневно так или иначе соприкасаются с изделиями, в создании которых участвовал Лоуи.
Р. Лоуи
Р. Лоуи
Р. Лоуи
Р. Лоуи • В 1945 г. Лоуи создал собственное бюро - «Раймонд Лоуи Асе» , которое в 1961 г. было переименовано в «Р. Лоуи и У. Снейт» . Оно занималось разработкой формы промышленной продукции, оформлением магазинов, интерьеров, упаковки. Бюро не выдвигало определенной художественной программы, не придерживалось какого-то «стиля» , ибо это сузило бы круг заказчиков. Бюро решало конкретные задачи по упорядочению промышленной формы и графики, что приводило к необычайному разнообразию заказов. Лоуи смело брался за разработку самых различных вещей.
Р. Лоуи • «Хороший дизайн способен разорить дизайнера и обогатить клиента. Если вещь действительно хороша, в ближайшие 40 лет другую ей на смену покупать не будут»
Автомобилестроение От автомобилестроения формообразующие принципы проникли в дизайн жилого интерьера, всей предметной среды. Американцы быстро привыкли к сидениям автомобилей; дизайнер Уолтер Д. Тиг писал в 1940 году: «Автопромышленники за несколько последних лет внесли больший вклад в искусство комфортабельно сидеть, чем создатели стульев за всю предшествующую историю»
Автомобилестроение Воплощением американской мечты 1950 -х годов стали автомобили Харли Эрла, создателя многих визуальных клише автомобилестроения США. Харли Дж. Эрл (1893 -1969), крупнейший автомобилестроитель и дизайнер США, один из родоначальников стайлинга, возглавлял отдел дизайна самой большой промышленной корпорации мира - «Дженерал моторс» (1926 -1959). Он ввел в автомобилестроение макетирование из глины (1931) и пластилина в натуральную величину, был сторонником концепции «динамического устаревания» .
Кадиллак Эрла, 50 -е гг. аэродинамическое направление
Стайлинг • Именно с автомобильным дизайном связано распространение стайлинга. Историки дизайна определяют стайлинг как поверхностное изменение формы, не затрагивающее внутреннее устройство. Цель стайлинга - игнорировать или усилить соотношение внешней формы и функции. В широком смысле стайлинг включает все направления формообразования в дизайне. (Рунге) • Стайлинг внедрялся в США не только для того, чтобы сделать изделие более привлекательным, но и как маркетинговая стратегия американской индустрии, чтобы значительно ускорить цикличность смены внешнего вида продукта. В 50 - гг. эта тенденция достигла своего апогея в декоративном перенасыщении американских автомобилей "хромом". Иногда это заходило так далеко, что нарушалась безопасность транспортных средств.
Стайлинг • Дизайн обеспечивал устойчивый спрос на бытовые изделия. Создатель Американской модели дизайна Лоуи говорил, что обвинять дизайнеров в вульгарности, дешевке - неправомерно, поскольку из всей массы покупателей лишь несколько процентов умеют ценить простую, красивую, функциональную вещь. Ориентация лишь на этот сегмент рынка приведет к тому, что будут выпускаться вещи, не находящие сбыта, тысячи рабочих окажутся безработными. Это оправдывало в его глазах распространение американского массового коммерческого дизайна, получившего наиболее яркое воплощение в стайлинге.
Автомобильный дизайн Эрлом было найдено оформление металлических поверхностей кузовов с применением хрома, в т. ч. деталей хромированного бампера, напоминающих дюзы реактивного самолета. К числу ярких «монстров с плавниками» тех лет относится концепт-кар «Файрберд И» - «Огненная птица» (1956). В 1955 году 100% всех покупавшихся американцами автомобилей производила «большая тройка» - корпорация «Дженерал моторе» , «Форд» и «Крайслер » (в конце 1990 -х их доля упала до 48%).
Автомобильный дизайн • Вирджил Экснер (1909 -1973) начинал свою творческую деятельность с разработки рекламных афиш (плакатов) для компании «Студебекер» . К концу 1940 -х годов Экснер, работая на «Крайслере» (с 1949), вошел в число ведущих автомобильных дизайнеров Америки. Стиль его больших красивых машин перенимали конкуренты. В конце жизни дизайнер создавал автомобили в неоклассическом стиле 1920 -1930 -х годов. • Джордж Уильям Уолкер (1897 -1993) добился признания как дизайнер в возрасте более 50 -ти лет, став вице-президентом по стилю фирмы «Форд» (1955). За приверженность к обильному декорированию автомобильных кузовов хромом получил прозвище «Челлини-хром» .
Шевроле DM, 50 -г
Плимут 1957 -59, «кузов Кристины»
Кадиллак 1959, «космическое направление»
Кадиллак, 80 -е гг
Автомобильный дизайн Выпускаемый Союзом потребителей США журнал «Консьюмер Рипортс» , оценивая легковые автомобили производства 1969 года, указывал, например, на их слишком большие размеры, на использование значительно выступающих наружных деталей (дверных ручек, буферов и т. д. ) с резко выраженными углами и острыми кромками, что диктовалось исключительно соображениями стайлинга, а не требованиями функциональности и удобства. Р. Лоуи в своем выступлении на 18 -ой ежегодной конференции Общества дизайнеров (1962) призывал отказаться от применения методов стайлинга и в основу проектирования автомобилей положить законы аэродинамики и принципы эргономики. Именно с учетом этих требований им был разработан автомобиль «Аванти» . Завершающим этапом автомобильного дизайна явился его же «Экспериментальный безопасный автомобиль» , построенный и испытанный в 1972 году.
Дизайн потребительских товаров. • У. Д. Тиг разработал интерьер пассажирского самолета «Боинг 707» (1955— 1957). В ходе проектирования были выявлены нормы физического комфорта пассажиров, которые оставались практически неизменными до конца XX века, и построена модель пассажирского салона лайнера в натуральную величину. • Тиг был дизайнером-консультантом новаторской разработки - первой экспресфотокамеры «Полароид» , публичная презентация которой в США состоялась 26 ноября 1948 года. Сезон 1972 -1973 годов ознаменовался появлением камеры «Полароид 5 Х-70» , имевшей новое конструктивное решение, в которой была применена новая технология. Практически мгновенно можно было получить цветной снимок и отпала необходимость отделять негатив от позитива. Оригинальный дизайн камеры был создан Генри Дрейфусом.
Г. Дрейфус -основоположник эргономики Генри Дрейфус, работая над внутренним объемом тяжелого танка, создал с коллегами «антропометрические таблицы» , показывающие человеческое тело в различных положениях (соматография). В конце 1960 -начале 1970 -х годов дизайнерское бюро «Генри Дрейфус Ассошиэйтс» выполнило несколько разработок общественного транспорта, в том числе для авиации. При разработке самолета «Боинг-747» непосредственно в одном из лайнеров был смонтирован макет оборудования салона в натуральную величину. Это позволило инженерам ускорить выполнение расчетов конструкции и производственных чертежей. По тщательно разработанной методике были проведены эргономические исследования с участием физиолога. Специальное устройство «машина-сиденье» , состоящее из многочисленных небольших регулируемых по высоте подушек, дало возможность моделировать различные позы пассажиров. Результаты исследований позволили сформулировать требования в отношении оптимальных точек опоры, высоты, угла наклона и жесткости сидений, расстояния между ними и т. д.
Второе поколение дизайнеров Лидеры второго поколения дизайнеров в основном были архитекторами. Элиот Фетт Нойес (1910 -1977), учился у Гропиуса. Создатель фирменного стиля компании «ИБМ» (ZBM), разработчик дизайна первого поколения компьютерного оборудования, в т. ч. «Система-370» , пишущих машинок « 72 ИБМ» (1961), «Силектрик-11» (1971) и др. В компьютерном оборудовании сумел зрительно объединить и придать мебельные габариты разнородным системам и блокампроцессорам, вводным устройствам, шкафам для дисков
Второе поколение дизайнеров Идеи «органического дизайна» . Ее суть состояла в том, что отдельные элементы окружающей среды (начиная с вещей и мебели) должны визуально и функционально вписываться в интерьер помещения, общую концепцию здания, которое само должно быть вписано в окружающую местность. • Ээро Сааринен (1910 -1961), вместе с Ч. Имзом проектировал мебель из пластика и гнутой фанеры. В середине 1950 -х годов Сааринен создал коллекцию мебели «Пьедестал» , в которую вошли круглые столы, стулья и кресла из белого пластика на центральной металлической опоре круглой формы. Эта необычно легкая мебель изящных очертаний (производитель фирма «Нолл» ) стала широко известной во всем мире.
Имзы • Чарльз (1908 -1978) и Рэй (1912 -1988) Имзы: мебель из гнутой клееной фанеры и из пластика, усиленного стекловолокном. Мебель стала более оптекаемой, скульптурной, выразительной. • создают конторскую мебель (в т. ч. модульные стенные шкафы), • складируемые пластиковые стулья и столы, игрушки, мебель с использованием алюминия, светильники, радиоприемники.
Мебель Имзов
Имзы, стулья
Стул из фанеры
Имзы, стул-оттоманка
Чарльз и Рэй Имзы
Дж. Нельсон • Джордж Нельсон (19081986), архитектор, критик, практик и теоретик дизайна, Автор книги «Проблемы дизайна» .
Дж. Нельсон • Нельсон рассматривает дизайн в 2 -х аспектах: как обслуживающую профессию в условиях «цивилизации суперкомфорта» и одновременно как свободную творческую деятельность, как способ самореализации художника в современном мире.
Второе поколение дизайнеров Ричард Бакминстер Фуллер (1895 -1983), известный американский архитектор, дизайнер, инженер и педагог. Он автор павильона США на Всемирной выставке в Монреале (3/4 сферы диаметром 80 м, 1967). Его павильон, как упоминалось, можно было видеть на Американской выставке в Москве (Сокольники, 1959). Выступал с технократической теорией «тотального дизайна» - переустройства жизни средствами рациональной технологии, основывающейся на принципе минимакси (минимум затрат и максимум эффективности). Фуллер призывал применить принципы дизайна для устройства того, что он называл «космическим кораблем Земля» - прекрасного нового мира, в котором, благодаря компьютеризации, общечеловеческие интересы станут выше узких интересов отдельных стран или корпораций. Как философ, он отстаивал идеи синэктики - дисциплины, посвященной теории самоорганизации систем любой сложности. Из его студентов позднее вышли пионеры компьютерного дизайна, которые работали, в частности, над такими проектами как энергоэкономичная бытовая аппаратура.
Второе поколение дизайнеров 1950 -начало 1960 -х годов связано со все большим вниманием к исследованию рынка - маркетингу. В Америке 1950 -х годов не было проблем с производством, трудности начинались в потреблении, которое не должно было отставать от производства. Большинство дизайнеров «старой» школы приводило в бешенство радостное одобрение «кратного срока годности» . Была усовершенствована «техника выращивания потребителя для продукции» . Все больше выпускается «вещей разового потребления» : посуды, одежды и даже мебели. Это, в свою очередь, послужило основой экологической проблемы: накапливались горы мусора.
«Дизайн для реального мира» Виктор Папанек (1925 -1998) Дизайнер-практик, педагог, доктор философии, он написал и издал книгу «Дизайн для реального мира» (1971), он указывал на наиболее важных с его точки зрения направлений развития американского дизайна: проектирование медицинского оборудования, научных приборов, обучающих машин, оборудования для нетрудоспособных людей, страдающих какимлибо физическим недостатком, систем для сохранения человеческой жизни в критических условиях, новых изделий для развивающихся стран и наиболее отсталых в экономическом отношении районов земного шара. Под влиянием идей В. Папанека, который обучал студентов приемам недорогого «гуманитарного дизайна» для развивающихся стран, бедных слоев населения, престарелых и инвалидов, молодые дизайнеры стали больше внимания уделять вопросам надежности и безопасности изделий массового потребления.