Американская школа Боаса.pptx
- Количество слайдов: 19
АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ. (ШКОЛА БОАСА).
ИСТОЧНИКИ: Боас Ф. Ум первобытного человека. М. : Л. , 1926. Он же. Принципы сравнительного метода в антропологии // Антология исследования культуры. СПб. , 1997. Т. 1. Он же. История антропологии // Этнографическое обозрение. 2002. № 6. С. 86– 96. Он же. Методы этнологии // Антология исследования культуры: Интерпретации культуры. СПб. , 1997. Т. 1. Он же. Границы сравнительного метода в антропологии // Там же. Клакхон К. К. М. Зеркало для человека: Введение в антропологию. СПб. , 1998. Переписка Ю. П. Аверкиевой и Ф. Боаса (1931– 1937) // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм. Новая серия. Вып. 1 (7). № 1– 3. Краснодар, 2006. С. 137– 159.
ЛИТЕРАТУРА: Аверкиева Ю. П. Франс Боас (1858– 1942) // Краткие сообщения института этнографии. Вып. 1. М. , 1946. Она же. История теоретической мысли в американской этнографии. М. , 1979. Кузнецов И. В. Чувство далекого (Боас приступает к полевым исследованиям) // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм. Новая серия. Вып. 1 (7). № 1– 3. Краснодар, 2006. С. 161– 190. Он же. К истории американской антропологии. «Еврейское происхождение» // Там же. С. 223– 233. Чеснов Я. В. О теории «культурных областей» в американской этнографии // Концепции зарубежной этнологии. М. , 1976. С. 68– 95.
ПЛАН: Франц Боас (1858– 1942) и его «исторический метод» . Релятивистские идеи К. Уисслер и изучение «культурных ареалов» . Индейцы Северной Америки. Вывод
ФРАНС БОАС (1858 -1942) Американский антрополог, лингвист и естествоиспытатель, один из основателей современной антропологии ( «отец американской антропологии» ).
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ Боас Ф. Ум первобытного человека. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии. Боас Ф. История и наука в антропологии. Боас Ф. Методы этнологии. Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук. Боас Ф. Эволюция или диффузия?
ИДЕЯ РЕЛЯТИВИЗМА Учение об относительности всех моральнооценочных критериев и о несравнимости культурных ценностей разных народов. Сильная сторона этого направления - его отказ от привычных европоцентристских взглядов. Коренной недостаток - отрицание критериев исторического прогресса.
КЛАРК УИССЛЕР (1870– 1947) Американский антрополог, психолог, исследователь культуры американских индейцев.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: Декоративное искусство индейцев сиу. Американский индеец. Человек и культура. Индейцы Соединенных штатов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Культурный ареал - географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и теми же либо сходными чертами или разделяющих доминирующую культурную ориентацию (например, ареал индо-буддийской культуры или ареал политических культур, основанных на традициях римского права; ареал восточно-африканской культуры, отличительным признаком которой выступает скотоводство). Культурный ареал – географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АРЕАЛЫ
КАРТА РАССЕЛЕНИЯ ИНДЕЙСКИХ ПЛЕМЕН
НАРОДЫ АМЕРИКИ
ИНДЕЙЦЫ Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др. ) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе.
ВКЛАД ИНДЕЙЦЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ Народы мира восприняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника , табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, бобовых, кабачков и других культур. Французские антропологи Леви-Брюль и Леви-Стросс через призму индейцев исследовали сознание современного человека. Карл Густав Юнг и его последователи (Джозеф Кэмпбел) занимался исследованием подсознательного и архетипов на базе индейских мифов. Североамериканские индейцы, как источник образов, сильно повлияли на романтическое направление в литературе и кинематографе.
ВОЖДЬ СИДЯЩИЙ БЫК (БИЗОН, СИДЯЩИЙ НА ЗЕМЛЕ).
СИДЯЩИЙ БЫК И БАФФАЛО БИЛЛ, 1885 ГОД.
ВЫВОД: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ШКОЛЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ: Этнология должна изучать конкретно и всесторонне каждый народ в отдельности, его язык, культуру и антропологический тип. Взаимодействие культур разных народов создает культурную общность внутри определенных географических ареалов; в границах этих ареалов следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов. Развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом; в познании общих законов развития не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться глубоко различными по существу и иметь разное происхождение. Не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного тина; у каждого народа исторически формируются свои социальные идеалы, свои моральные нормы.
Miigwetch!
Американская школа Боаса.pptx