РГ РУС Л.3 2015.pptx
- Количество слайдов: 54
Алматы Менеджмент университет Кафедра «Общеобразовательные дисциплины» Дисциплина «Религиоведение» Лекция 3 Происхождение и ранние формы религии Проблема происхождения религии. Мифология и религия. Характерные черты проявления первобытных религий. Рецидивы первобытных религиозных представлений в современном сознании.
Цели и задачи • представить ретроспективу подходов в религиоведении о происхождении религии; • провести сравнительный анализ мифологии и религии; • дать общую характеристику проявлений первобытных религий; • показать формы проявления первобытных религиозных представлений в современном сознании.
Этап развития Характеристика Представители Аполо гетиче ский (1 6 вв. ) Отцы церкви, полемизируя с язычниками, Отцы церкви, оста вили описание важных моментов в апологеты: на пример религиозных представлениях Римской Августин Блаженный империи (354 430) «De civitate Dei» Миссио нерский (7 17 вв. ) Христианские миссионеры излагали особенно стикульта тех религий, с которыми им прихо дилось вступать в борьбу с целью познать сво еговрага, а также для облегчения обращения туземцев в христианство. Для того чтобы пред ставить христианство, нужно познакомиться с языком, религией обращаемых в новую веру Миссионеры: Г. де Любя «Встреча с буддизмом на Вос токе » ; М. Рикки (1552 1610), Ж. Ф. Лафито (1670 1740) «Нравы диких американцев, сравненные с нравами перво бытных времен»
Просве титель ский (17 19 вв. ) Поиск религии разума, выводимой из Энциклопедисты: Ш. де Бросс человече ской природы и свободной от (1709 1777) «Трактат о богах институтов. фетишах» ; Х. Мейнерс (1747 Накопление теоретического и эмпирического 1810). материала. Философы: И. Г. Гердер (1744 Формирование идеи веротерпимости. 1803); Ф. Шлегель (1772 1829); Религия выводится не из теоретического Г. В. Ф. Гегель (1770 1831); Ф. уровня разума, а из нравственного сознания Шлейермахер (1768 1834); Ф. В. (И. Кант). Шеллинг (1775 1854) Религия один из этапов развития Мирового «Введение в фи лософию духа, она предваряет философию мифологии» ; (Г. В. Ф. Гегель). Э. Б. Тайлор (1832 1917) Религия это суеверие, обязанное своим «Первобытная культура» . су ществованиемнекоторому несовершенству Лингвисты: У. Джонс че ловека. Со временем религия отмирает (1746 1794), Ф. Бопп (1791 (Л. Фейербах). 1867); Ревизия теологической трактовки религии как Э. Бюрнуф (1801 1852); божественного откровения. Ж. Ф. Шампольон (1790 1832); Применение методов историзма к анализу Ж. фон Гёррес (1776 1848). ре лигии. Расшифровка древних языков ключ к Компаративисты и пони манию архаических религий. фолькло ристы: Г. Ф. Крейцер В устных традициях разных народов содержит ся множество параллелей. (1771 1858); Г. Герман (1772 Глубинный символизм древних мифов имеет 1848); К. Г. Гейне (1729 1812); один источник. Путем ис торического изучения разных мифологических традиций К. О. Мюллер (1797 1840); возможно реконструировать базовые идеи Кун (1812 1881); всех мифов, а они имеют религиозную при роду. Существуют уровни «высшей Ф. Уэлкер (1784 1868); мифологии» и «низшей мифологии» . Первая есть представле нияо богах и их деяниях. Она Шварц (1821 1899); Якоб (1785 происходит либо от надмирного разума, либо 18 б 3) и Вильгельм (1786 1859) есть результат отраже ния природных сил во внутреннем мире человека. «Низшая Гримм; мифология» содержит верования и обы чаи народных масс, которые понимались либо В. Маннхардт (1831 1880); Д. Д. как вырождение «высшей мифологии» , либо Фрэзер (1854 1941) как ее базис. -
Школа Подходы Представители Мифоло В священных текстах запечатлелось М. Мюллер (1823 1900), Д. Д. Фрэзер повествование о (1854 1941) гическая аллегорическое жизни реаль ной земной Антропо Религия происходит от человека. Страх Л. Фейербах (1804 1872), Э. Б. Тайлор логиче перед явлениями природы, бессилие (1832 1917), Л. Леви Брюль (1857 перед судьбой вынуждают человека 1939). ская «выдумывать» бога Психоло Многообразие психологических У. Джемс (1842 1910), З. Фрейд (1856 ин терпретацийрелигии от понимания 1939), К. Г. Юнг (1875 1961) гическая религии как проявления комплекса Эдипа до понимания сущности рели гии как бытия мировых архетипов Истори Религия должна исследоваться на И. Я. Бахофен (1815 1887), Ф. Х. Баур совокупности всех (1792 1860), Ж. Э. Ренан (1823 1892) ческая осно вании исторических источников, свидетельствующих о ней Социоло Религия есть общественный феномен и в И. Кант (1724 1804), главное значение. К концу 19 в. Конт (1798 1857), гическая этом еесмещается с объяснения религии О. Спенсер (1820 1903), акцент Г. как эксплуататорского меха низма на Р. Тауни, Э. Дюркгейм (1858 1917), исследование ее социальных ролей. К. Маркс (1818 1883), Чтобы понять, что происходит в сфере М. Вебер (1864 1920), экономики и политики, в сфе ре Э. Трельч (1865 1923), человеческих отношений, нужно Б. Малиновский (1884 1942), подняться на уровень культурных П. А. Сорокин (1889 1968), ус тановок, опосредованных религией. С. Н. Булгаков (1871 1944) Феноме Религии следует изучать, учитывая Р. Отто, Г. ван дер Леува, нологиче дихотомию «вещь в себе» «вещь для М. Элиаде ская (1907 1986)
Для возникновения какого либо идеационного учения необходимо единство трех вещей: хронотопа, этоса и логоса. Хронотоп локально временное единство, благоприятное для проявления какого либо социального явления. Хронотоп это поч ва, на которой произрастают религиозные идеи. В хронотопе есть что то супраобъективное, космическое, то, что К. Ясперс называл «осевое время» . В традиционных культурах есть представление об осевых циклах, задающих состояние мира.
Карл Теодор Ясперс (1883 1969) немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Осевое время - термин, введённый Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800 -200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро вавилонские цивилизации) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.
«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным если не своей эмпирической неопровержимостью, то во всяком случае некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, — что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по видимому, ко времени около 500 лет до н. э. , к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем» . Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. , 1991, с. 32 -50
Этос ментальные структуры этноса, обусловливающие его миросозерцание и мироотношение. В истории есть близкий термин «историческая психология» , а в социологии «этническая психоло гия» . Сознание народа может быть открытым к новым идеям вслед ствие брожения умов, смены ценностей, войн, катастроф, неста бильности, разочарования. На индивидуальном уровне можно го ворить о степени восприимчивости к религиозным идеям. Амери канский сихолог У. Джемс считал, что религиозный п опыт является одним для всех верующих, хотя эмоционально волевые особенно сти людей могут во многом отличатся: есть религиозные гении, остро ощущающие сверхчувственную реальность; есть обычные верующие и есть безразличные к вопросам религии.
Уильям Джемс (1842 1910) американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. В работе «Многообразие религиозного опыта» (1902) Уильям Джеймс описывает две основные разновидности религиозного опыта: Религия душевного здоровья, к примеру католицизм; Религия страждущей души, к примеру традиционный кальвинизм. Для Джеймса ценность религии заключалась в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни. По мнению ученого, религия способствует утверждению у человека верных представлений о самом себе и окружающих условиях для того, чтобы люди не стали жертвой несовершенства жизни и общества.
Вильям Джемс МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА Перевод В. Г. Малахиевой-Мирович и M. B. Шик William James The Varieties of Religious Experience: A Study in Human Nature Being the Gifford Lictures on Natural Religion Delivered at Edinburgh in 1901 1902 Издание журнала "Русская Мысль". Москва, 1910
Логос рациональные и вербальные средства, необходимые для выражения религиозных идей. Рационально логическое основание религии также задают критерий развитости религии. Народности, ко торые не обладают высоким уровнем понятийного мышления, зачас тую имеют простую форму религии с «подручными» богами.
Лекция XX Выводы Обобщение характерных черт религиозного сознания. – Возможность и правомерность различных религий и верований. – "Наука о религиях" может лишь указывать на истинность того или иного верования, но не может научить верить в него. – Критика утверждения, что религиозное сознание является "пережитком" примитивного мышления. – Современная наука отрицает личный аспект вселенной. – Антропоморфизм и персонификация явлений природы есть типичная черта до научного мышления. – Реальное значение личного аспекта природы. – Объекты науки абстрактны, – только индивидуальный опыт конкретен. – Религия, в противоположность науке, живет в области конкретного. – В основе своей религия есть биологическое явление. – Простейшей формой его является страдание и освобождение от него; описание процесса освобождения от страдания, – Реальность "высшей силы". – Гипотеза, предлагаемая автором: 1) "Подсознательное я" является посредствующим звеном между природой и высшим миром; – 2) Высший мир, или "Бог" – 3) Его реальные воздействия в мире природы.
Послесловие Философская точка зрения автора этой книги может быть определена, как «частичный» или «грубый» супранатурализм. – Критика универсального супранатурализма. – Различие в принципах должно вести к различию в практических следствиях из них. – Практические следствия из бытия Бога. – Бессмертие. – Вопрос о единстве и бесконечности Бога: религиозный опыт не дает положительного ответа на этот вопрос. – Плюрализм и политеизм более всего согласуется с обычным сознанием.
Английские ученые Дж. Леббок (18341913) и Э. Тейлор (1832 -1917) предложили следующую классификацию религии в человеческой цивилизации политеизм, генотеизм (т. е. служение одному божеству как верховному при существовании других богов) и монотеизм.
Леббок (Lubbock) Джон (1834 1913) английский археолог и этнограф, один из классиков буржуазной эволюционистской ( «антропологической» ) школы, последовательный сторонник применения естественноисторического сравнительного метода в изучении человеческой культуры. Предложил удачную периодизацию археологических памятников, разделив каменный век на палеолит и неолит. Исследовал вопросы истории культуры, особенно истории брака и семьи; древнейшей их формой он признавал «коммунальный» (т. е. групповой) брак, из которого позже, через обычай похищения женщин и экзогамию, развился индивидуальный брак. В развитии религиозных верований пытался установить общие для всего человечества стадии: атеизм (безрелигиозный период), фетишизм, тотемизм, шаманизм и т. д. Леббок впервые применил комплексное использование археологического и этнографического материала для изучения первобытной истории. ═ Соч. : Prehistoric times, L. , 1865; The origin of civilization, L. , 1870.
Эдвард Бёрнетт Тайлор (1832 1917) выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии и антропологии, отец эволюционной теории развития культуры.
• Основоположник анимистической теории происхождения религии. • Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. • Каждое следующее поколение людей в любом обществе живёт в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито. • Метод Тайлора напоминал работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать в зависимости от географической и исторической принадлежности, а затем составить из них генетические ряды. • Явления культуры, подобно растениям и животным, распадаются на роды, виды, подвиды.
• Внутри вида обычаев содержатся такие подвиды, как обычай наносить татуировки, обычай подпиливать зубы, обычай счета десятками и т. д. • Подобно животным или растениям обычаи и другие культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной исторической эпохи в другую. • Поэтому у разных народов, живущих в разные периоды истории, отмечаются сходные культурные черты. • Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа, Тайлор называл культурой.
• Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда, согласно Тайлору, обусловлена не столько усилиями мысли, сколько действием механизма проб и ошибок, поощрения и наказания, а также подражанием, внушением, влиянием индивидуальных и групповых интересов. • Эволюционные ряды независимы, но они способны перекрещиваться, и тогда соединение далеко отстоящих друг от друга культурных явлений порождает качественно новые решения.
Эндрю Лэнг (1844 1912) – английский писатель, переводчик, историк и этнограф. Основные религиоведческие работы: "Обычай и миф" (1884), "Миф, ритуал и религия" (1887), "Современная мифология" (1897), "Становление религии" (1898), "Магия и религия" (1901), "Загадка тотемизма" (1905), "Истоки религии" (1908).
• В своих работах Эндрю Лэнг подверг критике господствующую в его время анимистическую теорию происхождения религии. • Он считал, что идея Бога не может быть логически выведена из первобытных представлений о душах, духах и призраках. Главным источником религии, по мнению Эндрю Лэнга, является вера в "могущественное Высшее Бытие, Творца всех вещей, Отца морали и Судию людей". • С другой стороны, рассматривая природу анимистических верований, входящих составной частью во все религии, Эндрю Лэнг выдвинул предположение, что их источником являются "сверхнормальные" переживания людей, которые игнорируются рационалистической эволюционистской антропологией. • Поэтому он призывал исследователей мифологии и религии более внимательно отнестись к таким явлениям, как ясновидение, гипнотизм, телепатия, галлюцинирование и т. п.
Вильгельм Шмидт с 1912 1955 гг. опубликовал свой главный труд «Происхождение идеи Бога» , в котором стремился обосновать концепцию первобытного монотеизма (прамонотеизма) изначального существования у всех народов веры в единого верховного Бога творца. Во время преподавания в Венском университете (1921 1937) он подготовил к изданию труд «Народы и культуры» , который он начал писать еще в 1914 году. В этой работе он изложил основные принципы теории культурных кругов, которая, как он считал, лежала в основе развития человечества.
Согласно представлениям Шмидта, старейшая культура человечества (которую он называл пракультурой Urkultur) это культура охотников собирателей, останки которой находятся среди пигмеев и пигмоидов, также как и в арктической области Америки и юго восточной Австралии. Из этой пракультуры возникли, независимо друг от друга, три «главных культуры» : • культура, основанная на выращивании растений, связанная с матриархатом и развитием сбора растений женщинами, • «высокая охотничья культура» , контролируемая мужчинами и связанная с тотемизмом, и • патриархальная пастушечья культура, основанная на кочевом хозяйстве.
• Каждый из трех первоначальных «культурных кругов» , выделенных Шмидтом, возник, по его взгляду, только в данной географической области и затем распространился посредством миграции. • Вследствие смешивания первичных культур возникают вторичные и третичные культуры, которые в свою очередь дают возникновение новым культурам. • Вышеуказанные изменения в экономическом базисе культуры также имеют свое влияние на общество, как и на религию.
В результате своих этнографических исследований, Шмидт приходит к следующим выводам: 1. отмечает, что монотеизм является религией существующих в настоящее время охотников собирателей, которые были исследованы им: их высшее существо, творец мира, связан с этикой и почитается в культе. 2. утверждает, что так как эти народы представляют для нас наиболее древние из доступных форм культуры человека, это становится основанием для утверждения, что монотеизм является старейшей религией человечества. 3. декларирует, что так как религии этих людей особенно их представления о высшем существе отражают столь много общих характерных черт, следует заключить, что они имели общее историческое происхождение.
4. рассуждает, что образ высшего существа, которого придерживаются примитивные народы, является столь высоким, что он не выводится из человеческого опыта, и что, следовательно, его можно проследить к первоначальному Божественному Откровению. 5. постулирует, что в течение последующего развития, прогресс во внешней культуре был достигнут многими народами, хотя зачастую встречается упадок в области религии и этики.
Зигмунд Фрейд (1856 1939) австрийский психолог, психиатр, невролог. «Тотем и табу» опубликованная в 1913 г. книга, в которой он развивает свою теорию происхождения морали и религии. Одной из главных задач З. Фрейд видел в применении своего метода к изучению психологии первобытных народов. Он считал, что этнографам (этнологам) это даст новый инструмент, а психоаналитики смогут получить ценный этнографический материал. В начале работы Фрейд отмечает то влияние, которое на него оказал доклад К. Г. Юнга.
У всякого принимающего участие в развитии психоаналитического исследования остался достопамятным момент, когда К. Г. Юнг на частном научном съезде сообщил через одного из своих учеников, что фантазии некоторых душевнобольных (раннее слабоумие) удивительным образом совпадают с мифологическими космогониями древних народов, о которых необразованные больные не могли иметь никакого научного представления. Соглашаясь с этим, З. Фрейд говорит, что «душевнобольной и невротик сближаются с первобытным человеком, с человеком отдаленного доисторического времени, и если психоанализ исходит из верных предположений, то должна открыться возможность свести то, что у них общего, к типу инфантильной душевной личности» . Основным этнографическим материалом в работе служат труды Дж. Фрэзэра, В. Вундта.
Боязнь инцеста Данная глава посвящена изучению многочисленных запретов на половые сношения, явление экзогамии. З. Фрейд выделяет следующие особенности: • Более жёсткие наказания за нарушение запретов, вплоть до смертной казни; • Отсутствие практических мотивов табу, его «немотивированность» ; • Характер наследственности. Если мужчина из одного клана женился на женщине (из другого), то все потомки принадлежали к клану матери (по мнению З. Фрейда именно эта форма, матриархат, была характерной для тех времен, когда возникла экзогамия), что исключает возможность инцеста, так как те, кто принадлежал к клану с одним тотемом, считались кровными родственниками.
Табу и амбивалентность чувств Рассматривая один из интереснейших вопросов в этнографии возникновение и развитие запретов у различных народов, З. Фрейд сравнивает табу и навязчивое состояние у душевнобольных, называет их «болезнью табу» и приводит в подтверждение два примера. Вождь маори не может раздувать огонь, так как иначе его священная сила передастся огню, от огня к горшку, от горшка к пище, а съевший эту пищу человек умрет.
Пациентка отказывается брать ту или иную вещь купленную мужем, требуя ее удалить, иначе она сделает «невозможным» помещение, так как предмет куплен в лавке на Олений улице, а такова фамилия ее подруги. Эта подруга для нее «невозможна» , а следовательно и все вещи купленные в лавке, на Олений улице, а затем в Вене, как и сама подруга табу. Возникновение таких запретов, а также навязчивого состояния, З. Фрейд объясняет тем, что в раннем детстве возникает сильное чувство наслаждения от прикосновения, но ему скоро противопоставляется запрет извне. В результате чего, само чувство наслаждения переходит в бессознательное и таким образом у человека складывается «внутреннее противоречие» : существование желания к предмету и запрещение его, что и может привести к неврозам, а само такое отношение к предмету амбивалентным.
Фетишизм [от фр. fetiche идеал, талисман] это вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов. Он выражается в поклонении предметам, поразившим воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, ювелирное изделие, камень. Этим предметам приписываются свойства, не присущие им: способность защищать от опасности, при носить удачу, помогать на охоте, лечить, давать урожай. Обращение с фетишем не всегда носило печать богопочитания. Фетиш могли истязать (в Аф рике в него вбивают гвозди, чтобы он лучше запомнил обращенные к нему просьбы); за беспомощность фетиш могли наказывать.
Фетишизм следует отличать от преклонения перед святынями. Практически во всех религиях присутствуют объекты поклонения, однако они не считаются фетишами, если есть объективные (для верующих) основания считать какой то предмет сакральным. Та кими бъективными основаниями могут о выступать: • связь объекта с Божеством или святым, что, как считается, передает ему часть святости, способности очищать человека (камень Кааба в мусульманстве, символ распятия); • обладание объекта некоторым духовным статусом (мощи, священные реки в Индии).
Анимизм [от лат. anima душа] представления о населенно сти мира духами вещей, о наличии души у всех предметов. Обра щаясь к вещи по имени, человек полагает, что она его слышит и понимает, что ее можно задобрить. Это представление о том, что каждый предмет, каждое явление живой или неживой природы имеет свою душу, зафиксировано в верованиях большого числа народов и племен.
Аниматизм [от лат. animatus одушевленный термин Р. Маррет] вера в стихийную безличную силу, воздействующую на жизнь человека и при известных обстоятельствах тоже подверженную воздействию. Эта сверхъестественная сила определяет все жизненные процессы в природе (урожай, успех в охоте, на войне и т. д. ). Такую силу, проявившую мироздание и пронизывающую природу индейцы алгонкины называли именем Маниту, полинезийцы почитали как Мана, папуасы Оним, австралийские аборигены Вангарр, жители Западного Судана Ньяма, пигмеи – Мегбе, зулусы Умойа, угандийцы Жок, северные конголезцы Элима, дакоты Вакан, ирокезы Оренда и т. д. Все эти имена ука зывают у этих народов на супранатуральную силу, которая обна руживает свое присутствие через связь вещей и явлений. Это более высокая ступень по сравнению с анимизмом, однако, ее нельзя счи тать монизмом, или верой в Абсолютный Дух, в силу суеверных наслоений, которые ее окружают.
Тотемизм еще один типичный прием «религий человека» . Это вера в тесную связь между какой то группой людей и их «род ственником» , который может быть растением, животным или даже неодушевленным предметом, определенным животным или расте нием. Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототеман» , что на языке североамериканских индейцев од жибве означает «род его» . Смысл этой практики заключается в обожествлении животных и растений, которые предполагается поддерживают жизнь рода. В Австралии тотем переводится как «это наше мясо» , т. е. понимается очень прагматически. Проживали в штатах Нью Йорк, Миннесота, Мичиган и Северная Дакота. Сейчас осталось 16 000 человек.
Тотемизм следует отличать от почитания в некоторых религи ях отдельных представителей животного мира. В индуизме есть от дельные священные животные обезьяна Хануман, змей Шеша, орел Гаруда, т. е. почитаются конкретные представители, а не весь вид в целом. Существует также зоолатрия, поклонение животным на осно вании каких то их выдающихся качеств. Так, в индуизме почитает ся бык и корова, символизирующие принцип Отца и Матери чело века. Поэтому их оберегают как священных животных.
Магия [от гр. mageia колдовство, волшебство] совокуп ность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность сверхчеловеческого влияния на ход событий объек тивного мира в желаемом направлении. Магия применялась тогда, когда возникла опасность для жизни. При строительстве лодки полинезийцы использовали магию, т. к. передвижение по морю было опасным, а при строительстве дома магия не применялась. При охоте на акул используются магические приемы, а при ловле обыч ной рыбы нет. По форме магия делиться на • инициальную, • парци альную • воображаемую. По цели магия бывает земледельческая, охотничья, метерологическая, военная. Научный прогресс потес нил магию, она осталась только в тех сферах, где не всегда есть ра циональное решение, это лечебная, вредоносная, любовная магия. Вера в магию основана на мифологическом сознании, которое при сутствует в любом обществе.
Греция Функция Рим Аид бог царства мертвых Плутон Аполлон Арес бог солнца и покровитель Аполлон искусств бог войны Марс Артемида богиня охоты Диана Асклепий бог врачевания Эскулап Афина богиня мудрости справедливой войны и Минерва
Афродита Борей Геба Геракл богиня любви Венера и красоты бог северного Аквилон ветера богиня юности Ювента царица богов герой, совершивший знаменитые 12 подвигов Юнона Геркулес
Гермес бог торговли ловкости Гестия богиня домашнего Веста очага Гефест бог огня кузнечного ремесла и Вулкан Гея Деметра богиня земли богиня полей плодородия Теллус и Церера Дионис (Вакх) бог виноградарства виноделия Зевс верховный бог и Меркурий Бахус, Либер и Юпитер
Зефир Кронос Мойры Музы Ника (Нике) Одиссей бог западного ветра бог времени богини человеческой судьбы покровительниц ы наук, поэзии и искусств богиня победы герой, главное действующее лицо “Одиссеи” Фавоний Сатурн Парки Камены Виктория Улисс
Пан Персефона Полидевк Посейдон бог лесов, охотников и пастухов, всей природы богиня плодородия и царства мертвых герой, один из Диоскуров , брат близнец Кастора бог морей и Фавн Прозерпина Поллукс Нептун
Селена Тихе Тюхе) Хариты Эос Эринии богиня луны (Тиха, богиня случая и судьбы богини красоты и изящества богиня утренней зари богини мщения Эрот (Эрос) бог любви Диана Фортуна Грации Аврора Фурии Амур, Купидон
религий анимистических, т. е. первобытных, верований придерживаются около 216, 2 млн. жителей планеты
РГ РУС Л.3 2015.pptx