1e6315ecb3398bf2d92de2fbed935858.ppt
- Количество слайдов: 20
Алгоритмика в заданиях КИМ ГИА 2012 Учитель информатики и ИКТ МОУ «Гимназия № 108» Ленинского района г. Саратова Ясакова Е. Ю.
Классификация по кодификатору 1. 3 Обработка информации 1. 3. 1 Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании 1. 3. 2 Алгоритмические конструкции 1. 3. 4 Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Требования к условиям подготовки, освоение которых проверяется на ГИА выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, по информатике и ИКТ Знать/понимать 1. 3 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма Уметь: 2. 1 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 3. 1 создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем)
Распределение заданий КИМ по содержанию и видам деятельности Обработка информации - число заданий - 5; - максимальный первичный балл - 9; - процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22 - 40, 9% На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный материал, как: - понятие алгоритма, его свойств, способов записи; - основные алгоритмические конструкции (ветвление и циклы) Задания, проверяющие сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации: - использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей; - формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
Обобщенный план варианта КИМ 2012 года для ГИА выпускников 9 классов по информатике и ИКТ № зада ния Проверяемые элементы содержания Код по кодифик атору Код требований к Уровень уровню сложности подготовки по задания кодификатору Максима льный балл за выполне ние задания Примерно е время выполнени я задания (мин. ) 6 Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке 1. 3. 1 2. 1 Повышенный 1 6 1. 3. 1/1. 3. 2 2. 1 Базовый 1 3 9 Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке 1. 3. 1 2. 3 Базовый 1 4 10 Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке 1. 3. 1/1. 3. 2 2. 3 Повышенный 1 6 14 Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя 1. 3. 1 2. 1 Повышенный 1 5 16 Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки 1. 3. 5 2. 1 Повышенный 1 7 20 Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20. 1) или на языке программирования (вариант задания 20. 2) 1. 3. 1/1. 3. 3. 1 2/1. 3. 3/1. 3. 4/1. 3. 5 Высокий 2 45 8
6 Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные – уменьшается. Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, – 3) переместит Чертёжника в точку (6, – 1). Запись Повтори k раз Команда 1 Команда 2 Команда 3 конец означает, что последовательность команд Команда 1 Команда 2 Команда 3 повторится k раз. Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 3 раз Сместиться на (– 3, – 2) Сместиться на (2, 1) Сместиться на (3, 0) конец Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? 1) Сместиться на (– 3, – 6) 2) Сместиться на (– 6, 3) Сместиться на (6, – 3) 4) Сместиться на (3, 6)
Ответ: (-6; 3) 6 y 5 4 3 2 1 0 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 -1 -2 -3 -4 -5 -6 1 2 3 4 5 y 6
8 Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке В алгоритме, записанном ниже, используются целочисленные переменные a и b, а также следующие операции: Обозначение Тип операции : = Присваивание + Сложение – Вычитание * Умножение / Деление Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма: a : = 3 b : = 2 b : = 9 + a * b a : = b / 5 * a Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a. Ответ: ______________.
9 Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведен на трех языках программирования. Алгоритмический язык Бейсик Паскаль алг нач цел s, k s: =0, нц для k от 1 до 11 s: =s+12 кц вывод s кон s = 0 FOR k = 1 TO 11 s= s+12 NEXT k PRINT s END Var s, k: integer; Begin s: =0; for k: =1 to 11 do s: =s+12; write(s); End. Ответ: ______________.
10 Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке В таблице Dat хранятся данные измерений среднесуточной температуры за неделю в градусах (Dat[1] – данные за понедельник, Dat[2] – за вторник и т. д. ). Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведен на трех языках программирования Алгоритмический язык алг нач целтаб Dat[1: 7] цел k, m, day Dat[1]: =7; Dat[2]: =9; Dat[3]: =10; Dat[4]: =8; Dat[5]: =6; Dat[6]: =7; Dat[7]: =6; day: = 1; m: =Dat[1]; нц для k от 2 до 7 если Dat[k] < m то m: =Dat[k]; day: =k все кц вывод day кон Бейсик DIM Dat(7) AS INTEGER Dat(1)=7: Dat(2)=9 Dat(3)=10: Dat(4)=8 Dat(5)=6: Dat(6)=7 Dat(7)=6 day = 1 : m=Dat(1) FOR k = 2 TO 7 IF Dat(k) < m THEN m=Dat(k) : day=k END IF NEXT k PRINT day END Паскаль Var k, m, day: integer; Dat: array[1. . 7] of integer; Begin Dat[1]: =7; Dat[2]: =9; Dat[3]: =10; Dat[4]: =8; Dat[5]: =6; Dat[6]: =7; Dat[7]: =6; day: = 1; m: =Dat[1]; for k: =2 to 7 do begin if Dat[k] < m then begin m: =Dat[k]; day: =k end write(day); End.
Решение Var k, m, day: integer; Dat: array[1. . 7] of integer; Begin Dat[1]: =7; Dat[2]: =9; Dat[3]: =10; Dat[4]: =8; Dat[5]: =6; Dat[6]: =7; Dat[7]: =6; day: = 1; m: =Dat[1]; for k: =2 to 7 do begin if Dat[k] < m then begin m: =Dat[k]; day: =k end write(day); End. Находим минимальную температуру и выводим номер первого (неравенство Dat[k] < m строгое) дня недели в который температура была минимальной Ответ: 5
14 Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера: 1. умножь на 3 2. вычти 2 Первая из них увеличивает число на экране в 3 раза, вторая уменьшает его на 2. Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 30, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 11221 – это алгоритм умножь на 3 вычти 2 умножь на 3 который преобразует число 1 в 15. ) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них. Ответ: ______________.
Способы решения Прямой 2*3=6 6 -2=4 4*3=12 12 -2=10 10*3=30 Ответ: 12121 Обратный 30/3=10 10+2=12 12/3=4 4+2=6 6/3=2
16 Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она чётна, то в середину цепочки символов добавляется символ А, а если нечётна, то в начало цепочки добавляется символ Б. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А – на Б, Б – на В и т. д. , а Я – на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходной была цепочка ВРМ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ВГСН, а если исходной была цепочка ПД, то результатом работы алгоритма будет цепочка РБЕ. Дана цепочка символов ПУСК. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ Ответ: ______________.
Решение ПУСК (4, чет) ПУАСК РФБТЛ (5, нечет. ) БРФБТЛ ВСХВУМ Ответ: ВСХВУМ
Способы поменять местами два элемента А и В в массиве С помощью введения операции дополнительной сложения переменной С: =А А: =А+В А: =В В: =А-В В: =С А: =А-В