Альфред Реджинальд Радклифф-Браун.pptx
- Количество слайдов: 34
Альфред Реджинальд Радклифф-Браун • Рэдклифф-Браун; родился 17 января 1881, Бирмингем — 24 октября 1955, Лондон) — британский этнограф и социальный культурный) ( антрополог, один из основоположников структурного функционализма и современной социальнокультурной антропологии.
Научные взгляды оказала влияние французская социологическая школа (прежде всего, Эмиль Дюркгейм) идеи позитивизма социальные отношения являются результатом удовлетворения потребностей человека В отличие от Бронислава Малиновского, полагал, что культура удовлетворяет базовые потребности не каждого человека в отдельности, а всего общества в целом Социально-культурную антропология- это высшая степень обобщения теоретического материала, собранного этнографией. Необходимость использовать эмпирические методы исследования.
Основные работы: Ø «Андаманские островитяне» (1922), Ø «Методы этнологии и социальной антропологии» (1923), Ø "Историческая и функциональная интерпретация культуры" (1929). ØСтруктура и функции в примитивных обществах» (1952)
Социологическая теория тотемизма. • В создании своей теории тотемизма Рэдклифф-Браун основывался на идеях и общих методологических принципах Э. Дюркгейма • Полностью принял дюркгеймовскую символическую трактовку тотемизма, однако опыт привел его к выводу о том, что она не объясняет многое в эмпирических проявлениях тотемизма у конкретных народов.
Необходимыми условиями существования тотемизма Рэдклифф. Браун считал: • 1) полную зависимость общества от природной среды, которая наблюдается у охотников и собирателей; • 2) наличие сегментарной организации, т. е. членения общества на кланы, фратрии и тому подобные единицы.
Тотемизм австралийских аборигенов состоит из: • 1) орды, т. е. патрилинейной локальной группы; • 2) определенного количества классов объектов — животных, растений и других явлений, таких, как дождь, солнце, жара, ненастье, дети и т. д. ; • 3) определенных священных мест в пределах территории орды; • 4) определенных мифологических существ
тотем Социальная структура Тотемическая модель вселенной трактовалась им как представление о структуре общества, облеченное в образы животного и растительного мира.
Табу
Английское слово taboo * происходит от полинезийского слова tabu (с ударением на первом слоге). В языках Полинезии это слово означает просто-напросто «запрещать» , «запретное» и прилагается к любому виду запретов. Правило этикета, приказ вождя, назидание детям не трогать чужих вещей — все это может быть выражено словом tabu.
в антропологии слова табу ( taboo) напоминают полинезийский пример, представляется нежелательным и неудобным tabu имеет гораздо более широкое значение, соответствующее нашему слову forbidden(запретный)
«Я хотел бы обратиться к обычаям, которые мы рассматриваем …» Ритуальные избегания Ритуальная значимость Ритуальный запрет Ритуальны статус Ритуальный статус
Ритуальный запрет это правило поведения, связанное с верой в то, что его несоблюдение приведет к нежелательному изменению ритуального статуса лица, это правило нарушившего.
Обо всем, что является объектом ритуальных избеганий, или табу, — о человеке, материальных объектах, месте, слове или имени, событии или происшествии, дне недели или времени года — можно сказать, что оно обладает ритуальной значимостью.
Ритуальная значимость демонстрируется в поведении по отношению к тому или иному объекту или событию
Что касается ритуальных избеганий их мотивы могут варьировать: от весьма неотчетливой идеи, согласно которой некая неудача или невезение — не ясно, что именно, — вероятно, постигнет того, кто нарушит табу, до веры в то, что несоблюдение табу приведет к некому вполне конкретному и нежелательному результату.
Андаманским табу средство страховки от осложнений
Санкции -это реакции определенной части общества или значительного числа его представителей на тот или иной способ поведения: реакция одобрения (позитивная санкция) или неодобрения (негативная санкция).
Санкции можно подразделить Диффузные Организованные • это спонтанное выражение одобрения или осуждения членами общества, выступающими в качестве индивидов • общественные акции, осуществляемые в соответствии с некоторой традиционной и признанной обществом процедурой
Санкции эффективны в силу того, что индивид хочет получить одобрение или избежать неодобрения со стороны своих товарищей, получить предусмотренное обществом вознаграждение или избежать такого наказания, которым общество угрожает. потому, что индивид привыкает реагировать на различные типы поведения, высказывая одобрительные или порицающие суждения, точно так же как и его товарищи. Вывод: А следовательно, он оценивает собственные действия, как в перспективе, так и в ретроспективе. Таким образом, то, что называют совестью в широком смысле слова, является рефлексом индивида на санкции общества.
Религиозные в каждом обществе имеют в своей основе определенные верования, которые сами по себе обязательны. Поэтому санкции этого типа действуют только в пределах религиозного сообщества.
Религиозные санкции включают веру в то, что наиболее неудовлетворительные с точки зрения религии и ритуалов условия (нечистота, греховность) могут быть устранены с помощью принятых в обществе процедур — очищения, жертвоприношения, искупления, исповеди и покаяния
Итак, религиозные санкции отличаются от других видов диффузных санкций Наличием верований и убеждений, обозначенных выше. Они не поддаются простому определению или описанию.
Организованные санкции следует рассматривать как особым образом трансформировавшиеся диффузные санкции, что часто происходит под влиянием религиозных верований.
«При рассмотрении функций социальных санкций не так важно влияние санкций на человека, к которому они применяются, как воздействие этих санкций на применяющее их сообщество» .
Функция санкции Восстановить социальную эйфорию САНКЦИИ Выход коллективному чувству Устраняют конфликт
2 подхода к изучению религии: Типичный подход к изучению религий — это трактовка всех, как комплексов ложных убеждений или иллюзорных практик. Религия — это важная или даже неотъемлемая часть сложного механизма (такая же, как мораль и право), часть сложной системы.
При изучении любой религии мы в первую очередь должны исследовать специфически религиозные действия, церемонии и коллективные или индивидуальные обряды.
Три способа регулирования поведения человека закон, мораль религия которые в обществах различного типа дополняют друга и сочетаются друг с другом по-разному.
Закон • Правовые санкции Мораль • Санкции общественного мнения и совести Религия • Религиозные санкции
Вывод: Интегративную функцию религиозных верований и обрядов Рэдклифф-Браун трактовал как воздействие «моральной силы» религии на индивидуальное сознание, формирующее в нем чувство коллективной солидарности. Сферы морали и религии различны; но будь то примитивное или цивилизованное общество, может существовать область, в которой они частично совпадают.
Рэдклифф-Браун видел значение религии для социальной структуры в том, что она (религия) придает «объекту» триады специфическую безусловную, или, как назвал ее исследователь, «ритуальную значимость» . триада: Субъект 1—Субъект 2—Объект. устранил логическое несовершенство дюркгеймовского положения о раздвоении мира в религиозном сознании на «священное» и «обыденное»
Альфред Реджинальд Радклифф-Браун.pptx