Александровский классицизм.ppt
- Количество слайдов: 26
Александровский классицизм Петербургский Ампир Штейн-Миллер Екатерина Александровна 1 курс Факультет Конфликтологии/направление Юриспруденция
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ историко-региональный стиль русского классицизма начала 14 в. по имени одного из самых выдающихся государей императора Александра I Павловича (1801 -1825), человека выдающихся способностей, чрезвычайной образованности и высоких нравственных идеалов Молодой император сыграл роль новых идей, в искусстве и, прежде всего, в архитектуре Петербурга. 24 марта 1801 — 19 ноября 1825 10 -й император всероссийский Возникновение и художественная особенность стиля александровского классицизма состояли в последовательном проникновении вглубь веков: от открытий Геркуланума и Помпей, вдохновлявших художников предшествовавшей эпохи, через изучение Палладио и Витрувия к развалинам древнегреческих храмов Пестума и Сицилии, и, еще далее, вплоть до Египта. Главным было стремление к наивозможной простоте, ясности, монументальности.
Архитектура Александровского классицизма - эпоха позднего классицизма и его расцвет. На формирование стиля огромное влияние оказало открытие памятников древнегреческой архитектуры, долгое время находившихся вне поля зрения европейцев и непосредственное участие в процессе формирования национальной архитектуры самого императора Александра I. Александровский классицизм - историко-региональный стиль русского искусства начала XIX века. Проявился, главным образом, в архитектуре и декоративноприкладном искусстве Петербурга до начала Отечественной войны 1812 г. Название ввел в обиход художник и историк искусства И. Грабарь в 1912 г. Другие историки архитектуры называют этот неповторимый стиль, следующий за екатерининским классицизмом, либо просто русским классицизмом, либо «высоким классицизмом» . Последнее определение менее содержательно. Так же принято называть этот стиль «русским ампиром»
Казанский собор (Санкт-Петербург) Ампи р (от фр. empire — «империя» ) — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона 1; развивался в течение трёх первых десятилетий 19 века; сменился эклектическими течениями. Петербургский ампир отличался истинно русским градостроительным размахом и ориентацией не на греческую, а на римскую классику. Созданный величественный ансамбль улиц и площадей Петербурга как нельзя лучше соответствует образу имперского, ампирного города.
Экле ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 -е-1890 -е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера — частный домдворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге
Меню Казанский собор Горный институт Дом графини А. Г. Лаваль Здание Биржи Здание Главного Адмиралтейства Здания К. И. Росси
Казанский собор Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале 18 века были переведенские слободы. На месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня. В 1712 году на её месте была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери. 24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Заложен он был 6 сентября того же года, строился по проекту М. Г. Земцова. Прототипом храма был Петропавловский собор, Земцов строил его основываясь на работах своего учителя - Доменико Трезини. Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским собором.
К концу 18 века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797 -1800 годах был проведён конкурс на проект нового соборного храма. В конкурсе участвовали Ч. Камерон, Ж. Ф. Тома де Томон и А. Н. Воронихин. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме. Воронихин А. Н. Среди поставленных задач перед архитекторами стояла необходимость вписать новое монументальное здание в уже сформировавшееся архитектурное пространство. по православным традициям • алтарь должен был обращён на восток • главный фасад - на запад, то есть не на Невский проспект, а на Мещанскую (ныне Казанскую) улицу. Работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину. Закладка храма состоялась 27 августа 1801 г. Спустя 10 лет строительство было завершено. 15 сентября 1811 г. В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.
1. Собор имеет крестово-купольную форму. 2. В основании лежит четырехконечный 3. крест 4. Длина собора 72, 5 метра 5. Ширина - 56, 7 метра 6. Высота собора с куполом 71, 5 метр 7. Его основанием является высокий 8. барабан, прорезанный окнами и декорируемый пилястрами. (итал. pilastro от лат. pila «колонна» , «столб» ) вертикальный выступ стены В отделке храма использовались только отечественные материалы: • олонецкий мрамор • выборгский и сердобольский гранит • рижский известняк. Наружные стены собора, колонны, капители и барельефы выполнены из пудожского камня желтоватого известняка, добываемого вблизи Петербурга под городом Гатчиной. Впервые в строительной практике Воронихиным здесь была применена металлическая конструкция купола.
Капите ль (от лат. caput — «голова» ) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Барелье ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Меню Казанский собор Горный институт Дом графини А. Г. Лаваль Здание Биржи Здание Главного Адмиралтейства Здания К. И. Росси
Горный институт на набережной Невы Здание Горного института, Петербург (1806 -1808). А. Воронихин
Похищение Прозерпины Поединок Геракла с Антеем В моду входили колонны мощного и строгого дорического ордера храма Посейдона в Пестуме вместо распространенных ранее коринфских. В стиле пестумского храма было выстроено А. Воронихиным. Это одно из первых зданий александровского времени в Петербурге. Горный институт , расположенный на набережной Невы с монументальными скульптурными группами, по моделям С. Пименова и В. Демут-Малиновского, также стилизованными под архаику, изображающими поединок Геракла с Антеем и Похищение Прозерпины (1806 -1808). Горный институт действительно ассоциирующемся с Ампиром, прежде всего, из-за имперского замысла, принадлежавшего еще императору Павлу, основными качествами композиции являются простота и ясность силуэта.
Меню Казанский собор Горный институт Дом графини А. Г. Лаваль Здание Биржи Здание Главного Адмиралтейства Здания К. И. Росси
Дом графини А. Г. Лаваль (Английская наб. ) Воронихин А. Н. Тома де Томон Ж. -Ф. 1790 -1820 (1760 -1813) Француз Тома де Томон, перестраивая в 1806 -1809 гг. дом графини Лаваль на Английской набережной, оформил его интерьеры в строгом и мощном дорийском стиле, напоминающем и Египет, а знаменитые гранитные львы у парадного подъезда этого дома настолько связаны с архаикой, что перекликаются с фигурами египетских сфинксов, находящихся напротив, через Неву у Академии художеств. В этот замечательный период рождались самые важные градостроительные идеи. То, с чем в предыдущее столетие не смог справиться Дж. Кваренги, осуществил Тома де Томон. Он сумел создать грандиозную композицию стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и ростральными колоннами.
Главный фасад декорирован колоннадой из 10 -и ионических колонн. Окна боковых крыльев оформлены треугольными фронтонами-сандриками. Над сандриками размещены скульптурные панно на мифологические темы. Большой зал декорирован колоннами и покрыт зеркальным сводом. В помещениях сохранилась роспись под лепку.
Меню Казанский собор Горный институт Дом графини А. Г. Лаваль Здание Биржи Здание Главного Адмиралтейства Здания К. И. Росси
Здание Биржи Для здания Биржи Тома де Томон использовал чужой проект. Но сила невского пейзажа была столь велика, что это обстоятельство не помешало архитектору последовательно, шаг за шагом, в пяти проектных вариантах (18011804) создать истинно оригинальное произведение. Здесь Тома де Томон превзошел себя. В пояснении к проекту Биржи он писал, что здание окружено « 44 дорическими колоннами Пестум» (10 по главным фасадам и 12 по боковым). Высота колонн 11, 35 м. В то же время, хорошо известно, что в античном дорическом ордере колоннада, слегка отступая от стен храма, поддерживает его кровлю.
Ростральная колонна на фоне здания 25 июля 1805— 1816 В здании Биржи использован иной композиционный прием колоннады, свободно опоясывающей объем здания и «распространяющейся в окружающий ее пейзаж» . Колонны расставлены мощно и широко (интерколумнии - расстояния между колоннами, оказались значительно шире, чем в античных постройках Пространственный размах композиции усилен ростральными колоннами, по образцу древнеримских, но небывалой высоты (31, 71 м), и гранитными спусками к воде. Колонны должны были служить маяками. Идея морского могущества России выражена аллегорическими скульптурами у подножия колонн. Они изображают великие реки: Волгу, Волхов (работа скульптора Ф. Тибо), Днепр и Неву (скульптор И. Камберлен).
Меню Казанский собор Горный институт Дом графини А. Г. Лаваль Здание Биржи Здание Главного Адмиралтейства Здания К. И. Росси
Здание Главного Адмиралтейства (1806 -1823). Первоначальную планировку стрелки Васильевского острова осуществил А. Захаров. С именем этого русского зодчего связано другое выдающееся произведение архитектуры александровского классицизма - здание Главного Адмиралтейства (1806 -1823). Перестраивая старое здание, возведенное И. Коробовым (см. Аннинский период), Захаров бережно сохранил идею петровского времени - золоченый «шпиц» с корабликом, впервые появившийся в 1719 г. Главный фасад П-образного в плане здания растянулся на 407 м, боковые - на 140 м. Чтобы избежать монотонности, архитектор применил трехчастную композицию, умело разработав боковые ризалиты портиками, а в центре смело водрузил «стрелу, похожую на мачту золотого корабля, на крышу греческого храма» , опоясав башню колоннадой ионического ордера.
Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков(крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны) — рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор — Ф. Ф. Щедрин)
Меню Казанский собор Горный институт Дом графини А. Г. Лаваль Здание Биржи Здание Главного Адмиралтейства Здания К. И. Росси
Здания и архитектурные ансамбли К. И. Росси 1775— 1849 Важнейшие постройки: • Михайловский замок • Здание Главного Штаба • Александринский театр • Здание Сената и Синода Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819— 1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819— 1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829— 1833), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827— 1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси).
Александринский театр Арка Главного штаба Публичная библиотека
Главной особенностью архитектуры александровского классицизма стала простота и даже аскетизм. Ни одно здание в Петербурге не могло быть построено без личного «апробирования» чертежей самим императором, который прекрасно разбирался в архитектуре. Как и его великая бабка, Александр был обуреваем страстью к строительству. В его царствование была построена значительная часть выдающихся памятников архитектуры «Северной Пальмиры» . Роль Александра в формировании классического облика Петербурга В стиле Ампир нет витиеватого орнамента как, например, в стиле барокко. Вместо него более строгие линейные орнаментные композиции в виде геометрического греческого орнамента, лавровых гирлянд и сплетений цветков – излюбленный декор древней акцен-римской цивилизации. В мебели используются приемы древнеримского и древнеегипетского декора – «звериные лапки» , сфинксы и т. д. Ведущие декоративные цвета – золотой и черный, получаемый при покрытии поверхностей черным лаком. В стиле Ампир широко используется мозаичная инкрустация плоских поверхностей глянцевидными пластинками, окрашенными в такие необычные для мебели цвета, как красный, голубой и зеленый.
Александровский классицизм.ppt