Островский. Биография . ГРОЗА.ppt
- Количество слайдов: 92
Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита. «Автобиографичекая записка»
Всмотритесь в портрет А. Н. Островского
«В его облике нет как буд то ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запёчатлённый точной кистью худож ника, и только глаза его голубые, умные и острые, отнюдь не назидатель ные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его свидетели совершающейся в нём горячей внутренней жизни. » (В. Я. Лакшин).
Если бы не этот взгляд, можно было бы, глядя на знаменитый порт рет, вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном до мишке холодно и в тёплой одежде сидят, чтобы руки ноги не стыли, а где то рядом кипит пузатый двухвёдерный самовар и на беленой скатерти боль шие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.
Обломок этого старого Замоскворечья покосившийся домишко с деревянным верхом на каменном подклете и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой, чудом уцелевший остаток прошлого, теснимый со всех сторон новостройками и спрямлёнными магистралями.
Здесь ранним весенним утром 12 апреля 1823 года в бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было прожить трудную, тревожную жизнь и стать великим писателем, обновителем русской сцены.
Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и иро ническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой замлею.
Глухие длинные заборы, одноэтажные домики в пять окон с густыми садами и огородами, герань на подоконниках, а в окнах чиновник с гитарой или купец в красной рубашке, пьющий чай «до третьей тоски» . . . Жизнь сон ная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала Островского с той самой поры, как он начал помнить себя.
Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок со лонину, запасались на год рыбой, мёдом и капустой. Здесь степенное беседо вали о своих плутнях за стаканом «пунштика» бородатые купцы, здесь их молодые жёны и дочери выглядывали на улицу из за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерейных» кавалерах.
Здесь почта была великой редкостью, а солдата инвалида, разносившего письма, пугались, как нежданной беды. Здесь люди доброжелательно пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича» . Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли
Здесь одни прези рали моду «из принципа» , другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напо маженные.
Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья» .
Основные периоды жизни и творчества А. Н. Островского. Островский получает хорошее домашнее образование, изучает древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.
Из письма И. А. Гончарова Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать – у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театром Островского» .
1835 1840 – Островский учится в 1 й Московской гимназии. 1840 – поступает в Московский университет на юридический факультет. 1843 – оставляет университет и поступает на службу в Московский Совестный суд. 1845 1851 – служит в Московском коммерческом суде. 1847 – в «Московском городском листке» Островский публикует первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтёмся» под названием «Несостоятельный должник» , затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина» ) и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя» .
Признание Островскому приносит комедия «Свои люди – сочтёмся» (первоначальное название – «Банкрут» , закончена в конце 1849 г. ). Ещё до публикации автор читал её вместе со знаменитым актёром П. М. Садовским и пьеса получила одобрительные отзывы H. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. H. Грановского и др. Комедию запрещают к представлению на сцене (впервые она была поставлена только в 1861 г. ). Автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под негласный надзор полиции.
После комедии «Свои люди – сочтёмся» Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по дветри пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами – С. А. Гедеоновым, Н. Я. Соловьёвым, П. М. Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К. Гольдони, Н. Макиавелли, М. Сервантес, Теренций и т. д. ).
Творчество Островского драматурга можно разделить на три периода: 1 й – 1847 60; 2 й – 1860 75; 3 й – 1875 86.
К первому периоду творчества относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом «Москвитянин» , публикует в нем свои пьесы. В первых пьесах Островского ( «Свои люди – сочтёмся» , «Бедная невеста» , «Не сошлись характерами» ) отчетливо прослеживаются отзвуки сатирической традиции Гоголя.
Затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала «Москвитянин» А. А. Григорьева, в пьесах «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) возникают патриархальные мотивы, идеализация русской старины и её обычаев. Эти настроения приглушают сатирический и критический пафос, свойственный ранним пьесам.
С 1856 г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» – сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов ( «В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Гроза» , (1859)).
Ко второму периоду (1860 -75) относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые дни", 1863, "Шутники", 1864, "Пучина", 1865), скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме.
На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин Сухорук" (1861; 2 я редакция 1866), "Воевода" (1864; 2 я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий ( «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875)).
Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах «Снегурочка» (1873) – «весенняя сказка» , по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев.
Почти все драматические сочинения Островского, созданные в третий период творчества (1875 -1886), печатаются в журнале «Отечественные записки» . В этот период Островский создает значительные социально психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878, "Последняя жертва", 1878, "Таланты и поклонники", 1882, и др. ). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А. П. Чехова.
О невероятной работоспособности драматурга свидетельствует даже сам факт его смерти: умер Островский в 1886 году за письменным столом в своем имении Щелыково (сейчас там находится дом музей), когда переводил пьесу Шекспира, а рядом лежали несколько томиков рукопис ных тетрадей дополнение к «Толковому словарю живого ве ликорусского языка» В. И. Даля, которое мечтал сделать Ост ровский.
Особенности стиля Островского
Что собой представляет русская драматургия до Островского? «Дра матическая русская литература представляет собою странное зрелище, писал Белинский в 1845 году. У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Гри боедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько нибудь замечательного, даже сколько нибудь сносного» .
Вся творческая жизнь Островского была посвящена борьбе за утверждение реализма в русском театре. Н. А. Добролюбов, призна вая необычайный талант Островского, писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны» . Пьесы Островского, писал критик, «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни» (Чтение отрывка из пьесы «Свои люди – сочтемся!» – монолог Липочки, которым открывается пьеса).
Л. Н. Толстой назвал Островского «общенародным писателем» . Дей ствительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал прав дивую картину русской жизни, начиная с 40 х и кончая 80 ыми годами XIX века, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое нашей Родины.
Новаторство Островского драматурга
1. Сюжеты – из жизни, они просты и типичны. 2. Центр тяжести – на характеры и породившую эти характеры общественную среду. 3. Характеры всегда социально конкретны: дается художественный анализ психологии мещанина. 4. Быт в пьесах – категория социальная, в нем проявляются поступки героев. 5. Действие в пьесах неспешное, с распространенной экспозицией и дополнительными эпизодами.
6. Развитие действия всегда последовательно и непрерывно. 7. Язык персонажей в пьесах является мощнейшим средством выявления идеи, а также для создания характеристик действующих лиц. 8. Сочетание комических и драматических элементов или их противопоставление. 9. Комические приёмы разнообразны, сценически выразительны и подчинены социально этическому содержанию пьесы.
В 1859 г. Островский создает драму «Гроза» один из шедевров рус ской драматургии. В статье «Темное царство» , написанной до появления «Грозы» , Н. А. Добролюбов писал о героинях и героях Островского:
«Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бес сильным ропотом, робко замирающим при самом зарождении. Нет ни све та, ни тепла, ни простора; гнилью и сыростью веет темная и тесная тюрь ма. Ни один звук с вольного воздуха, ни один луч светлого дня не прони кает в нее» .
Пьеса Островского «Гроза» создавалась в предреформенные годы (перед отменой крепостного права). Отмена крепостного права диктовалась объек тивной исторической необходимостью, однако одно временно влекла за собой и изменения всего уклада жизни России, изменения не только политические, экономические, но и нравственные, культурные.
Уход дворянства с исторической сцены почувствова ли и выразили в своих произведениях многие рус ские писатели И. С. Тургенев в «Дворянском гне зде» , «Отцах и детях» , И. А. Гончаров в «Обломове» . Островский воспринял начало нового времени по своему. Для него дворянский мир всегда был чу жим, незнакомым, а отсюда – и не совсем понятным, а вот мир «третьего сословия» купечества, мещанства, разночинной интеллигенции, напротив, был бли зок, понятен, интересен. В этом мире также назрева ли перемены, уходил в прошлое старый уклад жизни, патриархальные отношения, нравы и обычаи. Все это нашло отражение в пьесе Островского «Гроза» . Что послужило толчком для написания пьесы?
Из истории создания пьесы «Гроза» Литературная экспедиция по Верхней Волге 1856 1857 гг. В 1856 году Морское министерство организовало литературно этнографическую экспедицию с целью “описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озёр и рек Европейской России”. В ней принял участие и А. Н. Островский, совершив поездку от истоков Волги до Нижнего Новгорода. В качестве исследователя драматург побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве — не случайно славу вымышленного Калинова оспаривали сразу несколько приволжских городков! Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай… Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей. Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы. «Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала. Известный театральный деятель С. А. Юрьев
«Гроза» Две тенденции освещения традиционного уклада жизни — критическая, обличительная и поэтизирующая — в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Это произведение, написанное в жанровых рамках социально бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта.
“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! …пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”.
Это путешествие оживило и воскресило также и юношеские впечат ления драматурга, когда он в 1848 году впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца волжский город Кострому и далее в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциаль ного Верхневолжья
Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший Новгородскую старину до странных обычаев девичьей свободы и строгого затворничества замужних, вдохновил Островского на глубоко поэтическую «Грозу» с шаловливою Варварой и художественно изящной Катерной. Из воспоминаний друга Островского С. В. Максимова
«С Переяславля начинается Меря, записывает он в дневни ке, земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и кра сивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку. Это земляки мои возлюбленные, с которыми я, кажется, сойдусь хорошо. Здесь уже не увидишь маленького согнутого мужика или бабу в костюме совы, которая поминутно кланяется и приговаривает: «а батюшка, а батюшка. . . » Что ни мужчина, особенно из содержателей постоялых дворов, то «Галиап» , как говорит Николай Николаевич» (отец писателя).
«И все идет кресчендо, продолжает он далее, и города, и виды, и погода, и деревенские постройки, и девки. Вот уж восемь красавиц попались нам на дороге» . «По луговой стороне виды восхитительные: что за села, что за строения, точно как едешь не по России, а по какой нибудь обетованной земле» . И вот Островский в Костроме.
«Мы стоим па крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед, идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо. Вот проходит расшива, и издали чуть слышны очаровательные звуки; все ближе и ближе, песнь растет и поли лась, наконец, во весь голос, потом мало помалу начала стихать, а между тем уж подходит другая расшива и разрастается та же песня. И нет конца этой песне. . .
А на той стороне Волги, прямо против города, два села; и особенно живописно одно, от которо го вплоть до Волги тянется самая кудрявая рощица, солнце при закате забралось в нее как то чудно, с корня, и наделало много чудес. Я измучился, глядя на это. . . Измученный, воротился я до мой и долго, долго не мог уснуть. Какое то отчаяние овладело мной. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня? » .
Кострома. Беседка на берегу Волги
Церковь Воскресенья на Дебре
Бесплодными эти впечатления оказаться не могли, но они еще долго отстаивались и накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем вылились на бумагу такие шедевры его творчества, как «Гроза» и «Снегурочка» . Так случилось, что в течение доволь но длительного времени считалось: сам сюжет драмы «Гроза» Островский взял из жизни костромского купечества, в основу про изведения положено нашумевшеедело Клыковых.
Бесплодными эти впечатления оказаться не могли, но они еще долго отстаивались и накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем вылились на бумагу такие шедевры его творчества, как «Гроза» и «Снегурочка» . Так случилось, что в течение доволь но длительного времени считалось: сам сюжет драмы «Гроза» Островский взял из жизни костромского купечества, в основу про изведения положено нашумевшеедело Клыковых.
Костромской краевед Н. Виноградов обстоятельно исследовал «клыковское дело» и пришел к заключению, что именно им вос пользовался Островский в работе над «Грозой» . Очень уж много оказывалось тут почти буквальных совпадений. А. П. Клыкова прототип Катерины была выдана шестнадцати лет в угрюмую, нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старобобрядка, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она за ставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в баловстве и холе любимой бабушкой, была девуш кой веселой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье суровой, старообрядчески аскетической. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену oт придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.
И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, слу жащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку. И никто из костромичей не сомневался, что Островский использовал это дело в «Грозе» . Н. Виноградов так и назвал свою статью «В лаборатории творческой мысли А. Н. Островского» .
Прошло несколько лет, прежде чем исследователи Островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт по добного совпадения говорит о многом. Он свидетельствует о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролю бов неспроста увидел «что то освежающее и ободряющее» .
Родная автору ре ка Волга послужила достаточным количест вом свежих и живых впечатлений, сделалась ему родною и своею и в этом отношении влияла на его многоплодное творчество» . Писать «Грозу» Островский начал в июне июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса била опубли кована в журнале «Библиотека для чтения» в январском номере 1860 года. Цензор, подавший записку о допуске пьесы к печати, не упоминает ни о Кабанихе, ни о Диком. Да и жанр пьесы определил как «семейно бытовая драма» .
Герои пьесы Марфа Игнатьевна Кабанова Савел Прокофьевич Дикой Катерина Тихон Варвара
Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л, П. Никулиной Косицкой в роли Катерины. Бенефис позволял выбирать пьесу «по собственному усмотрению актера» . Вот так началось победное шествие «Грозы» по подмосткам российских театров. Оно продолжается и до сих пор. Разгаданы ли все загадки пьесы? Далеко нет. Вот и нам предстоит их разгадывать.
Б. Бабочкин в роли Кулигина
Уралов в роли Дикого
Рыкалова в роли Кабанихи
Юлия Ланская в роли Кабанихи
Пелагея Стрепетова
Стрепетова. Катерина
Пелагея Стрепетова в роли Катерины
Федотова в роли Катерина
Проводы Тихона
Семья Кабановых
Катерина и Борис. (Сцена прощания)
Финал. Гибель Катерины
Публика в. IV акте «Грозы»
Эскиз декорации к IV акту «Грозы»
Эскиз декорации к IV акту «Грозы»
«Гроза» в сегодняшнем «Современнике»
Смысл заглавия драмы «Гроза» Гроза – атмосферное явление, при котором в облаках или между облаками и землей возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом.
Гроза О ком нибудь или о чем нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх; Страх, угроза, кара, наказание; Опасность, беда, бедствие; О характере человека (строгий); Грозить – предвещать дурной исход, плохие последствия
“А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо” Гроза здесь не только природное явление, но и непосредственный участник действия пьесы – действие разворачивается под звуки грома. Гроза символ идеи этого произведения, герои драмы характеризуются через отношение к грозе. Для одних это предвестник бури, «голос свыше» , кара небесная, людская злоба, угнетение, а для других очищение, начало новой жизни. Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: «Гроза убьет!» «Не гроза это, а благодать!»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАТЬ ПЬЕСУ!!! пользуясь текстом пьесы и материалами учебника, составить таблицу по образам Катерины и Кабановой с разделами: понимание жизни в доме понимание принципов семейной жизни понимание роли чувств в жизни человека интересы и любимые занятия в жизни героинь речь Катерины и Кабановой (слова, фразы, фразеологизмы)
Подготовить ответы на следующие вопросы: 1) Какое представление складывается о героях пье сы (Кабаниха, Дикой) из речей, реплик Кудряша, Кулигина, Шапкина, Бориса? 2) Какой предстает жизнь города Калинова в монологе Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» . 3) На какие социальные группы делится население города Калинова? Распределите действующих лиц по этим группам. 4) В каких высказываниях и поступках Кабанихи обнаруживается ее деспотизм, холодность, равноду шие? 5) Что такое, с вашей точки зрения, самодурство? 6) Охарактеризуйте Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша и Кулигина (индивидуальные задания). Какую роль играют эти «ненужные герои» в пьесе Островского?
Система образов драмы «Гроза»
«Миры» города Калинова Мир «отцов города» (Дикой, Кабанова Кабаниха); Мир «детей города» (разные позиции: Тихон, Варвара, Кудряш); Мир «странников» (Феклуша); Мир «пришлых» других (Борис из Москвы, Катерина до замужества); Мир Кулигина (поэзия XVIIIвека, наука, красота природы)
На каком основании сгруппированы герои? Оказавшиеся в городе Город Калинов Покинувшие город Катерина (вышла замуж) Старожилы: Дикой, кабаниха Родители Бориса (бежали) Борис (дела семейные) Катерина (самоубийство) Местные «сумасшедшие» : Барыня, Кулигин Феклуша(странница) Борис (отправлен из Странники: Феклуша города) Молодые семейные: Тихон, Катерина Варвара и Кудряш (бежали) Молодые несемейные: Кудряш, Варвара, Борис
Система образов в драматическом произведении Система образов – совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла. Пример системы образов драматического произведения Главный герой произведения Главная героиня произведения Герои – антиподы главному герою Второстепенные персонажи Внесценические персонажи