Александр Николаевич Островский (1823 -1886) «Гроза» (1859)
Чем же от ли ча ет ся драма от тра ге дии ? 1. Мас штаб но стью про бле ма ти ки. Тра ге дия за тра ги ва ет уни вер саль ные во про сы жизни и о смер ти, о мире и судь бе че ло ве ка нем. Драма же в рас смат ри ва ет про бле ма ти ку более по дроб но, может но, быть, и более мелко: че ло век об ще ство, и че ло век его и со ци аль ное окру же ние, че ло век и его раз но об раз ные об ще ствен ные связи, ко то рые за вя зы ва ют ся у че ло ве ка с окру жа ю щи ми его лю дь ми.
Тра ге дия пьеса, в ко то рой изоб ра жа ют ся – крайне ост рые, за ча стую нераз ре ши мые жиз нен ные про ти во ре чия. ос но ве В сю же та непри ми ри мый – кон фликт героя, силь ной лич но сти, с над лич ны ми си ла ми (судь бой, го су дар ством, сти хи ей др. ) или с самим собой. В этой борь бе герой, как и пра ви ло, о ги ба ет, одер жи ва ет п но нрав ствен ную о бе ду. ель тра ге дии п Ц – вы звать в зри те ле по тря се ние уви ден ным, что, в свою оче редь, рож да ет их в серд цах скорбь и со стра да ние. Такое ду шев ное со сто я ние ведет к ка тар си Драма – ли те ра тур ное ро из ве де ние, а пи сан ное в п н дей ству ю щих лиц. Ори ен ти ро ва но на форме диа ло га зре лищ ную вы ра зи тель ность Вза и мо от но ше ния людей и воз ни ка ю щие между ними кон флик ты рас кры ва ют ся через по ступ ки ге ро ев и по лу ча ют во пло ще ние в мо но ло го диа ло ги че ской форме. В от ли чие от тра ге дии, драма не за вер ша ет ся ка тар си сом.
«Гроза» есть, без со мне ния, самое ре ши тель ное про из ве де ние Ост ров ско го; вза им ные от но ше ния са мо дур ства и без глас но сти до ве де ны в ней до самых тра ги че ских по след стви и при всем том боль шая часть чи тав ших и ви дев ших эту пьесу со гла ша ют ся, что она про из во дит впе чат ле ние менее тяж кое и груст ное, неже ли дру гие пьесы Ост ров ско го. «В «Грозе» есть даже что то осве жа ю щее и обод ря ю щее. Это «что то» и есть, по на ше м мне нию, фон пьесы, ука зан ный нами и об на ру жи ва ю щий шат кость и близ кий конец са мо дур ства. Затем самый ха рак тер Ка те ри ны, ри су ю щий ся на этом фоне, тоже веет нас новою жиз нью ко то рая от кры ва ет ся нам в самой её ги бе ли…» , «Ха рак тер Ка те ри ны – шаг впе ред не толь ко в дра ма ти че ской де я тель но сти Ост ро но и во всей нашей ли те ра ту ре. Он со от вет ству ет фазе нашей на род ной жизни » новой …