Альбер Камю и его творчество 1 Презентацию выполнили Студенты группы Э 3314 Тимофеев Максим и Бикулов Дмитрий
Биография автора «Великий вопрос жизни - как жить среди людей» . Альбер Камю (фр. Albert Camus, 7 ноября 1913, Мондови (ныне Дреан), Алжир — 4 января 1960, Вильблевен, Франция) — французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада» . Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. 2
Философские взгляды Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее, работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности). 3
«Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем» . Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий. 4
«…без несовершенства неощутимо и счастье» ! Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость, но отвергая понимание бунта, не признающего за ним положительных аспектов, в эссе «Бунтующий человек» рассматривает бунт как способ солидарности с другими людьми и философию меры, определяющую и согласие, и несогласие с существующими реалиями. 5
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также именуется как философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. 6
Основоположники философии экзистенциализма Сёрен Обю Кьеркегор (5 мая 1813 — 11 ноября 1855) 7 Лев Исаакович Шестов (31 января 1866 — 19 ноября 1938) Карл Теодор Ясперс (23 февраля 1883 — 26 февраля 1969)
«Эссе об абсурде (миф о Сизифе)» «Абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берется здесь в качестве исходного пункта» . 8
Ведёт ли абсурд к смерти? «Я никогда не мог до конца поверить, что дела, заполняющие человеческую жизнь, - это нечто серьезное. В чем состоит действительно "серьезное", я не знал, но то, что ясмерть – это «Жизнь во многом - это привычка, и добровольная видел вокруг, казалось мне просто игрой - то забавной, топривычки» . и скучной» . признание ничтожности этой надоедливой Какое странное чувство приводит разум человека к таким выводам, разрушая его иллюзии относительно мира, а без этих иллюзий связь человека со вселенной рушиться, он становиться посторонним здесь: «чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью. » 9
Абсурдная свобода «Единственно доступная моему познанию свобода есть свобода ума и действия» . Для абсурда большее значение имеет количество опыта или жизни, а не их качество. «Такую жизнь считают несовместимой с правилами чести, но подлинная честность требует от меня бесчестия» . Это приводит к отсутствию иерархии опыта и «шкалы ценностей» . Для осознания опыта за прожитую жизнь необходимо полно пережить свой бунт. 10
Абсурдный человек принимает ответственность за свои действия, а не вину за них. Этот опыт долга послужит последующему времени. 11
дон Жуан Его нельзя назвать несчастным, потому что «печальными бывают по двум причинам: либо по незнанию, либо из-за несбыточности надежд» . А в нём нет надежд, и он знает пределы своего разума, в них-то он и гениален. Дон Жуан являясь вульгарным символом соблазнителя, осознаёт это, и потому абсурден. 12 Певец Джованни Марио в образе дона Жуана в одноимённой опере Моцарта. Середина XIX века
«Бунтующий человек» «Осмыслить реальность логического преступления, характерного для нашего времени, и тщательно изучить способы его оправдания. Это попытка понять нашу современность. » 13
". . . когда пытаешься извлечь из чувства абсурда правила действия, обнаруживается, что благодаря этому чувству убийство воспринимается в лучшем случае безразлично и, следовательно, становится допустимым. . . Добродетель и злой умысел становятся делом случая или каприза" 14
Раскрывая суть понятия "Б. Ч. ", Камю пишет: "Это человек, говорящий нет", который "отрицая, не отрекается"; "это человек, уже первым своим действием говорящий да". Данное нет утверждает существование границы, за которой лежит "область суверенных прав, ставящих преграду всякому на них посягательству". Или: именно подобным образом выясняется, что "в человеке есть нечто такое, с чем он может отождествлять себя хотя бы на время". 15
Согласно Камю, "бунт беспрестанно сталкивается со злом, после чего ему приходится всякий раз набирать силы для нового порыва. Человек может обуздать в себе все, чем он должен быть. И должен улучшить в мироздании все, что может быть улучшено. Но несправедливость и страдания останутся. . . искусство и бунт умрут только с последним человеком". 16
Спасибо за понимание 17