Актёры древнегреческого театра.ppt
- Количество слайдов: 16
Актёры древнегреческого театра
• Гиматий (основа костюма греческого актера) — тяжелый плащ, какие носили древние служители Диониса.
• Хламида — короткий плащ, появившийся в костюме греческого актера позднее гиматия, на плащах царей могли быть сделаны вышивки.
Котурны — сандалии на высокой деревянной платформе, которые зрительно увеличивали рост актера, придавая ему осанку статуи.
Символика костюма • Царь – в пурпурном или шафранно-желтом плаще со скипетром в руках. • Царица - в белом плаще, окаймленном пурпурной полосой. • Роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, • Изгнанники и люди, которым вообще не везло в жизни – в в плащах синего или черного цвета. • Символичны были атрибуты, например, оливковые ветви в руках просящих. • Длинный посох в руках выдавал человека преклонного возраста, старца.
• Аполлон — лук и стрелы, которые он всегда держал в руках. • Дионис — тирс. • Геракл —палица и львиная шкура.
• В трагедии, чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела. • В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем вызвать смех. • Комические персонажи часто были лысыми (в противовес трагическим пышным парикам), обладали огромными фаллосами, распухшими животами и кривыми ногами.
Необходимой частью греческого костюма была маска, изготовляемая из дерева или загипсованного полотна и закрывавшая всю голову наподобие шлема. • Маски были цветными: мужские лица — темные, женские — светлые • Раздражение и ярость передавались багровым цветом, мудрость — синим, хитрость — рыжим, болезнь — желтым.
Трагическая маска с зияющим, страдальчески раскрытым ртом, орлиным носом и огромными провалами глаз была необходимым завершением величавой и страшной фигуры трагического актера
Маска комическая, с растянутым до ушей ртом, приплюснутым носом и голым, огромным и выпуклым лбом прекрасно дополняла общий чудовищный облик шута .
• Актер, игравший несколько ролей, менял маску с каждой новой ролью. • В отдельных случаях маска менялась и без перемены роли, и актер, игравший Эдипа, внезапно появлялся в маске, забрызганной кровью. • Достижение родственного эффекта неожиданности достигалось также пользованием маской с двойным выражением лица.
• Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участники хора назывались хоревтами, предводитель хора – корифеем. • В трагедии хор обычно изображал людей, близких главному герою. Так, в «Прометее Прикованном» Эсхила хор составляют Океаниды, дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу. • Комический хор изображал не только людей, но и животных (лягушек и птиц) и сказочных существ. Например, в комедии Аристофана «Облака» хор состоит из облаков.
• Протагонист — главный герой греческой трагедии, тот, кто говорит первым. • Антагонист — второй из основных героев греческой трагедии, который говорит вторым и противостоит протагонисту. • Агон — важная составляющая часть греческой культуры, состязание двоих. В театре — идейное состязание протагониста и антагониста.
• Эписодий — фрагмент древнегреческой пьесы, где действуют герои. В эписодии входили монологи и диалоги. Обычно греческая пьеса состояла из пяти эписодиев, перемежающихся песнями хора. • Коммос — вокальная партия персонажа с речитативом хора. • Монодия — сольная ария персонажа.
Театр в Древней Греции считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал архонт — высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый горожанин — хорег, которого также назначал архонт. У каждого поэта был «свой» хорег. На мраморных памятных досках выбивали не только имя драматурга-победителя, но и имя хорега. Спектакли были платными, но беднякам выдавались специальные деньги (терикон). «Билетами» служили терракотовые или бронзовые. круглые жетоны, на которых обозначался только сектор
Жанр Трагедия Сюжет, цель декорации танец внешний вид актёров Комедия сюжет, цель декорации танец внешний вид актёров