Аксиология.pptx
- Количество слайдов: 20
Аксиология
Понятие аксиологии Аксиология (образовано от греческого слова: ἀξία — ценность; λόγος — слово, рассуждение, учение). Аксиология — это философская дисциплина, исследующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо - реализованная ценность - полезность. Отсюда следует, что ценность и польза две стороны одной и той же медали.
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Соответственно, аксиология возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации.
Основные периоды развития аксиологии
Предклассический период (1806 — 1890) Г. Лотце, вводит категорию ценности в действие практически во всех своих многочисленных сочинениях. «Главным органом» ценностного мировосприятия он считает некое «откровение» . Оно определяет ощущение ценностей и взаимоотношения последних. При всей своей субъективности ценности не создаются субъектом (как считал Кант), а лишь «раскрываются» им. Начиная с Лотце, понятия ценностей (эстетических, моральных, религиозных) становятся общезначимыми единицами философской лексики.
Обострением интереса к ценностной проблематике философии культура того периода была обязана Ф. Ницше, который провозгласил в книге «Воля к власти» знаменитое афористическое требование «переоценки всех ценностей» .
Классический период (1890— 1930) Ценностная проблематика мгновенно стала преобладающей проблемой в европейской мысли. Классическую аксиологию следует рассматривать как единство аксиологии «формальной» — изучение предельно общих законов, заключенных в ценностных отношениях, и «материальной» — изучение структуры и иерархии наличных, «эмпирических» ценностей. К этим двум предметностям можно добавить аксиологическую «онтологию» — изучение субъективности/объективности ценностей, их бытийной локализации и соотношения с существованием, а также «гносеологию» — исследование места ценностей в познавательном процессе.
В «формальной» аксиологии систематизировались прежде всего некоторые аксиологические аксиомы, например, Ø Существование некоторой положительной ценности = положительная ценность; Ø Существование некоторой отрицательной ценности = отрицательная ценность (Брентано); Ø Одна и та же ценность не может быть и позитивной, и негативной (М. Шелер); Ø Формулировки «закона специфического отношения ценностей» (из двух ценностей одна должна быть больше, а другая меньше), суммирования (А+В ценнее, чем А), «ценностной инверсии» , ценностного «обмена» (А+В = В+А), сопоставления: если В ценно, поскольку ценно А, то А ценнее, чем В (Т. Лессинг). Ø
«Материальная» аксиология соответствует способам иерархии основных классов ценностей. Э. фон Гартман предлагает следующий ценностный ряд: удовольствие — целесообразность — красота — нравственность — религиозность, а у Шелера иерархия ценностных модальностей описывается в последовательности четырех рядов: 1) ценностный ряд «приятного» и «неприятного» ; 2) ценности витального чувства: все качества, которые охватывают противоположность «благородного» и «низкого» , а также ценности сферы значений «благополучия» и «благосостояния» ; 3) области духовных ценностей: «прекрасное» и «безобразное» и «справедливое» и «несправедливое» , то есть область этических ценностей; 4) высшей ценностной модальностью оказывается модальность «святого» и «несвятого» ; основной ее признак —проявление только в «абсолютных предметах» , все остальные ценности являются ее символами.
Другие значительные схемы иерархии ценностей разрабатывались баденской школой неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), а также персоналистом В. Штерном, различавшим ценности-цели и ценности-носители, где вторые являются средствами для первых.
«Ценностная ситуация» , как и познавательный акт, предполагает наличие трех необходимых компонентов: субъекта (в данном случае «оценивающего» ), объекта (в данном случае «оцениваемого» ) и некоторого отношения между ними (в данном случае «оценивания» ). Так как все три компонента содержатся в ней уже аналитически (входят в само ее понятие), то не было философов, которые могли бы отрицать хотя бы один из них. Расхождения были связаны поэтому преимущественно со сравнительной оценкой их места в «ценностной ситуации» . Основные позиции исчерпали все четыре логические возможности.
Постклассический период (с 1930 -х гг. ) На этом периоде можно ограничиться двумя моментами современного «аксиологического движения» : отдельными направлениями развития классических моделей аксиологии и некоторыми относительно новыми тенденциями. Современный аксиологический натурализм исходит из старого постулата о том, что вещь обладает ценностью, поскольку она желаема. Эти идеи отстаивали Р. Перри (ценность как производное от интереса), К. И. Льюис (ценность как «долговременное чувство удовлетворенности» ), но наиболее значительная фигура здесь — Дж. Дьюи.
Американский прагматист различал объекты, «провоцирующие» ценностное отношение, и сами ценности, побуждения и желания. В желании, лежащем в основе ценностных установок, различаются два уровня — побуждение и интерес, а также фактуальные и ценностные суждения. К первым относятся: «Мне нравится то-то» , «Я люблю то-то» , ко вторым — «Это заслуживает внимания» , «Этим стоит насладиться» . Все эти ценностные суждения – это суждения опыта, а потому подлежат экспериментальной проверке. Хотя аксиология никогда не была в числе приоритетных областей отечественной философии, все же следует отметить нашего русского философа идеалиста Николая Онуфриевича Лосского. Он подвергнул критике основные немецкие аксиологические теории. Предпринял попытку построить ценностную модель на основании теистического персонализма, отстаивая понимание Бога как высшую «самоценность» (совпадение бытия и ценности), которая является источником всего тварного ценностного мира.
Основные аксиологические теории
Натуралистический психологизм Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис, Тугаринов. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.
Трансцендентализм Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым» , или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса» , некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.
Персоналистический онтологизм Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге» , несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.
Культурно-исторический релятивизм Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, т. е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурноисторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.
Социологизм Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурнофункционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей. Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.
Аксиология.pptx