Философия 2 - Шелков Д.В..pptx
- Количество слайдов: 16
Аксиологический (axios – ценный) аспект характеризует такое свойство сознания как избирательность, его ориентацию на выработанные обществом и принятые субъектом ценности – эстетические, научные, политические, нравственные, религиозные и др. Сознание включает в себя не только отношение субъекта к миру, но и его отношение к ценностям, на основе которых осуществляется выбор объекта и способ деятельности.
Непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью проводит агностицизм – учение, согласно которому вопрос об истинности познания не может быть решен окончательно в силу неспособности субъекта выйти за границы собственного опыта. Термин «агностицизм» происходит от греческого слова, означающего «недоступный познанию» . В классическом виде позиция агностицизма была сформулирована И. Кантом.
Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является разум – высший уровень мышления, оперирующий широкими обобщениями и ориентированный на наиболее полное и глубокое познание истины. Разум способен «схватывать» единство противоположностей, осуществлять синтез знания, выходить за пределы конечного опыта и осмыслять мир как целое.
Так как мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, истина относительна. Относительной истиной называется знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности. По мере накопления знания, одни относительные истины сменяются другими, более полными и глубокими. При этом в каждой относительной истине, поскольку она объективна, содержится частичка абсолютного знания.
Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является возможность его сведения к протокольным предложениям. Неопозитивизм впервые поставил вопрос о том, чем отличается научное знание от других видов знания. Представители неопозитивизма исходили из того, что все знание строится на основе простых ощущений. Эти ощущения можно описать с помощью простых предложений, в достоверности которых невозможно сомневаться, так как они представляют собой констатацию элементарного факта, например, «я сейчас набираю текст на компьютере» . Такого рода предложения и называются «протокольными» . Для того чтобы определить, является ли утверждение научным, необходимо установить, какие протокольные предложения лежат в его основе.
Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют методом исследования.
Смена парадигм в науке, согласно концепции Т. Куна, является революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму. Парадигма – это научная теория, которая в определенный период выполняет функции образца научного исследования. Она очерчивает круг проблем, задает направления и способы их исследования, определяет специфику фактов, попадающих в поле зрения ученого. Стадия нормальной науки, по Т. Куну, представляет собой деятельность ученых в рамках принятой парадигмы. Если накапливается большое количество фактов, противоречащих принятой парадигме, ее сменяет новая, которая предлагает другой взгляд, несоизмеримый с предыдущим. Поэтому как такового увеличения, наращивания знания не происходит, просто мы по-другому смотрим на тот же мир.
Высказывание «Она (техника) подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был ранее» принадлежит Н. А. Бердяеву (работа «Человек и машина» ).
Социальные свойства человека формируются на основе биологических. Такие социальные свойства человека, как сознание, мышление, речь, способность к преобразовательной деятельности, формируются на основе биологических свойств, отличающих человека от других животных, (высокоорганизованного мозга, прямохождения, устройства голосовых связок и др. ).
Одним из проявлений внутренней свободы человека в философии принято считать смирение. Смирение, с точки зрения восточных учений и христианства, предполагает самоконтроль, способность человека подавлять собственные влечения и достигать внутреннего освобождения в любых внешних условиях; истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым, осознавать свои истинные возможности.
Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры, является самоуглубленность, отрешенность духа. Целью человеческого самосовершенствования в культуре Востока является достижение нирваны – состояния абсолютного покоя, обретаемого путем отрешения, «ухода» сознания от мира объектов в глубь себя.
Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек смертен. Осознание конечности существования заставляет человека критически относиться к собственной жизни и размышлять о ее безусловной ценности.
Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил Аристотель. Он считал, что если человек есть существо полисное (политическое, государственное), то под гражданским обществом понимается политическое общество, то есть государство. В данном случае полис и гражданство рассматриваются как синонимы (Гобозов И. А. Социальная философия: учеб. для вузов. М. , 2007. С. 265).
Проблемы экономической жизни являются центральными в философии Карла Маркса. К. Маркс анализирует пути достижения экономической свободы. Именно рост и развитие производительных сил, по его мнению, показывают восходящее развитие человеческого общества (Гобозов И. А. Социальная философия: учеб. для вузов. М. , 2007. С. 144).
Американский философ Л. Мэмфорд по отношению к новому этапу развития общества использует понятие «неотехническая эра» . Концепция Л. Мэмфорда строится на всесторонней критике технократизма. Анализируя социологические факты, он доказал, что индустриальная революция, развитие техники приводят к технократизации человеческих отношений, человек становится изгоем в созданном им же мире, наблюдается разрыв между уровнем технологического развития и моралью.
Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал Аурелио Печчеи – итальянский ученый, предприниматель и общественный деятель, основатель и президент Римского клуба, автор нескольких прогностических и научно-популярных книг, переведенных на многие как европейские, так и азиатские языки.