Академизм и романтизм в живописи
• Академизм (от фр. academisme)- направление в европейской живописи XVI-XIX веков. Основывалось на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризововали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле писали Агостино и Лодовико Карраччи.
Академизм зародился в Италии в конце 16 в. как Болонская школа. После учреждения в разных городах Европы художественных академий направление получило свое современное название академии Портрет в образе Инфанты Маргариты Веласкеса
Александров Владимир Утиная заводь Академии готовили художников, скульпторов и архитекторов, способных копировать античные образцы, которые считались идеалом. Современная действительность воспринималась академиками как недостойная быть частью высокого искусства, поэтому главными темами академической живописи и скульптуры были сюжеты из античной мифологии, Библии, древней истории. Изображать современную жизнь и просто природу академикам запрещалось.
Академизм, с одной стороны, пропагандировал идеальное искусство (основанное на следовании античным образцам), а с другой – тормозил развитие искусства в принципе, так как ставил художников, скульпторов и архитекторов в определенные рамки, заставлял их следовать классическим традициям, малейшее отступление от которых порицалось. Утренний туман
Академическое искусство, таким образом, оказывалось оторванным от жизни, оно было доступно только высшим слоям общества и только они могли понять его. Вместе с тем академическое искусство воспринимается как нейтральное, искусство без национальности. Картины на мифологические сюжеты итальянских, французских и русских художников очень похожи, так как в них воплощены одни и те же каноны. Такие картины (равно как скульптуры и архитектурные строения) не отражают индивидуальности автора. Речка Выжум
Вечер на Истре
После дождя
Поздний вечер на реке
Дорога в деревню Марино
Данчурова Татьяна После охоты
Шумайлов Дмитрий Шторм
У причала
Академизм был господствующим направлением в искусстве многих дворянских и буржуазных стран вплоть до середины 19 в. , затем ему на смену пришли романтизм, реализм, натурализм, различные модернистские течения. Полдень
Романов Роман
Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.
Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.
Впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре (напр. , ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.
Задание: Какие художественные приёмы использовал художник? По каким признакам картину можно отнести к романтическому жанру?
Задание: 1. Назовите основные отличия между академизмом и романтизмом. Данные оформите в таблице. Академизм Его основные признаки Романтизм Его основные признаки 2. Какой стиль Вам понравился больше, почему?