Academia.pptx
- Количество слайдов: 62
Aкадемия Xудожест и русская историческая живопись XVIII – начала XIX веков в “Кисть, которой работает художник, следует предварительно пропитать разумом …” И. И. Винкельман, 1755
Высочайшее покровительство искусствам Луи Жан Франсуа Лагрене (1725 -1805) Императрица Елизавета Петровна — покровительница искусств 1761 Стефано Торелли (1712 -1780) Екатерина II в образе Минервы — покровительницы искусств 1770
Просвещенные меценаты и теоретики А. П. Лосенко (1737 -1773) Портрет графа И. И. Шувалова. Ок. 1760 Антон Рафаэль Менгс (1729 -1779) Портрет И. И. Винкельмана. 1758 “Общей и главное отличительной чертой греческих шедевров является, наконец, благородная простота и спокойное величие. Подобно тому, как морская глубина вечно спокойна, как бы ни бушевала поверхность, так и выражение в греческих фигурах обнаруживает, несмотря на все страсти, великую и уравновешенную душу” И. И. Винкельман (1717 -1768) “Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре” (1755)
Академические постановки и пособия Возможно, А. П. Лосенко ? (1737 -1773) Обнаженный натурщик 1760 -е гг. Шарль-Анж Буали (1735 -1813) “Боргезский боец: пропорции” Иллюстрация из пособия: “Dessein” Paris, 1763
Академические постановки и А. П. Лосенко (1737 -1773) Обнаженный натурщик 1768 Николай Абильдгаард (1743 -1809) Oбнаженный натурщик Рим, 1772 -77
Так называемая “постановка на экспрессию” (I) А. П. Лосенко (1737 -1773) Обнаженный натурщик (Каин) 1768 Николай Абильдгаард (1743 -1809) Обнаженный натурщик Рим, 1772 -77
Так называемая “постановка на экспрессию” (II) ↑ А. П. Лосенко (1737 -1773) Обнаженный натурщик (Авель) 1768 Жак-Луи Давид (1748 -1825) → Обнаженный натурщик (Гектор) 1778
“ Коробка для пространственных построений” “Располагать же фигуры надлежит по планам, где которой быть пристойнее, стараясь дать красоту картине через соединение или разделение оных, ставя их приятно и прилично, и наблюдая от середины картины по сторонам ея некоторую соответственность …” И. Ф. Урванов (ок. 1747 -1815) “Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах” (1793)
Эволюция искусства А. П. Лосенко: “ученическое рококо” А. П. Лосенко (1737 -1773) Смерть Адониса 1764 Бенджамин Уэст (1738 -1820) Венера, оплакивающая гибель Адониса 1768
А. П. Лосенко в мастерской Ж. -М. Вьена в Париже ↑ Жан-Батист ↑ А. П. Лосенко (1737 -1773) Чудесный улов рыбы 1762 “Чудесный улов рыбы” → Шпалера по картону школы Рафаэля Бельгийская мануфактура, ок. 1517; (экземпляр в коллекции Эрмитажа) Жувене (1644 -1717) Чудесный улов рыбы. Ок. 1706
Эволюция искусства А. П. Лосенко: “Париж и рококо” А. П. Лосенко (1737 -1773) Жертвоприношение Авраама 1765 Франсуа Буше (1703 -1770) Иоанн Креститель в пустыне 1750
Эволюция искусства А. П. Лосенко: “Рим и классицизм” Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780 -1867) Зевс и Фетида 1811 ↓ ↑ Фидий (приписывается) (ок. 490 -430 до н. э. ) Зевс Олимпийский (римская копия; примерно I в. ) А. П. Лосенко (1737 -1773) Зевс и Фетида. 1769
Первая историческая картина на русский сюжет А. П. Лосенко (1737 -1773) Владимир и Рогнеда 1770 “Ниоба, защищающая младшую дочь от стрел Артемиды” Эллинистическая скульптура, IV в. до н. э.
“Илиада” Гомера как общий источник художниковклассицистов Гэвин Гамильтон (1723 -1798) Прощание Гектора с Андромахой Около 1775 ↓ А. П. Лосенко (1737 -1773) Прощание Гектора с Андромахой 1772 -73
А. П. Лосенко и анатомические таблицы А. П. Лосенко (1737 -1773) Изъяснение краткой пропорции человека; гравюра Г. И. Скородумова 1772 “Анатомический человек” из атласа Хуана Вальверде де Амуско; Рим, 1559
Модели человеческого видения в “классическую эпоху” ↑ Схема перспективной проекции по А. Дюреру (Underweysung… 1525) ↑ Схема человеческого глаза по Р. Декарту (Discourse sur la méthode…, 1637) “Перспектвная машина” → по Джакомо Бароцци да Виньола (Le Regole della prospettiva…, 1583)
Польза изучения греческих статуй Бернардино Генга (1620 -1690) “Боргезский боец” Иллюстрация из: “Anatomia per uso et intelligenza del disegno”, Rome, 1691 Ян де Бишоп (1628 -1671) “Галл, убивающий себя и жену” Иллюстрация из: “Signatorum Verum Icones”, Amsterdam, 1669 “Разве … не следует, что легче открыть красоту греческих статуй, чем красоту в природе, и что, следовательно, первая более волнует, не так разрознена, более сосредоточена в одно целое, чем последняя…” И. И. Винкельман (1717 -1768) “Мысли по поводу подражания греческим произведениям …” (1755)
“Паноптическая” модель мышления ↑ Иеремия Бентам (1748 -1832) Схема Паноптикона 1787 Неизвестный автор → Анатомический театр в Лейдене Гравюра; ок. 1700
Академические пособия: ← Жан Антуан Гудон (1741 -1828) Écorché в позе Иоанна Крестителя 1792 Эрколе Лели → (1702 -1776), Анна Моранди (1716 -1774) Анатомическая фигура 1740 -80 Клементе Сусини → (1754 -1814) Анатомическая фигура 1776 -80 ← Неизвестный художник Академический рисунок Écorché (Франция 2 -я пол. XIX века)
← Жан-Габриэль Сальваж (1772 -1813) Иллюстрация “Анатомия сражающегося гладиатора” (Paris, 1812) ↑ Жак Гамелен (1738 -1803) “Анатомическое распятие” Офорт из книги: “Nouveau recueil d’ostéologie et de myologie”, 1779 ← Уильям Пинк (2 -я пол. XVIII в. ) Уильям Хантер (1718 -1783) Écorché в позе “Умирающего гладиатора” 1775
Пропорции: математическая формула красоты Жерар Одран (1640 -1703) ↑ “Пропорции Венеры Медичи” и “Пропорции Лаокоона” ↑ Иллюстрации из пособия : “Les Proportions de corps humain mesurés sur les plus belles figures d’antiquité”, Paris, 1683 ↑ Шарль-Анж Буали (1735 -1813) “Пропорции Геркулеса Фарнезе” Иллюстрация из пособия: “Dessein”, Paris, 1763
“Превзойти самое вещество” Неизвестный русский художник рубежа XVIII-XIX веков Учебная постановка (натурщик) 1790 -е гг. Джулио Кассери (1552 -1616), Адриан ван ден Шпигель (1578 -1625) “De Humani Corporis Fabrica…” Офорт; Венеция, 1627 “Художник, желающий сделать произведение свое прекрасным, должен изображением мысленной красоты стараться превзойти и самое вещество… Разум его долженствует ему показать, какое совершенство может он придать веществу… ” П. П. Чекалевский (1751 -1817) “Рассуждение о свободных художествах…” (1792)
“Мускулатура в движении” А. Я. Олещинский (1794 -1878) Пильщик Резцовая гравюра, 1826 Уильям Каупер (1660 -1709) “Экорше в движении” Иллюстрация из: “Myotomia Reformata” Издание: Лондон, 1724
“Вписать скелет в любую фигуру” Бернардино Генга (1620 -1690) Мальчик, излекающий занозу (Spinario) Иллюстрация из книги “Anatomia per uso et intelligenza del disegno”, Rome, 1691 Франческо Бертинатти (середина XIX в. ) Скелет в позе “Spinario” Иллюстрация из учебного пособия по анатомии, Турин, 1837 -39
“Возможности мимики лица” Готье д’Аготи, Жак-Франсуа Дюверне Иллюстрация из книги: «Myologie complete en couleur et grandeur naturelle» ; Paris, 1746 Франц Ксавер Мессершмидт (1736 -1783) Физиогномические головы ← (автопортреты); 1770 -75 →
Изображение страстей и человеческих типов по Шарлю Лебрену ↑ Шарль Лебрен (1619 -1690) Ужас. Ок. 1677 Иллюстрация для трактата: “L'Expression des Passions. . ” Неизвестный художник ← Иллюстрация из книги: “Рисовальное искусство, или как самому собою научиться рисовать” (Москва, 1774) ← Шарль Лебрен (1619 -1690) Иллюстрации из “Физиогномического пособия”, уподобляющего человека животным типам; (издано между 1660 -70 гг. )
Античные прототипы в картинах русских художников (I) П. И. Соколов (1753 -1791) Венера и Адонис 1782 Парис, или атлет из Антикиферы Бронза; ок. 340 г. до н. э. Ян де Бишоп (1628 -1674) Статуя Мелеагра Иллюстрация из пособия, 1671
Античные прототипы в картинах русских художников (II) П. И. Соколов (1753 -1791) Меркурий и Аргус 1777 Пракситель (римская копия) Отдыхающий сатир Ок. 350 г. до н. э.
Античные прототипы в картинах русских художников (III) И. А. Акимов (1755 -1814) Самосожжение Геркулеса в присутствии друга его Филоктета. 1782 “Фавн Барберини” Малая Азия, эпоха эллинизма II век до н. э.
Пример “автоцитаты” у художника И. А. Акимов (1755 -1814) Фигура Филоктета из картины “Самосожжение Геркулеса…” 1782 И. А. Акимов (1755 -1814) Князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев 1773
Ранние страницы русской истории И. А. Акимов (1755 -1814) Крещение княгини Ольги 1792 В. К. Сазонов (1789 -1870) Встреча Игоря с перевозчицей прекрасной (Игорь и Ольга) 1824
Постоянство мотива “Vanitas” И. А. Акимов (1755 -1814) Хронос, подрезающий крылья Амуру 1802 Пьер Миньяр (1612 -1695) Хронос, подрезающий крылья Амуру 1694
Древний славянин — и Бельведерский торс ← Г. И. Угрюмов (1764 -1823) Испытание силы Яна Усмаря 1795 Иконографический источник для фигуры Яна Усмаря в картине Г. И. Угрюмова − Бельведерский торс (I в. до н. э. ; академическая учебная постановка П. В. Басина, 1819)
Славные деяния российских монархов Г. И. Угрюмов (1764 -1823) Взятие Казани Иваном Грозным в 1552 году 1799 -1800 Г. И. Угрюмов (1764 -1823) Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 1799 -1800
Икона сменяется религиозной картиной Р. М. Волков (1776 -1831) Крещение Господне 1808 Гвидо Рени (1575 -1642) Крещение Христово 1623 Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 -1682) Крещение Христово 1665
Русский герой в “маньеристической” позе А. И. Иванов (1776 -1848) Подвиг юноши-киевлянина Ок. 1810 Джованни да Больонья (1529 -1608) Меркурий 1580
Русский герой в “нео-классической” позе А. И. Иванов (1776 -1848) Единоборство Мстислава с Редедей 1812 Антонио Канова (1757 -1822) Тесей, убивающий кентавра (фрагмент; 1805 -10)
“Богатство и источник всех успехов” Иоганн Зоффани (1773 -1810) Чарльз Тауни в своей библиотеке в особняке на Парк-лэйн 1790 Г. К. Михайлов (Ковальков; 1814 -1867) Вторая античная галерея в Академии художеств 1836 “ … Вот наши сокровища, — сказал художник Н. , указывая на Аполлона и другие антики, — вот источник наших дарований, наших познаний, истинное богатство нашей Академии; богатство, на котором основаны все успехи бывших, нынешних и будущих воспитанников” К. Н. Батюшков (1753 -1817) “Прогулка в Академию художеств” (1814)
Учебное задание: архитектурная перспектива (I) И. А. Иванов (1779 -1848) Парадная лестница Академии художеств 1836 Томас Мальтон (1748 -1804) Перспективное построение лестницы из книги: “A Compleat Treatise on Perspective…” London, 1779
Учебное задание: архитектурная перспектива (II) Я. Г. Фарафонтьев (1758 -1798) Внутренность дорического храма 1781 Пер Хиллерстрём Старший (1732 -1816) Галерея Муз в Королевском дворце в Стокгольме 1796
Учебные классы Академии художеств (I) Эдвард Франсис Берни (1760 -1848) Античный класс в Сомерсет-хаусе 1779 ↖ А. Г. Венецианов (1780 -1847) (? ) ← или А. А. Иванов (1806 -1858) Натурный класс в Академии художеств 1820 -е гг
Учебные классы Академии художеств (II) ↑ Йозеф Антон Кох (1768 -1839) Карикатура на Штутгартскую Академию Художеств. 1790 -е гг. ↑ А. В. Нотбек (1802 -1866) Карикатура на молодого художника. 1830 -е гг. Иоганн Зоффани (1773 -1810) → Лекция профессора Уильяма Хантера. 1772
Высочайший визит “в мир искусства” Элиас Мартин (1739 -1818) Король Густав III в шведской Академии художеств 1782 Б. П. Виллевальде (1818/19 -1903) Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской автора в 1854 году 1884
Учебные работы авторов начала XIX века К. П. Брюллов (1799 -1852) Учебная постановка (два натурщика) 1817 Ф. А. Бруни (1801 -1875) Учебная постановка (два натурщика) 1813
Écorché в экспрессивных позах О. А. Кипренский (1782 -1836) Натурщик с красной драпировкой 1802 Пьетро Франкавилья (ок. 1548 -1615) Анатомическая модель (écorché) Конец XVI века Неизвестный художник Écorché в позе лучника Гермвния, XIX век
Военные герои: в прошлом и в современности ↑ О. А. Кипренский (1782 -1836) Нахождение князя Дмитрия Донского на Куликовом поле после сражения 1805 Бенджамен Уэст (1738 -1820) Смерть генерала Вольфа → 1770
Современный герой в “классической позе” ↑ О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет гусарского офицера Давыдова 1809 ↑ Неизвестный художник Гравюра с “Геркулеса Фарнезе” Италия, XVIII век Лисипп → (приписывается) Геркулес Фарнезе Мрамор, IV в. до н. э.
Национальные герои в “классицистской трактовке” (I) ↑ И. П. Мартос (1754 -1835) Памятник Минину и Пожарскому; 1804 -1818 Варианты в Москве (у Торговых рядов; 1818) ↗ и в Нижнем Новгороде (2005) →
Национальные герои в “классицистской трактовке” (II) М. И. Козловский (1758 -1802) Памятник А. В. Суворову в С. -Петербурге. 1800 -01
Национальные герои в “классицистской трактовке” (III) В. И. Демут-Малиновский (1779 -1846) “Русский Сцевола” 1813
“Классицистские Б. И. Орловский (1797 -1837) Фавн, играющий Парис на сиринге 1828 1824 -25 эфебы” Б. Торвальдсен (1770 -1844) Адонис 1808 -32 А. Канова (1757 -1822) Парис 1807 -16
Идеализация по “античному канону” А. Е. Егоров (1776 -1851) Истязание Спасителя 1814 П. В. Басин (1793 -1877) Фавн Марсий, научающий юношу Олимпия игре на флейте. 1821 Антиной Бельведерский Римская мраморная копия; II век “… правильность в обводах, величавость в фигуре, приятность в положении, красота в членах, сила в груда, легкость в ногах, крепость в плечах и руках, откровенность на челе и на бровях, разум в глазах, здравие на щеках, и добродушие, или приязненность, на устах” П. П. Чекалевский (1751 -1817) “Рассуждение о свободных художествах…” (1792)
Постоянство классической позы (I) ← Лисипп Отдыхающий Гермес Бронза, IV в. до н. э. ↑ А. Г. Венецианов (1780 -1847) Мальчик, надевающий лапти. 1820 -е гг. ↑ Луи Готье (рубеж XVIII –XIX вв. ) Сидящий натурщик. 1782
Постоянство классической позы (II) А. А. Иванов (1806 -1858) Рисунок обнаженной фигуры (в позе Антиноя); 1824 Мастерская Франческо Кабианка Антиной Бельведерский (копия) Ок. 1722; Летний сад
Изучение классического памятника Так называемая “Венера Медичи” Римская копия греческой статуи ↓ примерно 4 в. до н. э. А. А. Иванов (1806 -1858) ↑ Три рисунка с “Венеры Медицейской” 1830 -31
Популярный мотив: “Умирающий гладиатор” ← А. А. Иванов (1806 -1858) Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару в темнице 1827 Уильям Линнелл (1792 -1882) Рисунок écorché в позе “Умирающего гладиатора” ↙ Ок. 1840 Эпигонос (? ) “Умирающий гладиатор” мрамор; ок. 220 г. до н. э. ↓
“Аполлон Бельведерский” как воплощение совершенства ↑ А. А. Иванов (1806 -1858) Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835 Аполлон Бельведерский → (копия с работы Леохара, IV век до н. э. ) как прототип для фигуры Христа в картине А. А. Иванова
Изображение драпировок как особое задание ↑ А. А. Иванов (1806 -1858) Этюд и рисунок драпировок для картины “Явление Мессии” → 1833 -57 ↑ Анн-Луи Жироде-Триазон (1767 -1824) Этюд драпировок для картины “Всемирный потоп” около 1806
Постоянство мотива “Умирающего гладиатора” ↑ П. В. Басин (1793 -1877) Сократ, защищающий Алкивиада в битве при Потидее 1828 Неизвестный художник ↗ “Умирающий гладиатор” Гравюра из академического учебного пособия XVIII века К. П. Брюллов (1799 -1852) → Нарцисс 1817
Классический “страдающий герой” ↑ Ф. А. Бруни (1801 -1875) Медный змий 1836 -1841 ↑ “Лаокоон с сыновьями” ↑ (фигура в зеркальном отражении) (скульпторы Агесандр, Полидор и Афинодор; ок. 25 г. до н. э) как прототип “страдающей фигуры” в картине Ф. А. Бруни ← Неизвестный художник “Лаокоон с сыновьями” Академический рисунок Кон. XVIII-нач. XIX вв.
Широта диапазона “классических поз” К. Д Флавицкий (1830 -1866) Братья продают Иосифа в рабство 1855 Пракситель (ок. 370 -330 до н. э. ) → Танцующий Фавн (римская копия, ок. I в. ; академический рисунок 2 -ой половины XIX века) как прототип для фигуры в картине К. Д. Флавицкого
Возможная рецепция Рембрандта у романтиков (? ) Е. Р. (Герхард Вильгельм) Рейтерн (1794 -1865) Жертвоприношение Авраама 1840 -е гг. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 -1669) Жертвоприношение Авраама. 1635 (с 1779 в Императорском Эрмитаже)