Агитационный фарфор.pptx
- Количество слайдов: 17
Агитационный фарфор Основные факты истории развития
• Советский фарфор 20 -х-30 -х годов - одно из интереснейших явлений художественной культуры XX века. Его исключительность в истории европейского декоративного искусства связана прежде всего с тем воздействием, которое имела на русскую культуру революция, не оставившая неизменной ни одну из сторон художественной жизни Агитационный фарфор
• Высшим достижением художественной мысли и мастерства стал агитационный фарфор Государственного фарфорового завода — исключительное явление в истории советского декоративного искусства. Агитационный фарфор
• На кружках и кувшинах появляются силуэты работниц, тракторов и станков, шеренги физкультурников, детские лица и игрушки. Они сопровождаются лозунгами: «Слушай радио!» , «Чисти зубы!» , «Будь готов!» , «Крепи колхоз!» и т. п. Агитационный фарфор
• Общее, что отличало «агитфарфор» , - это новаторство во всем: в тематическом содержании, живописной системе, своеобразии декоративной стилистики. Ценно также, что художественный фарфор приобрел общественное звучание, стал частью культурного завоевания революционных лет. Агитационный фарфор
Агитационный фарфор Сергей Чехонин (1878, Лыкошино, Тверская губерния, Российская империя — 23 февраля 1936, Лёррах, Баден-Вюртемберг, Третий Рейх) — российский художник и график, член художественного объединения «Мир искусства» и ученик И. Е. Репина.
• . Одним из первых в советском фарфоре и крупнейшим для тех лет, как считал очевидец Э. Голлербах, было блюдо, выполненное Чехониным к годовщине Октябрьской революции - к 25 октября 1918 года. Это герб республики, окруженный цветами Агитационный фарфор
• . В росписи его тарелок 1919 года - «Красная лента» , «Кубистическая с эмблемой» и других - первая советская эмблема «серп и молот» приобретает четкую графическую форму, удачно вписанную в круг, и имеет ряд декоративных вариаций.
• Александра Щекатихина-Потоцкая — одна из ярчайших фигур в истории отечественного фарфора первой половины XX века. На персональной выставке будет представлена часть ее обширного творческого наследия, в том числе более двухсот произведений из фарфора, принадлежащих Русскому музею и исполненных на Ломоносовском фарфоровом заводе (1918– 1923 и 1936– 1967), в Каире и Париже, где художница проживала в 1923– 1936 годах, а также живопись, станковая графика, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, книжные иллюстрации. Работы парижского и каирского периодов экспонируются впервые. Около 100 произведений живописи и графики предоставлено частным петербургским коллекционером и Ивангородским архитектурно-художественным музеем. Агитационный фарфор
Агитационный фарфор • Также особым значением пользуются произведения Александры Васильевны Щекотихиной – Потоцкой. ). А. Щекотихина поступила на Государственный фарфоровый завод в конце 1918 года, в декабре начал существовать его новый филиал.
• Фарфоровые изделия для Щекотихиной были белой плоскостью, которую она свободно, широко и вольно покрывала живописью. Ее работы нельзя даже назвать росписью в привычном смысле, это именно живописные этюды, экспрессивные и динамичные. Фарфор дает возможность видеть движение кисти мастера, быстрый, легкий и при этом абсолютно точный мазок. Агитационный фарфор
• Отдал дань фарфору В. Кандинский, ему принадлежит роспись чашки с блюдцем «Городок» , сделанная в духе примитива с изо-бражением игрушечного городка с церквями и башенками. Агитационный фарфор
Васи лий Васи льевич Канди нский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйисюр-Сен, Франция) — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник» , преподавателем Баухауса. Агитационный фарфор
• В. В. Кандинский перед отъездом из России сделал для завода несколько вариантов росписи чайных сервизов, тщательно скомпанованных на силуэтах форм. Один рисунки несут вполне конкретное изобразительное начало: на чашке из ГИМ изображены очертания «сорока сороков» церквей – безошибочно узнаваемая архитектурная панорама русского города. В других композициях очевидно тяготение к беспредметности. Пейзажное начало в них ассоциируется с «планетарными» очертаниями красочных пятен, линеарными шифрами воды, земли, графикой силуэтов. Агитационный фарфор
Эскизы Кандиснкого
• Представить развитие и будущее фарфорового производства без такого важного периода как агитационный фарфор просто невозможно. Это важный этап не только в промышленном производстве страны но также абсолютно, ни с чем не схожий художественный стиль, в котором художники того времени активно проявляли себя. Агитационный фарфор
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ