Афинянка.ppt
- Количество слайдов: 13
Афинянка
Молодая девушка- Афинянка n До брака, чаще всего заключавшегося в возрасте около пятнадцати лет, девушки -афинянки все время проводили в глубине гинекея, защищенного от всякого шума и всяких внешних волнений. Без сомнения, можно было бы пожелать для молодой девушки лучшего воспитания, которое знакомило бы ее с внешним миром и готовило бы тем самым к тем обязанностям, выполнять которые предстояло ей в будущем. Но зато никакая другая система не смогла бы лучше поддерживать в девушке ту скромность и нежность, которые греки особенно ценили в женщине. Сознательно, хотели они того или нет, но воспитание молодых девушек вело к тому, чтобы поддерживать в них ясность мыслей и внутреннее спокойствие
n n В детстве девушки росли, окруженные вниманием и заботами своих матерей или кормилиц; позднее их обучали искусству обрабатывать шерсть и ткачеству. Не отходя от своих матерей, они достигали совершенства в этих работах, составлявших главное занятие и гордость женщины. Ничто не отвлекало их от этих мирных занятий. Дверь их комнаты была преградой, за которую они почти никогда не переступали и которая была недоступна для всякого постороннего. Так же они обучались чтению, письму, музыке.
n Предоставляя молодой афинянке редкие случаи увидеть внешний мир в обстановке удивительной красоты и торжественности религиозных празднеств, религия не могла не оставить своего отпечатка на ее общем развитии. Не нарушая покоя гинекея, религия вносила в него некоторое оживление благодаря воспоминаниям, которые способствовали развитию в душе девушки чувства порядка и гармонии.
Женщины-Афинянки n Иногда говорят о древних афинянках как о женщинах современного Востока, преувеличивая грубость античных нравов, запиравшую их в гинекей, как в тюрьму. Такое затворничество строго предписывалось только девушкам, что касается замужних женщин, то этот обычай был более снисходительным, а в некоторых случаях даже совсем не соблюдался. Жена богатого гражданина могла легко соблюдать этот обычай и скрываться в глубине своих покоев, но в семьях мало зажиточных женщине ежеминутно приходилось выходить из дома по делам хозяйства. Ей нужно было и идти на рынок закупать провизию, и самой исполнять все то, что обычно должны были делать рабы. Иногда даже случалось, что женщины торговали на общественной площади. Джон Говард "Афинянка"
n n Внутри своего дома женщины были полными хозяйками. Они наблюдали за рабами и руководили работой своих служанок; на них же лежала обязанность вести все хозяйство по дому и учитывать все расходы афинянка ревниво берегла свою власть в хозяйстве и держалась за нее, потому что не было никаких других занятий, которые могли бы отвлекать ее. Ей была присуща только одна эта роль, и она старалась сохранить за собой эту власть. Ариадна Тыркова «Афинянка
Иногда происходили и некоторые злоупотребления. Случалось, что нерадивые и нерасчетливые женщины расточительно тратили провизию. Тогда мужу приходилось вмешиваться в хозяйство и забирать у них ключи от кладовых. Но обычно афинянки заслуживали ту похвалу, с которой Эвфилет говорил о своей жене: «Она была опытная хозяйка» . Иногда даже их бережливость переходила в скупость. Им было тяжело смотреть на уничтожение тех запасов, которые они собирали с такой заботой, и они даже не делали различия между необходимыми расходами и излишествами, относясь к первым с такой же придирчивостью, как и к последним. Они радовались, когда мужья приносили домой деньги, и не скупились на едкие упреки, когда они их тратили
Спартанские девушки n n n В Спарте молодых девушек учили гимнастике и музыке, но подробностей, как именно проходило это обучение, точно не известно. Возможно, что и для них существовали такие же правила, как и для мальчиков: распределение одногодков по отделам и классам, постепенность в упражнениях, наблюдение педономов и т. д. Их обучали бегу, прыжкам, борьбе, метанию диска и дротика; кроме того, их учили пению и танцам, потому что во время празднеств они пели в хоре и танцевали. Без сомнения, у них были особые помещения, куда не допускались посторонние. Существовали, однако, и такие общественные состязания, где мальчики принимали участие в играх девочек, а девочки в играх мальчиков; в этом случае похвалы или порицания молодых девушек были для другого пола хорошим стимулом. Эдгар Дега "Спартанские девушки вызывают на состязание юношей" n
n Эти нравы приводили в сильное негодованье другие греческие народы, у которых женщины держались совершенно отдельно от мужчин. Сильная и решительная спартанка по сравнению с хрупкой и робкой афинянкой и должна была казаться существом как бы лишенным пола. Особенному осуждению подвергался костюм спартанок, едва их прикрывавший и состоявший всегонавсего из туники без рукавов, не доходившей даже до колен. Но нравственность, по-видимому, от этого ничуть не страдала, а спартанские женщины имели то преимущество, что были самыми крепкими и энергичными во всей Греции. спартанская девушка, участвующая в соревнованиях по бегу
Спартанские женщины n В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем где-либо в остальной Греции. Воспитание здесь сближало их с мужчинами; они привыкали с детства чувствовать себя гражданками и принимать близко к сердцу общественные интересы. В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции. Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управлением женщин. Эммануэль Круазе. Борьба спартанских девушек,
n Все это, однако, не мешало им исполнять обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Платон говорит, что она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством. Вместе с мужем она следила за воспитанием детей. Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Замечание Перикла, что самое лучшее для замужней женщины — когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного, было верно также и для Спарты. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть» . Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции. Барбье. Спартанская женщина (с сыном)
Афинянка.ppt