Скачать презентацию Афанасий Фет 1820 — 1892 Загадки Афанасия Скачать презентацию Афанасий Фет 1820 — 1892 Загадки Афанасия

Афанасий Фет.ppt

  • Количество слайдов: 49

Афанасий Фет 1820 - 1892 Афанасий Фет 1820 - 1892

Загадки Афанасия Фета ? дата рождения ? Предполага 1820 – 1892 емый отец – Загадки Афанасия Фета ? дата рождения ? Предполага 1820 – 1892 емый отец – Родился через орловский Кто он? месяц после помещик приезда из Афанасий ? фамилия ШЕНШИН ? Германии и за год до свадьбы. ? Шеншин – 0 ? причина смерти -14 лет; 53 -72 года. ? отец ? Мать – привезенная из Германии немка Карлотта ФЁТ (Фёт-фамилия её первого ? любовь ? мужа)

Противоречия Афанасия Фета Один из самых утонченных лириков; Представитель «чистой поэзии» ; В его Противоречия Афанасия Фета Один из самых утонченных лириков; Представитель «чистой поэзии» ; В его лирике нет места чему-то обыденному, приземленному. « И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов» . Л. Н. Толстой (Из письма к В. П. Боткину. 9 июля 1857 г. ) Чрезвычайно деловой, предприимчивый и успешный помещик; Отказался от большой любви, поскольку за девушкой не давали приданого; Женился удачно, взяв за невестой немало, постоянно приумножал свои доходы.

Высказывания о Фете 1840 г. В. Г. Белинский: «Из живущих в Москве поэтов всех Высказывания о Фете 1840 г. В. Г. Белинский: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» . 1863 г. Салтыков-Щедрин: «В семье второстепенных русских поэтов Фету принадлежит, бесспорно, одно из видных мест» . Его стихи дышат «самой искренной свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия» . 1859 г. Н. А. Добролюбов: «…его стихи не будут иметь большого значения в русской литературе» , «Поэта хвалили когда-то, а теперь позабыли» . 1878 г. Н. Г. Чернышевский: «Я знал Фета. Он положительно идиот: идиот, каких мало на свете. Но с поэтическим талантом» . А. П. Чехов называл его стихи «пленительными» . В начале XX века. «Серебряный век» с восторгом отозвался о поэте: «Фет - мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно) поэт, всего ближе стоящий к современной символической школе» .

Основные факты биографии 23 ноября 1820 г. – родился в с. Новоселки близ Мценска Основные факты биографии 23 ноября 1820 г. – родился в с. Новоселки близ Мценска в семье А. Н. Шеншина 1834 г. – признан незаконнорожденным и получает фамилию Фет (Foeth) «По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся. » А. Фет «Ранние годы моей жизни» 1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии 1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета

Основные факты биографии 1840 г. – сборник «Лирический пантеон» «Вместо того, чтобы ревностно ходить Основные факты биографии 1840 г. – сборник «Лирический пантеон» «Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи. » 1842 – 43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки» «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» В. Г. Белинский 1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство Трагически завершившийся роман с Марией Лазич 1850 г. – сборник стихотворений

Любовь Афанасия Фета 1845 год - армейская служба на Украине; Знакомство с высокообразованной талантливой Любовь Афанасия Фета 1845 год - армейская служба на Украине; Знакомство с высокообразованной талантливой пианисткой Марией Лазич; Мария – большая поклонница лирики Фета – влюбляется в него; Фет не готов жениться, о чем прямо ей говорит; Мария умоляет не прекращать встреч;

Любовь Афанасия Фета Фет окончательно разрывает отношения; Через несколько месяцев … Непотушенная при курении Любовь Афанасия Фета Фет окончательно разрывает отношения; Через несколько месяцев … Непотушенная при курении спичка… Загоревшийся подол платья… Мария выбегает на балкон, порывы ветра ещё больше раздувают горящее платье. Мария Лазич умирает в страшных мучениях через несколько дней.

Основные факты биографии 1856 г. – оставляет службу 1857 г. – выгодный брак с Основные факты биографии 1856 г. – оставляет службу 1857 г. – выгодный брак с М. П. Боткиной 1860 г. – покупает поместье в Мценском уезде «Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности. О литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом» . И. С. Тургенев 1873 г. – выходит указ императора о возвращении Фету имени потомственного дворянина Шеншина

Основные факты биографии 1870 -е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще Основные факты биографии 1870 -е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще одно поместье 1880 -е гг. – возвращение в литературу (много переводов поэтов-романтиков и философов) 1885 -1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни» Скончался 21 ноября 1892 г. в Москве

Особенности лирики Представитель «чистого искусства» Основные темы: природа – любовь – музыка – красота Особенности лирики Представитель «чистого искусства» Основные темы: природа – любовь – музыка – красота Художественный метод: импрессионизм ( «поэт мгновения» , полунамека), музыкальность Главный прием изобразительности – психологический параллелизм (явления природы – внутренний мир человека)

Природа в лирике Фета «Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящаяся через человеческую душу…» Природа в лирике Фета «Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящаяся через человеческую душу…» Константин Бальмонт Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа.

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудет и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты. 4 ноября 1891

Тематика лирики Фета «Поэтическую трапезу г. Фета, за весьма редким исключением составляют: вечер весенний, Тематика лирики Фета «Поэтическую трапезу г. Фета, за весьма редким исключением составляют: вечер весенний, вечер летний, вечер зимний, утро весеннее, утро летнее, утро зимнее; затем: кончик ножки, душистый локон и прекрасные плечи» . М. Е. Салтыков-Щедрин

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет.

Красота в мире Фета «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по Красота в мире Фета «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…» Афанасий Фет

Красота в мире Фета Целый мир от красоты, От велика и до мала, И Красота в мире Фета Целый мир от красоты, От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать её начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, - человечно.

Музыкальность Фета А. А. Фет: «Чайковский как бы подсмотрел художественное направление, по которому меня Музыкальность Фета А. А. Фет: «Чайковский как бы подсмотрел художественное направление, по которому меня постоянно тянуло <…> из определенной области слов … в П. И. Чайковский: «Фет в неопределенную область лучшие свои минуты музыки, в которую я уходил, выходит из пределов, насколько хватало сил моих» . указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу Поделись живыми снами, Говори душе моей; область» , он «не просто Что не выскажешь словами – поэт, а скорее поэт-музы. Звуком на душу навей. кант, как бы избегающий кант даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом» .

Импрессионизм в живописи Возникает в 1874 г. во французской живописи Название по названию картины Импрессионизм в живописи Возникает в 1874 г. во французской живописи Название по названию картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» 8 выставок за 12 лет Основные представители: Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писарро, Альфред Сислей, Эдагар Дега, Берта Моризо

Особенности импрессионизма Отказ от мифологических и библейских сюжетов Бытовые картины и картины природы Отказ Особенности импрессионизма Отказ от мифологических и библейских сюжетов Бытовые картины и картины природы Отказ от социальной проблематики Изображение позитивных сторон жизни Не что, а как

Особенности импрессионизма Работа на пленэре Передача изменчивой световоздушной среды Субъективизм, относительность восприятия Движение, цвет, Особенности импрессионизма Работа на пленэре Передача изменчивой световоздушной среды Субъективизм, относительность восприятия Движение, цвет, свет Текучесть мгновения Отказ от четкого контура Отказ от черного Смешивание красок на холсте Укрывистые краски с объемным эффектом

Импрессионизм Фета Светлое, жизнеутверждающее настроение, отсутствие мрачных картин Изображение душевных переживаний в движении Передача Импрессионизм Фета Светлое, жизнеутверждающее настроение, отсутствие мрачных картин Изображение душевных переживаний в движении Передача тонких, смутных, неясных движений души через звук, цвет, природные образы Создание картин природы через детали, «текучесть» , «зыбкость» изображения Изображение не картин природы, а впечатления от них

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна.

Назначение поэта Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться Назначение поэта Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов. Выйти за пределы обыденности Увидеть красоту Тоскливый сон прервать единым звуком, Проникнуть в Упиться вдруг неведомым, родным, тайны природы Дать жизни вздох, дать радость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим. Говорить Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец – Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец! языком любви Выразить невыразимое

Назначение поэта Как беден наш язык! – Хочу и не могу, - Не передать Назначение поэта Как беден наш язык! – Хочу и не могу, - Не передать того ни другу , ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. Напрасно вечное томление сердец, И клонит голову маститую мудрец Пред этой ложью роковою. Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах; Так для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орел, Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. Понимать язык природы Понимать язык любви Выражать невыразимое

 «Нельзя пред вечной красотой Не петь, не славить, не молиться …» Поделись живыми «Нельзя пред вечной красотой Не петь, не славить, не молиться …» Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами — Звуком на душу навей. А. Фет Где слово немеет, Где царствуют звуки, Где слышишь не песню, А душу певца. А. Фет

 «Пчелы» Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, «Пчелы» Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. Дай хоть выйду я в чистое поле Иль совсем потеряюсь в лесу. . . С каждым шагом не легче на воле, Сердце пышет всё боле и боле, Точно уголь в груди я несу. Нет, постой же! С тоскою моею Здесь расстанусь. Черемуха спит: Ах, опять эти пчелы под нею! И никак я понять не умею, На цветах ли, в ушах ли звенит.

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце опять суеверней, Длинные тени вдали потонули в ложбине. В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно, Крылья растут у каких-то воздушных стремлений, Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно, Свет унося, покидая неверные тени. Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине? Как не забыть, хоть на время, язвительных терний? Травы степные сверкают росою вечерней, Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне. 1863

 «…в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы «…в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени» . М. Е. Салтыков-Щедрин Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!. . 1850

1. Шепот, робкое дыханье… 2. …Ряд волшебных изменений милого лица … 3. … И 1. Шепот, робкое дыханье… 2. …Ряд волшебных изменений милого лица … 3. … И лобзания, и слезы … 1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья … 2. …Свет ночной, ночные тени, Тени без конца … 3. … В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря … И заря, заря!. .

Развитие лирической темы МИР ЧЕЛОВЕКА ВСТРЕЧА СВИДАНИЕ СЧАСТЬЕ МИР ПРИРОДЫ Шепот, робкое дыханье. Трели Развитие лирической темы МИР ЧЕЛОВЕКА ВСТРЕЧА СВИДАНИЕ СЧАСТЬЕ МИР ПРИРОДЫ Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. ВЕЧЕР Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, НОЧЬ В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!. . УТРО

Цвет и звук Шепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья Серебро Свет ночной ночные тени Цвет и звук Шепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья Серебро Свет ночной ночные тени Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря -----Лобзания Цвет отражает движение времени. Звуки замолкают

Роль контрастов в стихотворении Шепот, робкое дыханье … И лобзания, и слезы … В Роль контрастов в стихотворении Шепот, робкое дыханье … И лобзания, и слезы … В дымных тучках … Серебро … Ночные тени, тени без конца Пурпур розы, отблеск янтаря … И заря, заря !. . Пурпур, янтарь, заря

Ассонанс и аллитерация 1 строфа 2 строфа 3 строфа Открытый [a]: шепот, дыханье, соловья, Ассонанс и аллитерация 1 строфа 2 строфа 3 строфа Открытый [a]: шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья Открытый [a]: ночной, конца, ряд волшебных, милого лица Согласные [м], [н], [л]: ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица Согласный [р]: пурпур розы, янтарь, заря Открытый [а]: тучках, янтаря, лобзания, заря

ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА Роза – символ природной красоты, огня страсти, земной радости, поэтического ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА Роза – символ природной красоты, огня страсти, земной радости, поэтического вдохновения. В персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви.

ВЫВОДЫ: В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит ВЫВОДЫ: В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать 1. цветение любви в душе человека, 2. пробуждение жизненных сил в природе. Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни. В поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа.

Ноктюрны Фета «Тихая, звездная ночь …» 1842 «Ночью как-то вольнее дышать мне …» 1842 Ноктюрны Фета «Тихая, звездная ночь …» 1842 «Ночью как-то вольнее дышать мне …» 1842 «Если зимнее небо звездами горит …» 1843 «Ночь светла, мороз сияет …» 1847 «Ночь весенней негой дышит …» 1854 «Как ясность безоблачной ночи …» 1862 «Месяц зеркальный плывет …» 1863 «Как нежишь ты, серебряная ночь …» 1865 Майская ночь 1870 «Одна звезда меж всеми дышит …» 1882 «Молятся звёзды, мерцают и рдеют …» 1883 «В лунном сиянии …» 1885 «Благовонная ночь, благодатная ночь …» 1887 «Сегодня все звёзды так пышно …» 1888 «Устало всё кругом: устал и цвет небес …» 1889

Ноктюрны НОЧЬ • ЯСНАЯ И СВЕТЛАЯ • ЗВЁЗДНАЯ • ЛУННАЯ • БЕЗМОЛВНАЯ, ТИХАЯ • Ноктюрны НОЧЬ • ЯСНАЯ И СВЕТЛАЯ • ЗВЁЗДНАЯ • ЛУННАЯ • БЕЗМОЛВНАЯ, ТИХАЯ • ВЕСЕННЯЯ, МАЙСКАЯ

Ночь Тютчева и Фета Как океан объемлет шар МАЙСКАЯ НОЧЬ земной, Земная жизнь кругом Ночь Тютчева и Фета Как океан объемлет шар МАЙСКАЯ НОЧЬ земной, Земная жизнь кругом объята Отсталых туч над нами пролетает снами; Настанет ночь - и звучными Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает волнами У лунного серпа. Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит. . . Царит весны таинственная сила Уж в пристани волшебный С звездами на челе. ожил челн; Ты, нежная! Ты счастье мне сулила Прилив растет и быстро На суетной земле. нас уносит В неизмеримость А счастье где? Не здесь, в среде темных волн. убогой, Небесный свод, горящий А вон оно - как дым. славой звездной, За ним! за ним! воздушною дорогой Таинственно глядит из И в вечность улетим! глубины, И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Какая ночь! На всем какая нега! На мир таинственный духов, Благодарю, родной Над этой Какая ночь! На всем какая нега! На мир таинственный духов, Благодарю, родной Над этой бездной безымянной, полночный край! Покров наброшен Покров Из царства льдов, златотканный из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Высокой волею богов. Какая ночь! Все звезды до единой День - сей блистательный Тепло и кротко покров в душу смотрят вновь, День, земнородных оживленье, И в воздухе за песнью соловьиной оживленье Души болящей исцеленье, исцеленье Разносится тревога и любовь. Березы ждут. Их лист Друг человеков и богов! Друг Но меркнет день - настала ночь; полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Пришла - и с мира рокового Они дрожат. Так деве новобрачной Ткань благодатную покрова благодатную И радостен и чужд ее убор. Сорвав, отбрасывает прочь. . . Нет, никогда нежней и бестелесней И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, Твой лик, о ночь, И нет преград меж ей и нами - не мог меня томить! Опять к тебе иду Вот отчего нам ночь страшна! с невольной песней, <1839> Невольной — и последней, может быть. <1857>

Ночной мир Фета • Для поэта характерен романтический культ ночи. • В отличие от Ночной мир Фета • Для поэта характерен романтический культ ночи. • В отличие от поэтов-предшественников ночь Фета не несёт в себе ничего страшного или трагического, в ней заключено положительное начало. Ночью человек • забывает о житейских треволнениях, • начинает жить подлинной, настоящей жизнью, • его сердце открывается любви и красоте, • он приобщается тайн мироздания; • ночь прекрасна.

 «День и ночь» «Ещё майская ночь» Мир тинственный Какая ночь!. . … бездной «День и ночь» «Ещё майская ночь» Мир тинственный Какая ночь!. . … бездной … …все звезды… … день-… ночь … … страхами и мглами … … ночь страшна! …Тепло и кротко… …нежней и бестелесней… …твой лик, о ночь…

Что отличает поэтов? ПРИРОДА Трагическая неслиянность человека и природы; ночь как торжество древней стихии Что отличает поэтов? ПРИРОДА Трагическая неслиянность человека и природы; ночь как торжество древней стихии хаоса, время беззащитности человека перед лицом мира и иррациональности своего я Жизнь – мимолетное видение Красота мимолетности и изменчивости природы и мира; ночь как время поэтического вдохновения, любви и подлинной жизни в красоте и гармонии Миг – это уже жизнь