Адресаты любовной лирики Тютчева..pptx
- Количество слайдов: 10
Адресаты любовной лирики Тютчева (Елена Денисьева) Выполняла ученица 10 «Б» класса Курыгина Надя
Тютчев – поэт возвышенной любви. В его лирике прослеживалась драмматичность. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Лирика его так же полна психологизма и романтизма. Периодизацию творчества Федора Ивановича Тютчева чаще всего осуществляют путем разделения на такие этапы: этап раннего творчества – подражание стихам XVIII века, этап становления – появление характерного тютчевского поэтического стиля и заключительный этап – время политических стихов и «денисьевского цикла» .
Елена Денисьева Елена Александровна Денисьева родилась в 1826 году, в старинной, но очень обедневшей дворянской семье. Рано потеряла мать, с отцом, Александром Дмитриевичем Денисьевым, заслуженным военным, и его второю женою отношения почти сразу не сложились. Непокорная и вспыльчивая для новой" матушки" Елена была спешно отправлена в столицу, Санкт Петербург на воспитание к тете, сестре отца, Анне Дмитриевне Денисьевой старшей инспектрисе Смольного института.
Привилегированное положение, которое занимала старейшая из воспитательниц Анна Дмитриевна в этом учебном заведении, знаменитом на всю Россию, позволило ей воспитывать полусироту племянницу на общих основаниях с остальными "смолянками. Анна Дмитриевна всячески пыталась приучить племянницу к светской жизни – рано начала вывозить ее в свет В том же институте воспитывались Анна и Екатерина Тютчевы – дочери Тютчева , они заканчивали выпускной класс вместе с Еленой. Так , осенью 1845 Тютчев и Елена познакомились
В 1850 был заключен брак в тайне от его жены Эрнестины. Отношения поэта с Денисьевой были более чем драматичными, однако продолжались в течение четырнадцати лет. Общество с трудом мирилось с их связью: во первых, Тютчев был женат, во вторых, возлюбленная годилась ему в дочери. Но, несмотря ни на что, отношения продолжались. Умерла Елена Денисьева в 1864 году.
Елене посвящен «Денисьевский" цикл, который объединен единой темой любви поэта и героини. Денисьевский цикл оказал огромное воздействие на развитие русской лирики двадцатого столетия. Он всегда был в центре внимания исследователей. Однако и до сегодняшнего времени идут споры о составе цикла, об адресатах отдельных стихотворений, о датировке, жанровом своеобразии цикла в целом. Принято считать, что в него входят стихотворения «Последняя любовь", "Весь день она лежала в забытьи", "Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло. . . ", "Вот бреду я вдоль большой дороги". Наибольшую известность приобрело стихотворение «Последняя любовь» , оно принадлежит к числу шедевров русской лирики.
Последняя любовь О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. . . Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, - Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность. . . О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность. 1854 г.
Тютчев считает, что «на склоне лет нежней мы любим и суеверней» Поэт сравнивает свою нежданную любовь с вечерней зарей, которая освещает его путь особым сиянием. Именно в этом всепоглощающем чувстве автор видит не только смысл своего земного существования, но и черпает силы для вдохновения, которое, как считает Тютчев, давно уже его покинуло. По жанру стихотворение является элегией. Элегический характер тексту придает чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, недолговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмоций. Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как "прощальный свет. . . зари вечерней". Но в отличие от неизбежности наступления нового дня в природе, любовь "на склоне лет", как и жизнь человека, обречена на умирание.
Возвышенную интонацию произведению придает частица «О» , как будто обрамляющая текст стихотворения ( «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суевер ней…» , «О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безна дежность» . Музыкальность произведению придают также многочисленные повторы ( «Сияй, сияй, прощальный свет…» , «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, оча рованье» ). Особую экспрессивность придают тексту повторяющиеся глаголы в форме повелительного наклонения , нарушения стихового ритма и многочисленные восклицательные конструкции. Таким образом, любовь, выраженная в этом стихотворении, всегда одновременно и счастье, и трагедия.
Источники информации: 1) Вся русская литература /Авт. - сост. И. Л. Копылов. - Мн. : Современная литература, 2003 г. 2) Ф. И. Тютчев «Избранная лирика» ; Москва, 1986 год; 3) Справочник школьника. Литература. - М. , 1995.
Адресаты любовной лирики Тютчева..pptx