Адам Смит Adam Smith
Биография. Детство. § Адам Смит родился 5 июня 1723 года в городке Кирколд, расположенном неподалеку от столицы Шотландии Эдинбурга, в семье таможенного чиновника Смита и его второй жены, Маргарет Дуглас, дочери крупного лендлорда. § Его отец, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына. § Предполагается, что Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и Адама с детства окружали книги.
Образование. § В 14 лет Смит поступил в университет Глазго, который в то время был центром шотландского просвещения. В первые годы учебы Смит находился под влиянием идей известного английского философа профессора Френсиса Хичстоуна, который стал своего рода гуру для будущегоэкономиста. Несмотря на это, впоследствии Смит полностью опроверг идеи своего наставника. По окончании университета Адам Смит выиграл стипендию для учебы в Оксфорде, куда и поехал в 1740 году.
Первые лекции. § По окончании Оксфорда Смит возвратился в Шотландию и начал искать работу. Семейные связи и помощь юриста и философа лорда Генри Кеймса открыли Смиту широкие перспективы. Он начал с чтения публичных лекций в Эдинбурге, темы которых простирались от риторики и истории до экономики и философии. Уже тогда, судя по лекциям, он придерживался принципов экономического либерализма и, в частности, принципа свободы торговли.
Университет § Именно благодаря публичным лекциям Смита пригласили в университет Глазго на должность профессора логики. Это произошло в 1751 году, когда ему было всего 27 лет. Через год Адам Смит перешел на кафедру философии, на более престижную должность профессора философии морали, которую занимал до 1763 года. В то время этот специфический предмет соединял в себе такие дисциплины, как теология, юриспруденция, этика и политическая экономия. Годы работы в университете Адам Смит описывал как самые счастливые и насыщенные событиями. Его лекции начинались в 7: 30 утра и продолжались до полудня.
Университет. § В 1758 году Адама Смита выбрали деканом университета, что было выражением всеобщего признания его заслуг. Все свободное время Смит посвящал делам университета или проводил в светских салонах Глазго. Среди его близких знакомых можно было найти не только аристократов, общественных деятелей и представителей политического истеблишмента, но и ученых мужей, в частности, Джозефа Блэка, Джеймса Ватта, и Дэвида Юма. В круг общения Смита входили и крупные предприниматели, например, Эндрю Кокрейн, от которого Смит черпал информацию о состоянии дел в экономике и о том, как функционируют финансовые механизмы.
Первая крупная работа. § В 1759 году Смит опубликовал свою первую крупную научную работу "Теория нравственных чувств". Дидактическая и аналитическая по природе, эта книга представляет собой психологический анализ явлений, которые составили основу его самой известной работы. В "Теории нравственных чувств" описаны универсальные и неизменные принципы человеческой натуры, которые, по мысли Смита, Юма и других философов, формируют общественные институты и поведение индивида в обществе. Смита особенно интересовал процесс формирования нравственных принципов личности с учетом потребностей человека и его личных интересов. Философ считал, что каждого человека направляет "невидимая сила", которая влияет на критерии оценки собственных действий и действий окружающих.
Переломный момент. § В 1763 году в жизни Смита произошел перелом - он оставил университет Глазго и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого графа, приемного сына видного политического деятеля - герцога Баклю. Материальная выгода от этого путешествия имела для Смита не последнее значение: поездка гарантировала ему 800 фунтов стерлингов ежемесячно до конца жизни, что было явно больше его профессорского гонорара.
Путешествие. § Путешествие длилось с 1764 по 1766 год, т. е. более двух лет, из которых полтора года Смит провел в Тулузе, два месяца в Женеве, и девять месяцев в Париже. Тесное знакомство за время поездки с философами д'Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами, в том числе с Ф. Кенэ и А. Тюрго, отразилось впоследствии в его главном труде, к которому он приступил еще в Тулузе. По возвращении в Шотландию Смит решает поселиться у своей матери, где с 1767 года уединяется для завершения работы над своим творением. Книга вышла в свет в 1776 году и упрочила и без того широкую известность её автора.
«Исследование о природе и причинах богатства народов» § Эта книга положила начало развитию политэкономии как отдельной дисциплины. Адам Смит развивает идею о том, что труд - это основной источник богатства нации. Он выступает ярым сторонником частного предпринимательства и разделения труда в процессе производства. Истинное богатство нации, по мнению Смита, заключается не в количестве золота у государства, а в обеспеченности граждан всеми необходимыми продуктами (в широком смысле) в полном объеме. Также Смит отвергал какое-либо вмешательство государства в экономику страны. Он полагал, что ею управляет "невидимая рука" (аналогия с "невидимой силой" из "Теории нравственных чувств").
Влияние Смита на экономику. § Влияние Смита на своих современников было настолько велико, что даже английский премьер-министр У. Питтмладший объявил себя его учеником. Они неоднократно встречались и обсуждали ряд финансовых проектов. Одним из результатов этих контактов с ученым явилось подписание У. Питтом в 1786 году первого Либерального торгового договора с Францией - договора Эдена, который существенно изменил таможенные тарифы. Результатом влияния творческого наследия автора "Богатства народов" можно также признать то, что один из его учеников, Стюарт, в 1801 году начал читать в университете Эдинбурга самостоятельный курс политической экономии, который раньше входил в курс нравственной философии.
Идеи Адама Смита § Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Эта практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов. § Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования. § Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка» . Смит считал, человека основой всего общества, и исследовал его поведение с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы» , основу которой Смит видел в частной собственности. § Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Ресурсы же при этом под воздействием «сигнальной системы» прибыли перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.
Касымова Альбина ДМУ-201 Спасибо за внимание!