МСИ_Абстрактный экспрессионизм.pptx
- Количество слайдов: 124
Абстрактный экспрессионизм
ТЕРМИН «Абстрактное искусство (беспредметное, нефигуративное) Одно из главных и наиболее радикальных направлений в авангардной живописи XX в. , отказавшееся от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, точнее — от миметического принципа в изобразительном искусстве; от изоморфизма и ориентированное исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, неизоморфных форм, абстрактных цвето-форм и их бесчисленных сочетаний» . В. В. Бычков, Лексикон нон-классики.
ТЕРМИН 1919 г. – появляется в журнале Der Sturm (Буря), нем. яз. 1929 г. – Альфред Барр* использует термин «абстрактный экспрессионизм» по отношению к картинам Василия Кандинского. * Альфред Барр (1902 - 1981) – американский историк искусства, первый директор Мо. МА в Нью. Йорке (основан 7 ноября 1929 г. )
ТЕРМИН 1936 г. – Альфред Барр в каталоге выставки «Кубизм и абстрактное искусство» провел разделение «между двумя формами абстрактного искусства: первое, характеризовавшееся более четко выраженными геометрическими структуральными тенденциями, вело от Жоржа Сера и Поля Сезанна через кубизм к различным геометрическим и конструктивистским направлениям искусства в России и Голландии, а после окончания Первой мировой войны стало международным. Второе – и до недавней степени второстепенное – направление, уходит своими корнями в искусство и теорию Гогена и его окружения, перетекает из фовизма Матисса в абстрактный экспрессионизм довоенных работ Кандинского. Скрывшись под землей на несколько лет, это направление энергично возникает среди мастеров абстрактного искусства, ассоциируемых с сюрреализмом. Данное направление, по контрасту с первым, является скорее интуитивным и эмоциональным, а не интеллектуальным; органическим и биоморфным, а не геометрическим по своей форме; оно характеризуется скорее округлыми очертаниями, а не прямоугольными формами; является декоративным, а не структуральным, скорее романтическим, чем классическим, по экзальтированному отношению ко всему мистическому, спонтанному и иррациональному» .
ПРЕДЫСТОРИЯ и КОНТЕКСТ Риджионализм и реализм – основные направления американской живописи 1930 х гг.
Грант Вуд (1891 – 1942) Американская готика, 1930 г. Институт искусств, Чикаго.
Томас Харт Бентон (1889 – 1975) Открытие Америки, увиденное коренными американцами. 1922.
Джексон Поллок (1912 – 56) Путешествие на Запад. 1934 -35. Х. м. штукатурка, 38, 3 х 52, 7. Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон.
Эдвард Хоппер (1882 – 1967) Полуночники. 1942.
Марк Ротко (1903 – 1970) Без названия (Подземка). Ок. 1937 г. х. м. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
ПРЕДЫСТОРИЯ и КОНТЕКСТ - «Черная пятница» 25 октября 1929 г. – начало великой депрессии. Безработица в стране – до 30 %. -Администрация Франклина Рузвельта утверждает Федеральный художественный проект – трудоустройство художников, заказы на оформление экстерьеров и интерьеров общественных пространств. - Джексон Поллок: «Я считаю станковую живопись отмирающей формой искусства, а тенденция современного ощущения направлена в сторону стенной росписи или фрески» .
ПРЕДЫСТОРИЯ и КОНТЕКСТ - Знакомство с работами Василия Кандинского в Музее необъективного искусства (будущий музей Соломона Гуггенхайма). - Иммиграция в США европейских художников (особенное в период Второй мировой войны): Марсель Дюшан, Марк Шагал, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Фернан Леже, Ханс Хофман. -1936 г. – выставка в Мо. МА «Кубизм и абстрактное искусство» . - 1937 г. – выставка в Мо. МА «Фантастическое искусство, дада, сюрреализм» : интерес к подсознанию как к источнику экспрессии и к сюрреалистическим приемам «автоматической живописи» . -Джексон Поллок: «Когда пишешь, черпая из своего подсознания, обязательно начинают появляться образы. Полагаю, все мы находимся под влиянием Фрейда. В течение долгого времени я был последователем Юнга… живопись – состояние бытия… живопись – самооткрытие. Каждый великий художник пишет то, чем он является» .
ПРЕДЫСТОРИЯ и КОНТЕКСТ Василий Кандинский: «Возникновение произведения искусства имеет космический характер, а не произвольный и субъективный… Действие внутренней необходимости, а значит, и развитие искусства, является прогрессивным выражением вечно-объективного во временно-субъективном, а с другой стороны, это и есть подавление субъективного объективным» . Джексон Поллок: «Когда пишешь, черпая из своего подсознания, обязательно начинают появляться образы. Полагаю, все мы находимся под влиянием Фрейда. В течение долгого времени я был последователем Юнга… живопись – состояние бытия… живопись – самооткрытие. Каждый великий художник пишет то, чем он является» .
ПРЕДЫСТОРИЯ и КОНТЕКСТ Интерес к традиционным культурам. Экзистенциализм. Абстрактные экспрессионисты, особенно в 1940 е гг. , считали себя современными мифотворцами, которые, прибегая к источникам первобытных и «архаических» культур (искусство индейцев), надеялись разработать неподвластные времени и чрезвычайно доступные для понимания метафоры и символы, обозначающие состояние современного человека, которое они воспринимали как трагедию. Барнет Ньюман: «Спонтанная, появляющаяся сразу с нескольких направлений, в годы войны в американской живописи зародилась новая сила, являющаяся современным вариантом импульса первобытного искусства» . «Экзистенциалисты, заявившие о себе наиболее активно после Первой мировой войны, с особой остротой ощутили и сумели выразить вербально глубинное кризисное положение человека в современном мире, его полную растерянность в потоке иррациональных процессов бытия-сознания. Экзистенция (существование) ощущалась и описывалась ими как некое предельно одинокое, отчужденное, бесцельное и бессмысленное бытование запутанного и отчаявшегося человека в неопределенном, «абсурдном» и жестоком мире» . В. В. Бычков.
ПРЕДЫСТОРИЯ и КОНТЕКСТ Активизация профессиональной художественной сцены: 1943 г. – Пегги Гуггенхайм открывает в НЙ галерею «Искусство этого века» . 1945 г. – Самуэль Коотц открывает галерею в НЙ. 1946 г. – Бетти Парсонс открывает галерею в НЙ. 1946 г. – Чарльз Эгон открывает галерею в НЙ. 1948 г. – Сидней Джанис открывает галерею в НЙ (окт. 1949 г. – выставка «Художники: муж и жена» ). 1933 – Ханс Хофман учреждает художественную школу в НЙ. 1948 г. – открытие школы «Сюжеты художников» (Роберт Мазервелл, Марк Ротко, Клиффорд Стилл). 1949 г. – открытие ассоциации художников «Клуб восьмой улицы» (Чарльз Эгон, Франц Кляйн, Виллем де Кунинг). Закрыта в 1962 г.
Пегги Гуггенхайм (1898 – 1979) Галерея «Искусство этого века» , 1943.
ПРЕДЫСТОРИЯ и КОНТЕКСТ Сложное отношение к абстрактному экспрессионизму в среде политики: 1949 г. , - Джордж Дондеро (республиканская партия в Конгрессе США): «Все эти «-измы» - иностранного происхождения. В действительности им не должно быть места в американском искусстве. Если не все из них являются средствами социального или политического протеста, то все относятся к инструментам и оружию разрушения» . 1947 г. – запрет выставки «Передовое американское искусство» . Холодная война – обвинение художников в коммунизме. С другой стороны – использование АЭ в антикоммунистической пропаганде. Искусствовед Серж Гильбо: «Художник-авангардист, который категорически отказывался принимать участие в политических дискуссиях и изолировал себя, всячески подчеркивая свою индивидуальность, опирался на либерализм, который считал независимость личности художника превосходным оружием для борьбы с авторитарностью Советов. Деполитизация авангарда была необходима, прежде чем это направление могло быть использовано в политике, в результате чего авангард столкнулся с неизбежной дилеммой» . Ева Кокрофт, «Абстрактный экспрессионизм, оружие «холодной войны» . 74 г.
Джексон Поллок (1912 – 56)
Джексон Поллок (1912 – 56)
Джексон Поллок (1912 – 56) Женщина-Луна, режущая круг. 1943. 109, 5 х 104.
Джексон Поллок (1912 – 56) На дне морском (Пять полных морских саженей), 1947. 129, 2 х 76, 5.
Джексон Поллок (1912 – 56) Пять полных морских саженей. 1947. Фрагмент.
Джексон Поллок (1912 – 56) Пять полных морских саженей. 1947. Фрагмент.
Джексон Поллок (1912 – 56) Лавандовый туман: Номер 1. 1950
Джексон Поллок (1912 – 56) Собор. 1947
Джексон Поллок (1912 – 56) Осенний ритм (Номер 30). 1950
Джексон Поллок (1912 – 56) Осенний ритм (Номер 30). 1950. Фрагмент.
Джексон Поллок (1912 – 56) Пасха и тотем, 1980. 208, 6 х 147, 3.
Аршил Горки (1904 – 1948) Автопортрет с матерью, 1929 – 1936.
Аршил Горки (1904 – 1948) Автопортрет с матерью, 1929 – 1936.
Аршил Горки (1904 – 1948) Вода цветистой мельницы, 1944. 107, 32 х 122, 67.
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Onement I. 1948 69, 2 х 41, 2. (*состояние бытия в одном или согласованности)
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Согласие (1949)
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Дикая природа. 1950. 248 х 4, 1.
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Первая остановка. 1958. 198, 1 х 152, 4.
Марк Ротко (1903 – 70) Обнаженная. 1933
Марк Ротко (1903 – 70) Без названия. 1936
Марк Ротко (1903 – 70) Без названия. 1930 е
Марк Ротко (1903 – 70) Антигона. 1939 -40
Марк Ротко (1903 – 70) Без названия. 1941 -42
Фрески Виллы Мистерий, Помпей, II в. до н. э.
Анри Матисс (1869 - 1954). Красная мастерская. 1911.
Марк Ротко (1903 – 70) Без названия, 1948. 127, 6 х 109, 9.
Марк Ротко (1903 – 70) Охра и красное на красном, 1954. 235, 5 х 162.
Seagrum Building. Л. Мис Ван дер Роэ, Филипп Джонсон.
Марк Ротко (1903 – 70) № 15. 1952
Марк Ротко (1903 – 70) № 10. 1950
Марк Ротко (1903 – 70) Набросок для «Росписи № 4» . 1958
Марк Ротко (1903 – 70) Капелла Ротко. 1967 -71.
Клиффорд Стилл (1904 – 80) 1949 -й. 203, 2 х 175, 26.
Виллем де Кунинг (1904 – 97) Сидящая фигура. 1940 Сидящая женщина. 1940
Виллем де Кунинг (1904 – 97) Королева сердца (1943 -46) Женщина (1944)
Виллем де Кунинг (1904 – 97) Женщина (1949)
Виллем де Кунинг (1904 – 97) Экскавация, 1950.
Виллем де Кунинг (1904 – 97) Женщина I, 1950 -52.
Роберт Мазервелл (1915 – 1991) Эллегия Испанской Республике, № 34. 1953 -54
Франц Кляйн (1910 – 1962) Без названия, 1957. 200 х 158 см.
Джексон Поллок (1912 – 56) Хранители тайн. 1943
Джексон Поллок (1912 – 56) Пасифая. 1943
Джексон Поллок (1912 – 56) Мерцающее существо. Из серии «Звуки в траве» . 1946
Джексон Поллок (1912 – 56) Пять полных морских саженей. 1947
Джексон Поллок (1912 – 56) Собор. 1947
Джексон Поллок (1912 – 56) Осенний ритм (Номер 30). 1950
Джексон Поллок (1912 – 56) Осенний ритм (Номер 30). 1950. Фрагмент.
Джексон Поллок (1912 – 56) Лето: Номер 9 А. 1948
Джексон Поллок (1912 – 56) Конвергенция: Номер 10. 1952
Виллем де Кунинг (1904 – 97)
Виллем де Кунинг (1904 – 97) Женщина III. 1952 Женщина V. 1952 -53
Виллем де Кунинг (1904 – 97) Женщина (1949)
Виллем де Кунинг (1904 – 97) Яма. 1950
Виллем де Кунинг (1904 – 97) Композиция. 1955
Роберт Мазервелл (1915 – 1991) Эллегия Испанской Республике № 110. 1971
Роберт Мазервелл Эллегия Испанской Республике № 108. 1965 -67.
Аршил Горки (1904 – 1948) Сад в Сочи. 1943
Аршил Горки (1904 – 1948) Запах абрикосов в полях. 1944
Аршил Горки (1904 – 1948) Плуг и песня. 1947
Аршил Горки (1904 – 1948) Армянский плуг. 1944 -47.
Аршил Горки (1904 – 1948) Мертвая птица. 1948
Аршил Горки (1904 – 1948) Плуг и песня. 1946
Аршил Горки (1904 – 1948) Плуг и песня. 1947
Аршил Горки (1904 – 1948) Плуг и песня. 1944.
Аршил Горки (1904 – 1948) Пейзажи Вирджинии. 1943
Аршил Горки (1904 – 1948) Однолетний молочай. 1944
Аршил Горки (1904 – 1948) Без названия. 1943
Аршил Горки (1904 – 1948) Испепеленная любимая. 1946
Аршил Горки (1904 – 1948) Как расшитый передник моей матери раскрывается в моей жизни. 1944
Аршил Горки (1904 – 1948) Агония. 1947
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Onement I. 1948. Фрагмент.
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Onement I. Оnement III. 1948. Mo. MA, New York.
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Кто боится красного, желтого и синего? 1966 -67.
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Дикий. 1950
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Vir Heroicus Sublimis. 1950 -51
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Полночный голубой. 1970.
Барнетт Ньюман (1905 – 70) Согласие (1949)
Марк Ротко (1903 – 70) Обнаженная. 1933
Марк Ротко (1903 – 70) Без названия. 1936
Марк Ротко (1903 – 70) Без названия. 1930 е
Марк Ротко (1903 – 70) Антигона. 1939 -40
Марк Ротко (1903 – 70) Без названия. 1941 -42
Марк Ротко (1903 – 70) Распятие. 1941 -42 Без названия. 1941 -42
Марк Ротко (1903 – 70) Без названия. 1942
Марк Ротко (1903 – 70) Без названия. 1945 Без названия. 1946
Марк Ротко (1903 – 70) № 15. 1952
Марк Ротко (1903 – 70) № 10. 1950
Марк Ротко (1903 – 70) Набросок для «Росписи № 4» . 1958
Марк Ротко (1903 – 70) Капелла Ротко. 1967 -71.
Эд Рейнхардт (1913 – 67) Абстрактная картина, Красное. 1952.
Эд Рейнхардт (1913 – 67) Абстрактная картина. 1960 -61.
Клиффорд Стилл (1904 – 80) 1948.
Клиффорд Стилл (1904 – 80) 1957 -D No. 1 1947 -R, No 2. (1947)
Клиффорд Стилл (1904 – 80) 1957 -D No. 1
Клиффорд Стилл (1904 – 80) Без названия. 1953
«Озлобленные» , 1950. Фотография для журнала Life Magazine, 15 янв. , 1951 Слева направо сидят: Theodoros Stamos, Jimmy Ernst, Jackson Pollock, Barnett Newman, James Brooks, Mark Rothko Стоят: Richard Pousette-Dart, William Baziotes, Willem de Kooning, Adolph Gottlieb, Ad Reinhardt, Hedda Sterne, Clyfford Still, Robert Motherwell, Bradley Walker Tomli
Роберт Мазервелл (1915 – 1991) Лебедь Малларме (1945)
Клиффорд Стилл (1904 – 80) 1957 -D No. 1
Марк Ротко (1903 – 70) Погребение I. 1944 Погребение II. 1945
МСИ_Абстрактный экспрессионизм.pptx