постмодернизм Нуждина Буробина СК-201.ppt
- Количество слайдов: 61
АБСТРАКТНЫЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ ЛЭНД - АРТ NЕТ – АРТ ПЕРФОМАНС РЕДИ _ МЕЙД КОНЦЕПТУАЛИЗМ ОП - АРТ ПОСТМОДЕРНИЗМ ХЭППЕНИНГ ГРАФФИТИ КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ГИПЕРРЕАЛИЗМ ПОП - АРТ ВИДЕОАРТ © Буробина Евгения СК-201 Нуждина Диана СК-201 ФЛЮКСУС
ПОСТМОДЕРНИЗМ в архитектуре и изобразительном искусстве совокупность тенденций в художественной культуре второй половины 20 в. , связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичным отношением искусства к самому себе, стилистическим плюрализмом. Постмодернизм, отвергая рационализм "интернационального стиля", обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями науки и техники. Он провозгласил лозунг "открытого искусства", которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл. Постмодернизм (от лат. post "после" и модернизм) отверг возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства. Постмодернисты приняли бытие таким, как оно есть, и сделали искусство предельно открытым, наполнили его фрагментами реального жизненного процесса, который лишь критически корректируется, а не преображается целиком в нечто новое и невиданное. Постмодерн отказывается от подмены искусства философией, религией или политикой (не отказываясь, однако, от разнообразных видов художественного экспресс-анализа всех этих сфер культуры). Чистота и автономия творчества влечет за собой усиление его независимой, свободной социальной чувствительности.
Сначала в архитектуре, а затем в других видах изотворчества были сняты эстетические табу, разграничения между "высоким" и "низким", привычно прекрасным и привычно безобразным. Уже в начале 20 -го века в Европе происходит поиск новых направлений. В это время США отстаёт в формировании современного искусства. Перед Второй Мировой войной и во время её художники стран Европы, в которых утвердились авторитарные режимы, эмигрировали в Америку, Англию и другие демократические страны. В военное время для Германии, занявшей всю Европу, это явление сделалось массовым. Во второй половине 20 -го века США, не испытавшие разрушений войны, создавшие большой экономический и научнотехнический потенциал, были подготовлены к новинкам. Для Парижа, который до этого времени был единственным и влиятельнейшим центром искусства, США становится конкурентом; в послевоенное время наиболее важные художественные движения и направления создают американцы. Многое разрушено, разогнаны целые художественные движения. Пришло время экспериментировать, искать новые способы выражения, не осталось никаких норм, ничего постоянного. Художник мог быть самим собой. В послевоенное время продолжают существовать творческие принципы раннего модернизма. Ещё работало множество старых мастеров: А. Пикассо, А. Матисс, Ж. Руо, М. Шагал, С. Дали и другие. Была продолжена одна традиция - новаторские эксперименты.
АБСТРАКТНЫЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ Послевоенный абстракционизм прямо не связывал себя с геометрической традицией абстракционизма К. Малевича и П. Мондриана. Живопись действия выросла, опираясь на иррациональные основы сюрреализма. Единственная функция искусства действие, которое выполняет сам художник. Живопись Джексона Поллока, Вильяма де Кунинга, Марко Ротко поддерживается проекцией действия. Наиболее важное в творчестве: автоматизм творческий процесс, а не получаемый результат. Создавая композицию, художник свободно льёт краски на полотно. Эти работы очень экспрессивные и оживлённые. Основная проблема, которую решают эти художники - отношение цветов. Художественный метод Поллока получил в Англии название "живописи действия". В 1952 году на выставке в Париже его живопись произвела грандиозное впечатление. «Бесформенная живопись" Джексона Поллока, который считал процесс творчества самоценным, а результат не важным. Он трансформировал живопись в священный танец художника. Поллoк вешал полотно на стену или клал его на пол, "совершая" вокруг него некий шаманский обряд, художник, по его словам, "входил внутрь живописи". Он выработал технику получившию название дриппинг, которая состояла в разбрызгивании красок из банки (французская параллель - "ташизм" - живопись пятнами). Своими корнями "искусство действия" уходит в первые десятилетия двадцатого века, в творчество футуристов, дадаистов и сюрреалистов.
Вильям де Кунинг Марко Ротко
Другим знаменитым европейским представителем "живописи действия" был Жорж Матье. Он устраивал свои сеансы живописи в присутствии публики, на глазах которой испещрял полотно закорючками, запятыми и точками. Во время своих шоу, сопровождавшихся музыкой, он был облачен в средневековый костюм. Матье признан основателем "исторической абстрактной живописи" (еще один очередной перл его величества интерпретации. Эта живопись "отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает - ни людей, ни костюмы, ни аксессуары «.
РЕДИ _ МЕЙД Язык готовых вещей ("ready made"). После Первой Мировой войны в Европе организовалась группа художников, называвшаяся "Dada". Её могли бы считать основоположницей многих современных направлений искусства. Один из громких представителей этого направления был М. Дюшан. Один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале. Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Дэмиэн Херст Физическая невозможность смерти в сознании живущего Джефф Кунц Герхард Мерц
ПОП – АРТ После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им не были особенно важны. Человек, используя тот или другой товар, показывает свою принадлежность определенному социальному слою. Так формировалась массовая культура. Вещи становились символами, стереотипами. Поп-искусство обязательно использует стереотипы и символы. Ему свойственно произведение - иллюзия игры, объясняющая суть объекта. Выставочные залы Европа и США стали похожи на выставки поделок самодеятельных кружков народных умельцев и изобретателей, ведь техника поп-арта была исключительно разнообразна: живопись и коллаж, проецирование на полотно фотографий и слайдов, опрыскивание с пульверизатора, комбинирование рисунка с кусками предметов, и т. д. Понятно, что критика относилась к такому искусству по разному, одни говорили о вырождении искусства или, на худой конец, обновленной форме натурализма, другие говорили о новом этапе в развитии искусства, называя поп-арт "новым реализмом" или "сверхреализмом". Многие отмечали на Международных эстетических конгрессах депрофессионализацию многих современных художников. Демократизм поп-арта критики отмечали в том , что зритель может стать героем произведения , если он входит внутрь него, присаживается на нем отдохнуть или видит свое отражение в зеркале, то есть принимает участие в той игре, которую ему предлагают. Поп-арт нужно принимать как реальность и отдать должное изобретательности создателям произведений этого направления современного искусства, ведь для создания конструкций использовались новые достижения науки и техники. Искусство поп-арта тесно переплеталось с искусством торговой рекламы, ставшей неотъемлемой частью американского образа жизни.
Основоположниками нового течения в американском искусстве стали Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс. Раушенберг создает так называемые "комбинированные картины", сочетая вещественные вставки с живописью в манере абстрактного экспрессионизма. Художники поп-арта Эндри Уорхол, Джеймс Розенквист выражали типичные постмодернистские идеи: отсутствие личностного начала в творчестве, сведение произведения к простой комбинации готовых элементов. Таким образом, они пытались работать «в прорыве между жизнью и искусством» . Роберт Раушенберг
Джаспер Джонс один из первых художников использовавший для сюжета картины Государственный символ – флаг.
Джеймс Розенквист Мэрилин
Яблоко «Иконостас» великолепной Мерлин Череп Энди Уорхол Индеец
Как я открыл огонь «В машине» . Рой Лихтенштейн "Женщина с орехами" Один из весёлых художников. Для своих сюжетов он использует картинки комиксов. Картинки кажутся не особенно умными. Но в них художник говорит о любви, человеческих отношениях.
Англия. Мировую известность поп-арт приобрел в своем американском варианте, но корнями течение уходит в деятельность художников, архитекторов и критиков лондонской "Независимой группы" (Эдуардо Паолоцци, Ричард Гамильтон и др. ). В 1952 году эта группа объединяется для обсуждения вопросов современной культуры, философии, кибернетики, теории информации, массмедиа (пресса радио, телевидение), популярной музыки, кино и дизайна. Особо пристально рассматривалось все, что было связано с массовой культурой - мода, американский вестерн, научная фантастика, иллюстрированные журналы. Ричард Гамильтон Эдуардо Паолоцци Выбирая метод коллажа, автор демонстрирует свою “непричастность” к созданному образу, так как он сознательно фиксировал готовые изображения, не интерпретируя их. “Готовые” изображения стали популярны в среде художников. Эдуардо Паолоцци Ричард Гамильтон
Вскоре новое направление стало очень популярным, яркими представителями его в Англии были Питер Блейк, Патрик Колфилд, Питер Филлипс и др. Монтажное объединение вырезок из цветных журналов, отсутствие личностного начала в творчестве, сведение произведения к простой комбинации готовых элементов отличают их работы. Таким образом, они пытались работать «в прорыве между жизнью и искусством» . Питер Блейк На балконе Патрик Колфилд После ланча 1975 г Патрик Колфилд Все скамейки промокли, все леса заржавели 1970 Питер Филлипс Питер Блейк Мадонна на Венецианском пляже
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (от греч. Kineticos - "приводящий в движение") Авангардистское направление, основанное на создании эстетического эффекта с помощью движущихся (часто также светящихся и звучащих установок). Зародилось в 20 -30 -х гг. , когда В. Е Татлин в СССР, а позже А. Колдер в США и др. , придавая вращательное или поступательное движение отдельным частям своих произведений, пытались преодолеть традиционную статичность скульптуры, придать большую активность её взаимодействию со средой. Кинетическое искусство окончательно оформилось в 60 -х гг. в творчестве Н. Шёффера (Франция), X. Ле Парка (Аргентина) и др. , стремящихся с помощью многообразных средств оптикоакустического воздействия на зрителя (изменчивость механической структуры, применение света и стереозвука) передать в кинетических пространственных композициях специфику современной научно-технической революции. Поиски в области кинетического искусства находят применение в оформительском искусстве и дизайне. Среди "кинетических" экспериментов этого периода можно назвать "Саморазрушающиеся композиции" Ж. Тэнгели, изящные композиции Р. Сото, градостроительные замыслы Н. Шёффера типа "кинетического города» , кинетический фольклор Г. Юккера. Народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки села Богородское и др. В кинетическом искусстве движение вводится по-разному. Некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие - колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов - от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяют зеркала.
три желтых солнца Александр Колдер Врата в космос Хрюшко-мобиль
Николя Шёффер
ОП - АРТ (англ. optical art - оптическое искусство) - направление в искусстве XX в. , получившее широкое распространение в 1960 -х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (кинетическое искусство). Иллюзии струящегося движения, смены образов, неустойчивой формы возникают только в ощущении зрителя. Направление продолжает техническую линию модернизма. Новое художественное движение заявило о себе в 1965 году проведением выставки «Отзывчивый глаз» , представившей картины его создателей — Н. Шёффера, Х. -Р. Демарко, А. и Ж. Дуарте, А. Асиза и др. Первые произведения Оп-арта были черно-белыми (В. Вазарли, В. Райли); в дальнейшем цвета служат достижению максимальных контрастов их интенсивности, созданию оптического цветового смешения, вызывающего иллюзию движения. Динамическому эффекту подчинены и поиски оптимальных соотношений между светом и различными материалами — зеркалами, наборами оптических стекол, металлическими пластинами и т. д. (X. Мэк, Д. Ле Парк, Г. Алвиани). Особое внимание уделяется партнерским отношениям между художником и зрителем-актером, а не пассивным созерцателем. Наиболее яркий представитель этого направления—Вазарели. Им двигало понимание того, что восприятие рисунка основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в голове зрителя. Оптические изображения могут быть создаваемыми—иллюзия движения получается благодаря игре света и оптическим эффектам.
Victor Vasarely Виктор Вазарели
Потрясающие иллюзии придумал японский психолог и дизайнер Акиоши Китаока. Он экспериментально подобрал цвета и их последовательность, при которых иллюзия наиболее сильна. Все видят по-разному. Хрусталик и роговица имеют разную кривизну. Мы по-разному реагируем на свет, у нас разный опыт. Но тех, кто не способен увидеть иллюзии, меньшинство. Ощущение объема. Мир вокруг нас трехмерен, а его проекция на сетчатку глаза двумерна. Постоянно сканируя освещенные объекты, глаз отслеживает распределение света и тени по их поверхности. Мозг с невероятной скоростью обрабатывает полученную информацию и воссоздает трехмерную форму. Кажется, что по странице с иллюзией "Волны" и вправду идут волны. Эффект третьего измерения возникает благодаря белой и темнокоричневой окантовке "кофейных зерен", где темное - намек на отбрасываемую зерном тень. Положение "теней" на рисунке меняется, и в основном поэтому нам кажется, будто журнальная страница коробится от перетекающих волн.
Иллюзии движения - самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Ведущую роль здесь играет периферическое зрение. Попробуйте поднести палец к виску. Вы не будете его видеть. Но стоит пошевелить пальцем, и движение будет замечено, хотя зрительная система и не сможет распознать, что же там мелькает. Фон и фигура Подвигайте взгляд вперед-назад. Кажется, что центральный ромб отделился от фона и движется относительно него. . Центральная часть картинки явно выделяется в покосившийся квадрат. Почему? Приглядитесь к тонким линиям на пересечении цветных ячеек. Там, где искажения нет, нарисованы чередующиеся черные и белые крестики (внутри квадрата порядок чередования меняется). А теперь внимательно проследите за контуром "квадрата". Здесь нет ни одного правильного крестика! Сколько времени у вас бы ушло на осознание этого, не будь подсказки? А мозг молниеносно уловил различия, связал все выбивающиеся из общего порядка перекрестия замкнутым контуром и выделил фигуру.
Важная информация о движении -это изменение освещенности (степени яркости) деталей объекта, улавливаемое периферийным зрением. Поэтому большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. Невероятные змеи. Вы можете остановить движение только одним способом: прищурившись, намертво зафиксировать взгляд на точке в центре какого-нибудь круга и не мигать. Помогает не всем. И ненадолго. . .
Иллюзия Оучи 1977 Пристально смотрите на шар в центре. Кажется, что узор на нем движется из стороны в сторону? Не отрывая взгляда от центра круга, подвигайте головой. Возникла иллюзия, что узор вокруг шара сдвигается? Фрактальная иллюзия Возникает иллюзия, что рисунок пульсирует
Смотрите в центр и двигайте головой вперед-назад. В данном случае, иллюзия сильнее - она может возникать, даже если головой и не двигать. Автор: Николас Вэйд Иллюзия Райли Возникает иллюзия движения квадратов
КОНЦЕПТУАЛИЗМ - это интернациональное движение в искусстве XX века, реализовавшееся в области пластических искусств и в литературе. Концептуальные произведения вызывают определенный дискомфорт у зрителей не столько за счет непривычного или раздражающего внешнего облика, но главным образом за счет иных правил их восприятия, нарушающих укоренившуюся привычку общения с искусством. Они не опираются на непосредственное восприятие, не взывают к эмоциональному сопереживанию, отрицают традиционные эстетические оценки. Концептуализм - направление, объединяющее процесс творчества и процесс его исследования. В соответствии с этими установками произведения концептуального искусства принимают самый неожиданный облик - фотографий, текстов, ксероксов, телеграмм, цифр, графиков, схем, репродукций, объектов, не имеющих функционального назначения, - и реализуются как чистый художественный жест, свободный от какой либо пластической формы. Среда, в которой демонстрируются произведения концептуализма или частью которой они являются, это улица, дорога, поле, лес, горы, морское побережье и др. Во многих концептуальных работах используются природные материалы в их чистом виде - земля, хлеб, снег, трава, зола и пепел от костра. Картина, объект, перформанс, инсталляция - основные сферы реализации концептуализма. Основными компонентами московского концептуализма - абсурд, формы и слова, лишенные смысла. Молчание, ничего неделание, пустые пространства - это те формы, в которых концептуалисты пытаются обратить внимание на возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. Произведения концептуализма часто представляют собой только жесты или проекты, указывающие лишь на возможность возникновения искусства. Бесцельная игра - важный компонент концептуального искусства. Такая игра просто активизирует саму жизнь, подтверждает человеческое существование, потому что "искусство как идея" возникает и существует только как продукт человеческой жизни. Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского и группы "Коллективные действия" (КД).
Номер 7 из кухонной серии Голова и шар. 1965 Где наше место? Человек, который улетел в космос. Вид инсталляции в галерее Рональда Фельдмана, Нью-Йорк, 1988
Готовых ответов и решений художник не дает. Зритель сам должен петлять в “дебрях” концептуальных ассоциаций. Кабаков просто втягивает своего зрителя в размышление о жизни и о себе, ставя его в нарочито“сконцентрированные” обстоятельства. И если кто-то покидает инсталляцию, так и не отыскав ответ на волнующий вопрос — не беда. Это — тоже часть авторского замысла…
Ветка Андрей Монастырский Охота на мышь Игорь Макаревич Герловины Богоматерь с младенцем Александр Косолапов Мясорубка
Леонид Соков Рубашка Борис Орлов Эдуард Гороховский Три конверта Забор
Вадим Захаров Игорь Макаревич и Елена Елагина Виктор и Маргарита Тупицыны
ЛЭНД - АРТ (от англ. land art - земляное искусство), направление в изоискусстве последней трети XX в. , основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места - первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. В конце 60 -х в развитых обществах мятежный дух студенчества устремил свои силы на свержение устоявшихся ценностей. Художественный мир особенно протестовал против традиционных устоев. Например, английский художник Ричард Лонг с помощью бульдозеров воплощал в жизнь крупномасштабные проекты, цель которых - увековечить в природе какой-нибудь грандиозный памятник. Другие представители лэнд-арта просто путешествовали по миру пешком, создавая на своём пути эфемерные скульптуры, сделанные из подножного материала - камней, грязи, растений и воды. Единственной памятью о таких походах остаются фотографии. Джеймс Туррелл
Роберт Смитсон
Энди Голдсуорти
ФЛЮКСУС - (от английского Flux - течение, поток, постоянная смена, постоянное движение) арт- движение, появившееся в 1950 -е годы, оформившееся в начале 1960 -х годов и пришедшее в упадок к 1969 году. Основатель - Джордж Маккинас (Нью-Йорк). Целью проектов движения изначально было представление бытовых, каждодневных поступков и обыденных объектов в артистической и эстетической среде с целью изменить и расширить их восприятие (простота и причудливое, вредное, эксцентричное чувство юмора). Одно из самых ироничных, абсурдных и одновременно осмысленных направлений в искусстве. Это течение положило начало использованию в искусстве различных технологий, в том числе видео и телевизионных. Нам Джун Пайк
Его акции были различны - от салатов на сцене и разрушения фортепиано во время исполнения до предложения аудитории покинуть театр. В конце концов, во флюксусе главными оказались две черты - простота и причудливое, вредное, эксцентричное чувство юмора. К 70 -м годам флюксус стал приходить в упадок. Его потеснили уже появившиеся к этому времени новейшие арт-школы и оригинальные художественные концепции.
ВИДЕОАРТ - направление в изоискусстве последней трети 20 в. , использующее возможности видеотехники. В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению. Главный основоположник видео-арта - американец корейского происхождения Нам Чжун Пайк. Искусство возникло из протеста против засилья массовой культуры, высшим воплощением которой считается телевещание. Каждый из по-своему иронизировали над добропорядочными гражданами, усаживающимися каждый вечер отдыхать перед телевизором. Вольф Фостель в 60 -е годы устраивал хэппенинги, на которых телевизоры забрасывали кремовыми тортами, обвязывали колючей проволокой, торжественно погребали и даже расстреливали из автоматов. Нам Чжун Пайк, музыкант по образованию, поступал тоньше. Начав с опытов "визуализации музыки", он перешел к созданию подобий живых существ с головой, руками и туловищем из мониторов разных размеров и соответствующими изображениями, называя их "Мама", "Папа", "Ребенок", "Тетя", "Дядя" и т. п. ТВ-Будда 1974
Знаменитой стала серия видео. Будд Пайка. Загадочно улыбаясь, Будда смотрит телевизор, в котором видит себя самого, снимаемого в этот момент камерой, укрепленной напротив. Если зритель встанет позади Будды, то сможет увидеть себя и сравнить с Буддой. Саркастическая усмешка Будды перед старым телевизором с выбитым экраном, внутри которого горит свеча, - пожалуй, самое известное произведение Пайка.
Йозеф Бойс закрывал экран телевизора войлоком и надевал боксерские перчатки, демонстрируя свою готовность противостоять телевизионному насилию. Вольф Кален превращал экран в зеркало, желая побудить зрителя посмотреть на самого себя. Фостель бетонировал телевизор, оставляя открытыми фрагменты экрана, на котором показывал фильм "Солнце у тебя в голове", пародирующий телевизионные шаблоны. Видео таит неисчислимые возможности для обогащения выразительных средств искусства. Хорошее искусство всегда сильно воздействует на человека - пробуждает в нем чувства, мысли, идеи, поступки. Видеоарт располагает техническими средствами воздействия, которые сильнее живописи, графики, скульптуры. Пожалуй, по остроте воздействия с видеоискусством может соперничать только сама жизнь. Не случайно это самое правдоподобное из всех искусств Вольфом Фостелем было названо "бегством в действительность". Йозеф Бойс
Инго Гюнтер работой "Эшафот" предлагает зрителю лечь на железную скамью, просунув голову в подобие гильотины. Перед глазами его оказывается монитор, на котором с молниеносной быстротой мелькают изображения, которых он не в силах даже рассмотреть, но чувствует себя чрезвычайно беззащитным перед агрессивным потоком непонятной ему информации с экрана. Придя домой, этот зритель уже вряд ли сможет воспринимать свой телевизор как средство отдыха. Аналогичный эффект может вызвать работа Анны Андерс "Стрелки стреляют". Входя в помещение, зритель видит мониторы, с которых целятся стрелки-арбалетчики. За спиной зрителя помещаются мониторы, на которых сняты мишени с попадающими в них стрелами. Таким образом, он обнаруживает себя на "линии огня", в абсолютно правдоподобной иллюзии летящих в него стрел. Не спрятаться. Искусно размещенные акустические стереоустановки создают полный эффект правдоподобия выстрела. Все как взаправду. Маленького ребенка, который плачет над фильмом, бабушка обычно утешает, что "это все происходит понарошку, это всего лишь кино". Ни одному зрителю, побывавшему в инсталляции Андерс, еще не удавалось "уговорить" себя, что это всего лишь кино
NЕТ – АРТ Художники во все времена стремились осваивать, обживать неизвестные пространства (чем не единожды, указывая возможные варианты применения, оказывали услугу обществу и науке), используя механизмы, краски, позаимствованные у отрасли самолетостроения, железные каркасы со свалок, образы и символику новых городов, форму и настроение политических течений и общественных событий, и даже чисто теоретические построения. Настоящему художнику одновременно и хватает того, что под рукой, и всегда чуть недостаточно. Мало пространства на холсте, мало объема, движения, фактуры в станковой живописи, мало дыхания, мало современности, действия, мало жизни. "Промышленные" и технологические практики художников ХХ века лишь продолжают давнюю традицию. Здесь все та же попытка проникнуть в окружающий мир, осмыслить современную реальность, научиться жить в ней, художественно овладев, преобразив, отобразив. Меняется мир: интерес к структуре тела, порожденный неизвестностью телесного устройства, сменяется жаждой освоения иных пространств - электронного изображения, технологических объектов; и нынешние художники осваивают реальность, в которой им приходится жить, таким же образом, как в свое время это делали конструктивисты, абстракционисты и многие другие группы и направления. Появилось направление, носящее название "медийного искусства", - направление, объединяющее все искусства, работающие с медиа, то есть использующие какие-либо технические средства - телефон, факс, видеокамеру, телевизор, а позднеекомпьютер. Необычность и притягательность виртуального пространства, мира, доступ к которому предоставляет компьютер, не подлежит сомнению. Искусственный разум Crazy Frog
Это сетевое искусство, произведения, созданные в Интернете, для Интернета: выставляющиеся, существующие, функционирующие в сети. Необходимо отличать сетевое искусство как от Web дизайна, красочного оформления страниц, так и от традиционных видов искусства, представляемых в Сети (сайты музеев, "вывешенные" на страничках картины, фотографии и т. д. ). Целью художника становится не авторитарное выражение, демонстрация и, значит, навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация - общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог. Другой его характерной чертой провозглашается свобода - от государственных установлений и от заказа. Ему присущ оптимизм и : "серьезных" или депрессивных произведений нет арта не существует.
ГИПЕРРЕАЛИЗМ (англ. hyperrealism) - направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70 -х годов XX в. Другое название гиперреализма - фотореализм. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения, исключить проявление индивидуального почерка художника.
Кроме этого, посетители выставок этого направления могли встретить в залах человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что они совершенно не отличались от зрителей. Это шокировало людей. Фотореализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах "технических искусств", широко распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса. Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм в своих программных работах оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не переступил, потому что стремился соперничать с самой жизнью.
Вилен Агеев
ПЕРФОМАНС (англ. performance - выступление, исполнение, игра, представление) - форма современного искусства, одна из разновидностей акционизма, входящего в концептуализм 1960 -х годов. Перформанс - короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой художественной галереи или музея. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе. Возможна организация и проведение таких акций на открытом воздухе - пейзажный перформанс. Осуществляется группой лиц по предварительному сговору, и основной смысл его не в нем самом, а в пространстве глубоко индивидуальных, эстетических и событийных переживаний очевидцев и соучастников. Перформанс условно можно назвать театром визуальных искусств, поскольку в него включаются элементы пантомимы, танца, музыки, поэзии, видео, кино.
Например, московская группа художников "Коллективные действия" (КД) в июне 1977 г. в лесу у реки провела акцию "Шар". Они предварительно сшили из пестрого ситца оболочку "шара" диаметром 4 м и купили 500 надувных шаров. Зрителей никаких не было. Они надули шары и набили ими оболочку, положили в "шар" включенный электрический звонок с батарейкой, завязали и пустили по течению реки. Они стояли и любовались, как красиво плывет "шар" по живописной извивающейся реке и вписывается в пейзаж.
ХЭППЕНИНГ (англ. happening - случающееся, происходящее) - разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60 -70 -х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50 -х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых и промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков. Инсталляция - широко распространенная форма искусства в XX в.
ГРАФФИТИ (итал. graffiti, греч. γραφειν писать) — надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Иногда — форма фольклора. Считается одним из видов самовыражения молодежи. Самоназвание современных авторов граффити — райтеры (англ. writers, сейчас, однако), райтерами называют тех, кто делает большие сложные работы. в противовес бомберам). Нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран как вандализм. В некоторых странах Европы, чтобы рисовать граффити, нужно получить лицензию.
постмодернизм Нуждина Буробина СК-201.ppt