Аборт это убийство
Аборт (от лат. abortus — «выкидыш» ) — искусственное прерывание беременности, сопровождающееся (или вызванное) уничтожением зародыша или гибелью плода, неспособного к самостоятельному существованию (в отличие от преждевременных родов).
• Аборт • – искусственное прерывание беременности, которое достигается извлечением плода из матки до 22 недель развития (в соответствии с показаниями). Аборт бывает самопроизвольным или производиться искусственно. Самопроизвольным считается прерывание беременности без какого-либо вмешательства самой женщины, по статистике составляет от 8 до 19% беременностей. Причинами могут быть серьёзные заболевания матери или плода. Из заболеваний матери прерывание беременности могут спровоцировать различные инфекции в остром периоде (тифы, малярия, краснуха, крупозная пневмония, грипп и др. ) и в хроническом (сифилис, туберкулёз, токсоплазмоз и др. ). К прерыванию беременности также могут привести гипертоническая болезнь, заболевания почек, тяжёлые пороки сердца, эндокринные нарушения, хронические отравления организма матери (ртуть, бензин, никотин, алкоголь, марганец и др. )
Социальные аспекты • • Ежегодно в мире из 500 тыс. женщин детородного возраста, погибающих от причин, связанных с беременностью, 15 % случаев составляет смертность в результате осложнений небезопасного аборта. 98 % смертей приходится на развивающиеся страны. Показатель летальности после искусственного аборта составляет 0, 9 -3, 5 на 1000, а в развитых странах — менее 1 на 100 000 при условии, что аборт выполняется на сроках беременности до 8 недель. [10] Советский плакат 1925 г, агитирующий против криминальных абортов. • Влияние искусственного аборта на здоровье женщины и её репродуктивную функцию зависит от срока проведения, методики (в свою очередь, зависящей от срока прерываемой беременности) и техники проведения. Относительно безопасны медикаментозный аборт и вакуумная аспирация, при хирургическом аборте серьёзность операции и, соответственно, вероятность возможных осложнений увеличиваются с увеличением срока беременности. • Частота осложнений после аборта зависит от методики его выполнения: для случаев вакуумной аспирации эти показатели не отличаются от средних значений для женщин, не делавших аборта. • Особую опасность представляют криминальные и неквалифицированно производимые аборты, которые нередко приводят к необратимым последствиям для здоровья, именно такие аборты ответственны за большую часть случаев бесплодия (внос инфекции) и летальных исходов
Юридические аспекты • • Правовой статус разрешения делать аборт в мире Разрешён, при изнасиловании, по социоэкономическим факторам, медицинским показаниям, при выраженности патологии матери и плода. Запрещён за исключением: изнасилования, выраженности патологии матери и плода, по медицинским показаниям, и/или наличии психических расстройств. Запрещён за исключением: изнасилования, выраженности патологии матери и плода, по медицинским показаниям и/или наличии психических расстройств. Запрещён за исключением: выраженности патологии матери и плода, по медицинским показаниям и/или наличии психических расстройств. Запрещён, без исключений. По разному, в зависимости от региона. Нет информации. • Искусственный аборт может быть медицинским (согласно Закону РФ производится в лечебных учреждениях врачами соответствующего профиля) и криминальным. • В настоящее время нормы, касающиеся аборта, имеются в уголовном законодательстве всех без исключения стран мира. В ряде стран соответствующие уголовно-правовые нормы содержатся в специальных законах (Дания, Швеция, Франция). Однако уголовная политика в отношении абортов и конкретный состав наказуемых деяний в современных странах чрезвычайно различаются в зависимости от отношения данного государства и общества к проблеме искусственного прерывания беременности. • Все государства в отношении случаев допустимости аборта можно разделить на четыре группы: • Полное запрещение. В этой группе государств аборт рассматривается как преступление против внутриутробной жизни и приравнивается к убийству. Здесь аборт рассматривается преступным как таковой. В Афганистане, Анголе, Бангладеш, Венесуэле, Гватемале, Гондурасе, Египте, Индонезии, Ираке, Иране, Ирландии, Йемене, Колумбии, Ливане, Ливии, Мавритании, Мали, Непале, Никарагуа, ОАЭ, Омане, Парагвае, Папуа-Новой Гвинее, Сальвадоре, Сирии, Чили, на Филиппинах аборты полностью запрещены (как правило, кроме случаев спасения жизни женщины). • Аборт по медицинским показаниям и в других исключительных случаях. В Алжире, Аргентине, Боливии, Бразилии, Гане, Израиле, Кении, Коста-Рике, Марокко, Мексике, Нигерии, Пакистане, Перу, Польше, Уругвае разрешены аборты только при угрозе жизни и здоровью женщины, то есть только по медицинским показаниям. Так, например, в Испании в 1985 г. были легализованы аборты в случаях изнасилования, серьёзных аномалий плода и серьёзного риска, создаваемого беременностью для физического или психического здоровья женщины. • Аборт по медицинским и социально-экономическим показаниям. В Англии, Индии, Исландии, Люксембурге, Финляндии, Японии аборты разрешены только по медицинским и социально-экономическим показаниям, а также в случаях изнасилования. • Свобода аборта. В наиболее либеральной группе стран законодатель исходит из признания права женщины самостоятельно решать вопрос о беременности. Уголовная политика направлена здесь на охрану здоровья женщины, то есть наказуемы только внебольничные и поздние аборты. Аборты «по желанию» на ранних стадиях беременности разрешены на территории СНГ и Балтии, в бывших югославских республиках, Австралии, Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Германии, Греции, Дании, Италии, Камбодже, Канаде, КНР, на Кубе, в Монголии, Нидерландах, Норвегии, Румынии, Сингапуре, Словакии, США, Тунисе, Турции, Франции, Чехии, Швеции, ЮАР.
Моральные аспекты В современном мире допустимость абортов и её пределы — остро дискуссионная проблема, включающая религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. В некоторых странах (например, в США, Польше) эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточённое противостояние в обществе. • Первый моральный вопрос, вызывающий споры, — прерывается ли при аборте уже существующая человеческая жизнь? Противники абортов говорят о «зачатом ребёнке» , «нерождённом младенце» , «ребёнке в лоне матери» . Многие верующие, в частности христиане, относятся к аборту как к убийству человека, хотя и на ранней стадии его развития. См. Аборт и христианство. По мнению сторонников права на аборт, эмбрион не может считаться ребёнком ни с юридической, ни с социальной, ни с биологической точки зрения Второй дискуссионный моральный вопрос касается приоритета интересов эмбриона над интересами женщины или наоборот. Противники абортов ставят право эмбриона на жизнь превыше всего. Сторонники права на аборт отдают приоритет праву женщины на личную неприкосновенность и свободу распоряжения собственным телом.
Историческая справка • • • В языческой античности прерывание беременности считалось вполне рядовым явлением. Это было связано с тем представлением, что новорождённый считался человеком только после обряда sublatio, когда отец, поднимая младенца над головой в храме, признавал его новым членом своей семьи. Платон (427— 347 до н. э. ) писал: «повитухи могут оказывать помощь беременным или сделать выкидыш, если таковой желателен» . Аристотель (384— 322 до н. э. ) говорил о том же: «Если у супругов против ожидания зарождаются дети, то плод должен быть вытравлен раньше, чем в нём появились ощущения и жизнь» . Диаметрально противоположный подход отражен в первоначальной версии клятвы Гиппократа, датируемой тем же периодом (V в. до н. э. ): «не вручу никакой женщине абортивного пессария» . Тема абортов широко обсуждалась в обществе. Овидий Назон (43 до н. э. — 17 н. э. ) писал ( «Elegiae» , librum II «Amores» ): Мать, что в утробе зародыша жизнь погасила, Тогда же должна бы погибнуть мучительной смертью. Только затем, чтоб избегнуть рубцов некрасивых Ты ополчаешься в бой на такое ужасное дело. Острым оружьем своё же ты тело терзаешь, Яд смертоносный младенцу даёшь до рожденья. Не умерщвляет и львица детёнышей малых, Жаль их тигрице свирепой, живущей в ущельи. Кроткие ж девушки делают это, но кара Их настигает, и часто, плод погубив свой, Гибнут и сами мучительной длительной смертью. С появлением христианства взгляд на прерывание беременности изменился. Аборты были решительно осуждены на VI Соборе в Константинополе. Широко известно изречение папы Стефана V (VI), вошедшее в его послание «Consuluisti de infantibus» (887 или 888 г. ): «Si ille, qui conceptum in utero per abortum deleverit, homicida est» ( «Если кто посредством выкидыша устранит зачатое в чреве матери, он человекоубийца» ) В эпоху Средневековья аборты осуждались всеми существующими законами и уложениями и жестоко карались. Лишь во Франции в эпоху Просвещения (1738— 1794) начинали было говорить о смягчении наказания для женщин с учётом их конкретных ситуаций, но после Французской революции согласно Кодексу Наполеона однозначная казнь за прерывание беременности была возвращена.
Правоввые аспекты прав родителей и ребенка в случаях искусственного прерывания беременности. Рассматривая правовой механизм медицинской деятельности по искусственному прерыванию беременности, хотим отметить, что мораль, философия, религия на разных исторических этапах развития человечества по-разному относились к этому вопросу, и соответственно нравственная оценка искусственного прерывания беременности изменялась на протяжении человеческой истории. Проблема абортов в современных социальнодемографических условиях в Казахстане занимает особое место. Распространенность и динамика абортов, уровень материнской смертности после абортов - показатели, по которым оценивается эффективность государственных мер охраны репродуктивного здоровья и здоровья всего населения. Искусственное прерывание беременности (аборт) – одна из самых давних мер медицинского вмешательства в личные права родителей и зачатого ребенка. Соблюдение этих прав не поддается такому регулированию, при котором не ущемлялась бы ни одна из сторон. Если считать плод субъектом права на жизнь, то ограничивается право матери на неприкосновенность частной жизни, и наоборот, если мать вправе прервать беременность, то полностью отрицается тот факт, что плод может быть субъектом права. Против прав матери стоит высшая ценность зарождающейся жизни. Мы полагаем, что этическая корректность медицинских вмешательств в репродукцию человека не только влияет на жизнь отдельной личности, но и имеет определенное отношение к жизни общества в целом. Сегодня не вызывает сомнения, что то или иное политическое решение, связанное с управлением рождаемостью, может привести к сдвигам в социальных и демографических процессах.
• Мораль и общество : проблема абортов от античности до наших дней. Полемика вокруг возможности женщины прибегнуть к аборту настолько ярка, что зачастую с помощью решения данного вопроса государством оценивают степень демократичности общества. Е. Г. Афанасьева приводит в своем обзоре следующие данные. В античные времена аборты были распространены очень широко. Платон и Аристотель одобряли их как средство предупреждения чрезмерного роста населения. Если аборт производился добровольно, то никакие санкции не применялись. Негативная оценка искусственного прерывания беременности как явления, представляющего опасность для здоровья женщины и нарушающего демографические интересы государства, была вы-сказана впервые Цицероном, Овидием и Сенекой. Однако независимо от от-ношения к аборту эмбрион продолжали рассматривать как часть материнского организма. Концепция аборта как убийства зарождается в эллинистическую эпоху и укореняется одновременно с превращением христианства в государственную религию. С ее утверждением тесно связан теоретический спор о том, является ли эмбрион душой, и если да, то с какого момента. Большинство теологов, среди них Августин и Фома Аквинский, считали, что эмбрион мужского пола приобретает человеческую душу на 40 -й день после зачатия, а женского пола – на 80 -100 -й день. Поэтому прерывание беременности сроком до 40 дней расценивалось как менее тяжкое деяние, а после этого срока – приравнивалось к убийству. Эмбрион считался уже не частью материнского организма, а самостоятельным существом. В 1588 г. пап Сикст V разъясняет, что уничтожение любого эмбриона приравнивается к убийству. Вплоть до XVIII века в большинстве стран аборт был запрещен под страхом смерти. Затем санкции несколько смягчаются. Последние 20 лет ознаменовались в ряде стран частичной легализацией добровольного прерывания беременности. В последние десятилетия возможность аборта превратилась в одну из наиболее интенсивно и всесторонне обсуждаемых проблем морали и права. Защитники права на аборт и их оппоненты не приходят к единому мнению даже в отношении терминологии спора. Оппоненты настаивают: проблема заключается в том, должен эмбрион быть убитым или нет. Защитники же считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежеланных плод. Как отмечает Б. Тобес, «проблема абортов в правозащитном контексте очень противоречива. С одной стороны, встает вопрос о том, в какой степени еще не родившийся ребенок обладает правом на жизнь. С другой стороны, необходимо понять вправе ли мать сама распоряжаться своим телом, и обладает ли она вытекающим отсюда правом на физическую неприкосновенность и на личную жизнь. Как следствие такой неопределенности, очень сложно уравновесить права еще не родившегося ребенка и матери, сделать выбор между ними» .
Взгляд на проблему с религиозной точки зрения. • Обращение к мировым религиям показало, что даже религиозные тексты не всегда содержат однозначную оценку складывающейся ситуации. Почти все мировые религии выступают против абортов и разрешают его лишь в том случае, если жизни и здоровью женщины угрожают серьезная опасность. Дж. Ларю указывает: «История творения человека, изложенная в Книге Бытия, свидетельствует о том, что до того, как Ягве вдохнул в ноздри Адама «дыхание жизни» , сделав его «душою живою» , тот был всего лишь сделанной из глины фигурой (2: 7)… В библейской литературе невозможно найти подтверждение того, в какой именно момент душа входит в тело, а также представляет ли собой плод «личность» или нет. Спор об абортах основывается исключительно на теологических построениях и является вопросом веры» . Разделились голоса и в мусульманстве, и в индуизме. Так, в материалах «Мировые религии в поддержку выбора» отмечается: «Все исламские теологи сходятся в утверждении, что аборт должен быть запрещен, когда он убивает душу, но вопрос о том, когда наступает «одушевление» плода, остается предметом серьезных споров… Большинство правоведов школ Ханафи и Заиди разрешают аборт в течение первых 120 дней, так как считают, что зародыш еще не получает душу вплоть до этого срока. Ученые школы Ханбали допускают аборт до 40 дней. Среди ученых школы Шафии некоторые допускают аборт в любое время до 120 -дневного срока, некоторые только до 80 -дневного, а некоторые запрещают в любое время. Представители индуизма, как и буддизма, также считают аборт приемлемым в некоторых случаях» .
Идеология контроля рождаемости и планирования семьи. • Идеология контроля рождаемости и планирования семьи родилась не в России. Впервые ростом численности населения был серьезно озабочен священник английской церкви Томас Мальтус (1766 -1834). Согласно доктрине Мальтуса, человечеству грозит катастрофа от «абсолютного избытка людей» . Выходом из голодного кризиса, который должен был стать следствием перенаселения, Мальтус считал методы ограничения рождаемости в виде поздних браков и самоконтроля. В 1839 г. Чарльз Гудер изобрел процесс вулканизации резины, из которой делались контрацептивы, чем положил начало противозачаточной политике. В 1877 г. в Лондоне доктор Алиса Виккери пытается пропагандировать методы контрацепции среди образованных людей при условии обучения им бедняков. В 1882 г. в Голландии открывается клиника для бедных, где бесплатно обучают методам контрацепции. Начало ХХ века знаменуется расцветом политики контроля рождаемости, прежде всего в США. Первый закон о принудительной стерилизации был принят в США в штате Индиана в 1907 г. ; он разрешал ее по генетическим основаниям. Подобные законы впоследствии были приняты почти в 30 штатах. Германскими специалистами были введены понятия «генетического здоровья» нации. В 1933 г. в Германии был принят «Закон о защите потомства от генетических заболеваний» , применение которого привело к более чем 350 000 случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием получения разрешения на вступление в брак. С 1982 г. в Сингапуре действует особая программа, стимулирующая плодовитость образованных женщин и стремящаяся ограничить ее среди необразованных. Правительство предоставляет безвозмездную ссуду женщине для приобретения дешевой квартиры в построенном за счет государства доме при соблюдении следующих условий: возраст до 30 лет, не менее двух детей, невысокий уровень образования, доход не более 300 долларов в месяц и согласие на стерилизацию.
Законодательство Республики Казахстан об абортах. • Что же касается нашей республики, то Закон РК «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» предоставляет женщине самой решать вопросы о материнстве. В этом случае законодатель исходит из общего правила о том, что женщина свободна распологать собой, поскольку закрепляются ее права, а не обязанности. Из этого критерия исходит и европейская практика: «Мать вольна принимать свое решение, даже когда закон дает ей возможность произвести аборт» . В этой связи необходимо отметить, что право на решение вопроса о материнстве включает также осуществление правомочия женщины в выборе методов контрацепции (в том числе и стерилизация) и желании иметь ребенка. Представляется, что они не могут быть ограничены притязаниями сексуального партнера. Схожий вывод можно сделать по поводу обязательной консультации потенциального отца при проведении операции по искусственному прерыванию беременности. Европейская комиссия по правам человека (№ 8416/79, дело Х. против Соединенного Королевства Великобритании) вынесла специальный вердикт, согласно которому «потенциальный муж-отец не имеет права требо -вать обязательной консультации с ним или обращаться в суд в связи с намерением его жены сделать аборт, так как именно женщина является главным заинтересованным лицом в продолжении и прерывании беременности» . Таким образом, основными составляющими элементами права материнства являются: первое – свобода не прибегать к искусственному прерыванию беременности; второе- право женщины иметь ребенка без предварительного согласия биологического отца (последний не имеет права подавать на нее в суд, если беременность происходит без предварительной консультации с ним); третье – право женщины не заводить ребенка (такое ее право не может быть ограничено ни законодателем, т. е. закон не должен обязывать женщину производить потомство, ни ее сексуальным партнером). К примеру, в Японии и Турции замужняя женщина, желающая прервать беременность, должна заручиться согласием супруга. Во Франции и Индии от девушек, не достигших определенного возраста, требуется уведомление о согласии родителей перед прохождением процедуры. Бесспорно, абсолютный запрет любых абортов нецелесообразен, но разрешение этой операции по воле женщины без учета других обстоятельств допустимо лишь в самые ранние сроки. Несмотря на тот факт, что Законом Республики Казахстан «О репродуктивных правах граждан» женщинам разрешено искусственное прерывание беременности, тем не менее, в Законе прямо указано, что «в целях предупреждения искусственного прерывания беременности врачи обязаны проводить беседы, направленные на разъяснение морально-этических, психологических и негативных физиологических последствий, возможных осложнений» . Во многих других странах противники абортов пытаются лоббировать если не запрещение абортов, то, по крайней мере, такое обязательное консультирование, основанное на психологическом давлении на женщину. К примеру, Австрийский Уголовный закон 1977 г. № 60 допускает производство аборта по предварительной консультации с врачом в течение трех месяцев с момента зачатия. Таким образом, казахстанским законодательством предусмотрено, что искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины – независимо от срока беременности. Искусственоое прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальнуцю подготовку
Проблема абортов в странах Запада. • Интересен опыт западных стран в решении проблемы абортов и в правовом регулировании возникающих отношений. В целом законодательство об абортах в странах Западной Европы закрепляют три возможные модели отношения к абортам - почти полного запрета, системы показаний, системы сроков. В некоторых западноевропейских странах действует система почти абсолютного или абсолютного запрета абортов. Ирландия к 1990 году осталась единственной европейской страной, полностью запрещающей аборты. Однако даже католическая Португалия в 1984 г. приняла закон, разрешающий по решению суда прерывание беременности, явившейся последствием изнасилования или угрожающей здоровью женщины. В 1985 г. аналогичный закон был принят в Испании. В Бельгии аборты были полностью запрещены до 1990 г. , затем вступил в действие закон, легализующий прерывание беременности сроком до 12 недель, обусловленное тяжелым душевным состоянием женщины. Однако практика показывает, что несмотря ни на какие запреты женщины при желании находят выход из любой ситуации. К примеру, женщины Польши делают аборт в соседних государствах, в частности в Литве. Голландия также своеобразно оказывает гуманитарную помощь Ирландии, отправив к его берегам специальный корабльабортарий с названием «Женщина на волнах» . По замыслу авторов проекта судно забирает беременных женщин, которые собираются прервать беременность из Ирландии и после пятидневного периода ожидания, как только корабль покинет территориальные воды Ирландии, на нем и можно будет сделать операцию по удалению плода.
Заключение. На наш взгляд, нежелание иметь детей – это, по сути, нежелание иметь детей в тех условиях, которые складываются на данный момент для двух людей, вступающих в половые отношения. Споры между сторонниками той или иной точки зрения протекают в большей мере в эмоциональной плоскости. Однако из всего массива хотелось бы обратить внимание на два аспекта – отсутствие обязанности иметь детей и ослабление у человечества интереса к увеличению численности. Первый момент предполагает отрицание потребительского взгляда на женщину. Второй момент заставляет задуматься о том, что приостановление роста народонаселения – та реальная задача, которая ставится перед всем человечеством в условиях исчерпания природных ресурсов. Количество населения - это не показатель экономики, в котором необходимо пытаться кого-то догнать и перегнать. Иметь детей или не иметь – вопрос, который касается только конкретной личности. Нельзя забывать, что ребенок - это не цифра в статистическом отчете, а человек со своим индивидуальным миром, восприятием и потребностями. Аборт зачастую становится разменной картой в демографической политике государства. Мы призываем женщин рожать не потому, чтобы она осознала радость материнства, а потому, что, к примеру, с нами граничит Китай, население которого в 10 раз больше, потому что нас хотят «завоевать и поработить американские и европейские капиталисты» . Тогда надо четко определиться в установлении той или иной политики, что обществу нужно: человек как сформировавшаяся целостная личность либо как биологический материал. И в этой связи, мы разделяем мнение В. Райха в том, что «до тех пор, пока нации враждебно противостоят другу, до тех пор пока они отделены друг от друга границами и таможенными барьерами, до тех пор пока существует заинтересованность в том, чтобы во время войны не экономить на человеческом материале, демографическая политика не может соответствовать требованиям сексуальной гигиены. А так как нельзя во всеуслышание сказать о необходимости прироста населения, приходится говорить о «нравственности функции продолжения рода» и об интересах сохранения вида» Подводя итог, хотелось бы отметить, что проблема искусственного прерывания беременности – это не только проблема женщины, идущей на данную операцию, а проблема всего общества. Причем общество не должно лишь выхватывать только один аспект – сам аборт, который лишь одно звено в неразрывной цепи (сексуальный контакт, репродуктивное поведение, внутрисемейное планирование, брачность, роды, воспитание ребенка и др. ). Выработка целостного подхода и должна выработать ту модель правового регулирования, которая бы отвечала требованиям личности, общества и государства. Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство Республики Казахстан подробно регулирует проведение операции по искусственному прерыванию беременности, предоставляя женщине самостоятельно решать вопросы данной операции. Однако пользование таким правом ограничивается рядом условий, которые изменяются в зависимости от срока беременности. Основанием введения подобного условия служат защищаемые публичной властью блага: права неродившегося ребенка, здоровье матери.