А.С.Пушкин в живописи.ppt
- Количество слайдов: 61
А. С. Пушкин в живописи Презентация для любителей поэзии
А. С. Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы. ГЕНИЙ!!!! Г е н
Ксавье де Местр. `Пушкин - ребенок`. 1801 -1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н. В. Баранской.
Саша Пушкин, лицеист. Художник Ю. В. Иванов. Родословное дерево Пушкиных (акварель, неизвестный художник, начало XIX века; Центральный музей А. С. Пушкина)
П у ш «Пушкин в Царском Селе» , картина Ильи Репина, 1911.
Автопортрет (в круге). 1817 -1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта "Стихотворения Александра Пушкина" (не издана). Н. В. Гоголь. "Наброски профиля Пушкина". 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На двух набросках профиль поэта, с большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем его модель
Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе "Евгения Онегина". Письмо к брату Льву Сергеевичу Автопортрет из альбома Елизаветы Николаевны Ушаковой. Конец сентября - начало октября 1829 г. Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е. Н. Ушаковой. 1829 г. А. С. Пушкин. Автопортрет (исполненный в период ссылки в Михайловское 1824 г. ).
Зыков Анатолий Иванович 30. 05. 1930 - 06. 07. 2008. Народный художник РСФСР Действительный член Российской академии художеств ). Серебряная медаль PAX за серию графических работ об А. С. Пушкине (2000). И за эту же серию Золотая пушкинская медаль творческих союзов России. Автолитография "Пора, мой друг. " 1990 г. Автолитография "Последний тур" 1988 -1990 Автолитография "Пушкин замкнутый" 1990
А. В. Тонкушин «А. С. Пушкин» 1986 В. И. Обозная «Пушкин читает стихи» 1977
. П у ш к и н. Х у д о ж н и к И. К л е й н е р. 1 9 8 3 В. И. Обозная «Пушкин читает стихи» 1977 И. Клейнер «А. С. Пушкин» 1983
Попков Виктор Ефимович
Щербаков Борис Валентинович «Пушкин над озером в вечерний час»
«А. С. Пушкин в Петербурге» портрет работы Петрова-Водкина В. А. Серов. `Пушкин в парке`. Исследователи иконографии поэта спорят о том, в каком месте изображен серовский Пушкин: в Царском Селе или в деревне. Но важно ли это?
Константин Юон "Портрет А. С. Пушкина". 1945.
Б. В. Щербаков. `Пушкин в Петербурге`. 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел подругому. Елена Ревуцкая " Пушкин и Арина Родионовна"
Николай Бессонов «Предчувствие» 2003 г. Н Всем известно, чем кончился для Пушкина брак с Гончаровой. Отстаивая честь жены, он был ранен на дуэли и умер в страшных мучениях. Н Когда я работал над картиной и «Предчувствие» , то пытался Н передать напряжённую тоску поэта. Рядом изображены большие напольные часы, которые символизируют неумолимое время. Качается большой маятник. Начался последний отсчёт… А за основу для пушкинского образа я взял гипсовую посмертную маску. Как художник я не боюсь упрёков, что использовал известный каждому музейный гипс. Ведь я изображал уникальный эпизод, когда по лицу поэта пробежала зримая тень смерти. Это тот исключительный случай, когда обращение к мёртвому слепку художественно оправдано.
Я не боюсь мрачных ассоциаций – наоборот – намеренно взываю к ним. Вокруг цыган часто рисуют мистический ореол. Вот и в этом эпизоде на квартире у Нащокина кто-то наверняка увидит мистику. Мне же кажется, что печальная песня Тани, которая сама страдала от неразделённой любви, послужила лишь катализатором. Ещё до того, как цыганка взяла в руки семиструнную гитару, Александр Сергеевич был неспокоен душой. Проникновенное исполнение старинной русской песни пробудило в нём тяжкие сомнения, которые и без того не давали ему покоя. С цыганами у Пушкина связана вся его жизнь. Четырнадцати лет от роду он берётся за недошедший до нас роман «Цыган» . Юношей он пропадает в молдавском таборе. Зрелым мужчиной становится завсегдатаем московского цыганского хора. Поэт останавливается возле пляшущей кочевой цыганки и посвящает ей стихи. Его крестницей стала внучка знаменитой солистки Стеши. Как отмечает М. В. Мурьянов, это единственный известный случай его крестного отцовства. Так стоит ли удивляться, что на важнейшем жизненном переломе гений русской литературы зарыдал от песни одной из самых талантливых цыганок той эпохи? Николай Бессонов
«А душу твою люблю» , — писал он жене. . .
Пушкин в живописи представлен в разных формах и жанрах: здесь и гравюры, и художественные портреты, и литографии, и ксилографии. Произведения, выполненные художниками при жизни поэта, относятся в основном к портретной живописи.
Неизвестный художник. "Портрет Пушкина". 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860 -ми годами. Поэтому дату "13 июля 1813 года" можно считать фальшивой.
Поэт А. С. Пушкин (с супругой) и его личный цензор император Николай I. Художник Е. А. Устинов. Графика. 1938 г.
Устинов Е. А. "Пушкин, Натали, Николай I". Сети светских интриг. .
Пётр Козорезенко «Пушкин и Натали»
Национальный бренд «Пушкин» имеет отношение к реальному человеку, который родился в Москве, жил в Петербурге, имел друзей, врагов, жену и детишек, носил фраки, стрелялся на дуэлях. . . ах, да. . . еще он писал стихи. . .
Бальзамов Сергей Парменович (1906 -1983) г. Москва Пушкин (1950 -е) Пушкин читает стихи (1964) Акварельный портрет А. С. Пушкина. Предположительно - П. Соколов
Пушкин сидит у себя и думает: «Я гений, ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царство ему небесное, гений. » Сафронов Саша Сергеевич / «Пушкин»
Художник Румянцев Владимир | 'Прокотовое' Художник Румянцев Владимир Дмитриевич родился в 1957 году в городе Череповец. Закончил Санкт. Петербургский Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Член Санкт. Петербургского Союза художников России.
При этом он умудряется оставаться узнаваемым, потому что все где-нибудь, когда-нибудь, на какой-нибудь шоколадке «Пушкина» видели. . . Чаще всего можно видеть с «котом ученым» , Натальей Николаевной и. . . с пером в руках. Перо, впрочем, может присутствовать, независимо от наличия других персонажей. . .
Пушкин — самый переинтепретированный отечественный литератор. На одну его строку приходятся десятки томов исследований. Тома складываются в горы, горы образуют горные цепи. В этих томах живет много разных Пушкиных: Пушкин Лотмана и Пушкин Бонди, Пушкин Цявловского и Пушкин Гаспарова, Пушкин Вересаева и Пушкин Бетеа. . . А есть еще «свой» личный Пушкин Цветаевой, Раневской …
За 200 с небольшим лет он приобрел целый ряд сбивающих с толку привычек, например, выглядит, как хочет. Кто хочет? Пушкин, или те, кто держат в руках кисточку, карандаш, мышку?
Он может быть изысканным европейским красавцем или уродливым африканцем. Может приобретать иудейские или славянские черты. С тем Пушкиным, что родился в Москве и жил в Петербурге, это связано не очень. . .
На других гениев карикатуры рисуют гораздо реже, этои понятно, они — менее узнаваемы. . .
«Себя как в зеркало я вижу, но это зеркало мне льстит. » О. А. Кипренский. «Портрет Пушкина» 1827 г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н. А. Муханов сказал: «С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий. »
В. А. Тропинин. `Портрет Пушкина`. 1827 г. Холст, масло. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и подарил его своему другу С. А. Соболевскому. П. Ф. Соколов. `Портрет Пушкина`. 1836 г. Бумага, акварель. Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками.
А. П. Елагина. "Портрет Пушкина". 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Копия с портрета работы Тропинина. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу. 15 февраля 1913 г. Копия с работы Тропинина. О ней мало что известно у нас, в России. Даже в монографии Грабаря "Репин" о портрете ничего не сказано. Находится в Праге.
Б. В. Щербаков. `Пушкин в Петербурге`. 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по -другому. Посмертные же произведения относятся к жанровой живописи и носят в большинстве случаев биографический характер.
На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге в 1836 встретились два художника - художник пера Александр Сергеевич Пушкин и художник кисти Иван Константинович Айвазовский. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. И. К. Айвазовский, `Пушкин на берегу Черного моря` 1887 г.
. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. `Прощание Пушкина с морем. ` (`Прощай, свободная стихия. . . `). 1887 г. Холст, масло. Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже в 1880 -х годах целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. . Позднее Репин так отозвался о совместной работе: "Дивное море написал Айвазовский (. . . ) И я удостоился намалевать там фигурку. "
Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Художник Н. Н. Ге. 1875 г.
Пушкин на прогулке. Художник В. А. Серов. 1899 г. На набережной
С Вяземским Жена-красавица, друзья-фрондеры в далекой сибирской ссылке, нежно любимая крепостная нянька с ее дивными сказками, государь, назначивший себя в личные цензоры, а поэта — в мелкие придворные, чтобы лицезреть belle Natalie в Аничковом - все это слагаемые мифа. . .
Пушкин среди декабристов в Каменке. Художник Д. Н Кардовский. 1934 г.
Тригорское (около Михайловского), «Скамья Онегина» Б. М. Кустодиев. `Портрет А. С. Пушкина`. 1915 г. Бумага, итальянский карандаш.
Г. Гиппиус. "Портрет Пушкина". 1828 г. Литография. Т. Райт. "Портрет Пушкина". 1837 г. Гравюра на стали. В этом портрете И. Е. Репин подметил: "Обратите внимание(. . . ) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум. "
Гравюра на меди. Это первый портрет, который был опубликован в издании 1822 г. "Кавказский пленник" в типографии А. И. Герча. И. Е. Вивьен. "Портрет Пушкина". 1826 г. Бумага, итальянский карандаш, белила.
П. И. Челищев. "Пушкин и граф Д. И. Хвостов". Начало 1830 г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами. В. И. Шухаев. "Портрет Пушкина". 1960 г. Бумага, пастель, сангина. Оригинален замысел графического портрета: на листе бумаги художник плотно рисует сангиной, моделируя лицо и кисти рук поэта, а контуры фигуры лишь намечает одной линией, то - явной, то - сходящей на нет.
И. Л. Линев. `Портрет Пушкина`. 1836 -37 г. г. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.
Дмитрий БЕЛЮКИН (род. 1962). «Смерть Пушкина» Холст, масло
ПОЭТ…" А любопытно смотрится столбовой дворянин, образец стиля и безупречного вкуса в лаптях. Соловьев сказал бы, конечно, что Пушкин — предвечный жених России, заменивший в сознании соотечественников в определенной мере нашего любимого Иванушку -дурачка-царевича. И вот они слились в единый образ. . .
Вам не нравится Пушкин? . . . Гейченко всегда уверял, что если его позвать, он отзовется. ВЫ звали? . .
Все знают, что он — поэт, но читают его все меньше и меньше. Увы, у Шекспира, Байрона, Бодлера такие же посмертные судьбы. . . А что вы можете процитировать незатертое, непрограммное? Есть у вас любимая строка в «Онегине» ? Вы пытались разгадать тайны «Пиковой дамы» ? . .
6 июня так и не сделали национальным праздником. . . А говорят, что «наше всё» . . . Но в определенном смысле, он — наше многое. . .
Знакомство с работами кисти разных художников помогает нам понять, как им удалось не утерять то главное, что для всех нас живет в самом слове - Пушкин; увидеть, как каждый из них открыл в нем то, что ему было понятнее и ближе всего в великом поэте.
В презентации использованы материалы из Интернета. Сердечная благодарность всем, кто своими мыслями и своим творчеством делится со всеми любителями поэзии…
А.С.Пушкин в живописи.ppt