татьяна-идеал пушкина.ppt
- Количество слайдов: 10
А. С. Пушкин «Евгений Онегин» Образ Татьяны Лариной
Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, » плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» . Работу над ним Пушкин называл подвигом -из всего своего творческого наследия только Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции. Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки.
В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.
Пушкин создал целую галерею женских типов, наделенных прекрасными качествами характера: верностью, преданностью, женственностью (кстати, женственность —это прежде всего стремление к самопожертвованию —кто-то дал ей такое определение), способностью к глубоким, сильным чувствам. Таковы Марья Гавриловна ( «Метель» ), Марья Миронова ( «Капитанская дочка» ), Марья Троекурова ( «Дубровский» ). Каждая из этих женщин по-своему прелестна, но Татьяна Ларина — ярчайшее из созданий пушкинского гения. Когда говорят о ней, прежде всего упоминают два пушкинских определения: «Татьяна —милый идеал» и «Татьяна —русская душою» . Этот образ пожалуй, вызывает меньше всего споров и разногласий
Татьяна «родилась» в 1803 г. Близость Татьяны к родной почве, к русской культуре, народный тип сознания выражаются и в том, что ей близки по духу русские народные обычаи и традиции. Татьяна не задумывалась над тем, с чем связана эта любовь. Я думаю, не только с уникальной красотой русской зимней природы, ее спокойствием и величием. Татьяна — натура духовная, а значит, несмотря на внешнюю замкнутость и скрытность, внутренне, на тонком, душевном уровне, она открыта миру /духовность, попросту говоря, и есть открытость миру/. Связанная миллионом невидимых нитей с родной природой, культурой, русским народом, она в то же время ощущает себя частицей бесконечного космоса.
Выстраивая свою жизнь по привычному для нее сюжету романов, Татьяна предполагает лишь две возможных разгадки характера Онегина: «ангел-хранитель» (Грандисон) или «коварный искуситель» (Ловелас). В первом случае ее жизнь должна была превратиться в идиллию, во втором —ее ждала гибель ( «Погибну, Таня говорит, но гибель от него любезна» ). (Кстати, романтик Ленский тоже видит в людях только проявление двух крайностей: хранитель — искуситель). Однако реальная жизнь преподнесла Татьяне неожиданный сюрприз: Онегин повел себя непредсказуемо, он просто спустил ее с небес на землю. Отныне «гордое терпенье» и тихая, бескорыстная любовь стали смыслом и содержанием ее жизни.
«Татьяна —милый идеал» . Цельность, гармоничность натуры, нравственная чистота, верность долгу, данному слову, готовность к самопожертвованию, способность к глубокому, искреннему чувству, естественность, простота и — черты, которые больше всего импонируют Пушкину в Татьяне Лариной и которые позволили ему назвать ее «милым идеалом» .
Юная, неопытная Татьяна, конечно, не могла и подумать о том, что слишком форсирует события. Разумнее было бы дождаться следующего приезда Онегина, прочитать в его взгляде (который, как известно, красноречивее любых слов) равнодушие или интерес и в зависимости от этого действовать. Признаваться в любви к равнодушному к тебе человеку абсолютно бессмысленно! Но это с точки зрения разума, Татьяна же, как мы знаем, была целиком под влиянием чувств, а чувства не оставили ей возможности иного выбора: держать в себе кипящую страсть невыносимо. Жизнь Татьяны—это замечательная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни.
Татьяна, скромная, молчаливая, превратилась в «Величавую и небрежную законодательницу зал» . Она преобразила «бездушный мир» , в «маскарад» Петербурга она привнесла свою простоту и естественность. Возникает резонный вопрос: почему высший свет, который мы привыкли считать фальшивым и лицемерным миром, и тому есть весомые причины, далеко не противен Татьяне? Почему она так органично вписалась в него? Нет ли здесь противоречия?
Одной из проблем, связанных с романом в стихах «Евгений Онегин» , является проблема незавершенности романа, но точнее будет сказать —внезапности, неожиданности его конца. Но ведь такой же неожиданной бывает смерть в молодом возрасте, в разгар жизненного пира, и автор, считая это блаженством ( «Блажен, кто праздник жизни рано оставил. . . » ) , очевидно даже панически боясь смерти, предпочитает безвременную кончину жалкой, дряхлой старости. Пушкин расстался с любимым детищем, прощаясь с порой молодости, с «праздником жизни»
татьяна-идеал пушкина.ppt