А. П. Чехов «Вишнёвый сад»
• История создания пьесы • Весна 1901 г. – в письмах Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Хотя первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О. Л. Книппер он сообщил, что собирается писать « 4 -актный водевиль или комедию» . • Март 1903 г. – начало работы над комедией. • Октябрь 1903 г. – закончена основная работа над пьесой. • 17 января 1904 г. – премьера на сцене Московского Художественного театра
• Смысл названия • Вишневый сад • Вишнёвый сад • Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад, - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук "ё" в слове «Вишнёвый» , точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого. • К. С. Станиславский: А. П. Чехов в Художественном театре. В книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников» .
1 урок. Принципы «новой драмы» 1. Новый тип конфликта. Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский) он создал в русской литературе новую драматургию. До Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта лежала обычно борьба между отдельными персонажами или группой персонажей (Чацкий – фамусовское общество, Хлестаков – Городничий, Катерина – Кабаниха). Чехов же создал театр настроения.
Принципы «новой драмы» В его пьесах нет явных столкновений героев, его интересовал внутренний мир персонажей, обыденная человеческая жизнь. Чехов строит пьесу на ряде психологических конфликтов. Его универсальная конфликтная ситуация – это неустроенность жизни человека, противоречие между тем, как он живёт, и тем, как бы он хотел жить. Такая внутренняя конфликтность свойственна, например, Раневской, Лопахину, Варе.
• Конфликт пьесы • Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия. Выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. • ? • Ярко выраженного конфликта нет. • В центре действия – вопрос о продаже • вишневого сада.
Вид конфликта • Противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной). Герою здесь не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем самым конфликт. В «Вишнёвом саде» все герои – милейшие люди, которым нечего между собою делить, все между собой в прекрасных отношениях, но тем не менее им плохо, неуютно в жизни, их стремления не реализуются, но в этом никто не виноват, кроме устойчивого уклада русской жизни конца 19 века, которую Лопахин справедливо назовёт «нескладной» и «несчастливой» .
• Старые хозяева вишнёвого сада • Раневская • М. Горький: это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая» . • Гаев
• Настоящее время в пьесе • А. П. Чехов: "Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов". • Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен. • НО • У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа… • Лопахин • ?
• Будущее в пьесе • Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья! • Вся Россия наш сад. • Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычным, непрерывным трудом. • Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту, и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… • Петя Трофимов
• Будущее в пьесе • Аня: • Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… (…) Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час… • Начинается новая жизнь, мама! • Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! • Трофимов. Здравствуй, новая жизнь!. . (Уходит с Аней. )
• Сцена пуста. (…) Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно… • Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.
• Образ вишнёвого сада • Прошлое • Настоящее • Символ • Родины • Имение • Будущее • Покупка/ • продажа • Символ • красоты • Дачи
Своеобразие драматургии Чехова 2. Сюжет. Особенности сюжета обусловлены конфликтом. На сцене происходит мало событий. Чехов рисует течение повседневной жизни. Акцент перемещается с внешнего действия на внутреннее, на развитие переживаний и чувств героев. Следовательно, отличие Чехова от других драматургов в том, что он на первое место выдвинул не события и поступки героев, которых в пьесе почти никто не совершает, а переживание, настроение, психологический мир каждого героя. В этом новаторство Чехова.
Композиция и элементы сюжета Пьеса состоит из 4 актов: 1) медленное вступление, экспозиция, знакомство с героями; 2) лирическое раздумье, развиваются настроения, обнаруживаются стремления героев; 3) кульминация; 4) действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.
Внутренний и внешний сюжеты Внешний сюжет связан с продажей дома и сада. Его кульминация –продажа с аукциона- совпадает с развязкой. Внутренний сюжет проявляется в «подводном течении» , в показе неумолимого хода времени. Конфликт со временем неизбежен, и перед ним равны все. Время становится главным действующим лицом пьесы.
Композиция пьесы • Опоздание к • Приезд приходу Раневской поезда из ( «забыли» Лопахина) заграницы • Кольц евая • Опоздание к • Отъезд отходу поезда Раневской ( «забыли» заграницу Фирса)
Новаторство «Подтекст» 3. Особый психологизм. Герои не всегда говорят о своих чувствах: о них читатель и зритель часто только догадывается (например, о чувствах Вари и Лопахина - по тому, как у них не получается разговор). Такая особенность получила название «подтекста» и «подводного течения» (Немирович-Данченко). Смысл этих понятий в том, что за внешне обыкновенными действиями и разговорами персонажей на сцене читатель и зритель должен угадывать их психологическое скрытое душевное состояние.
Роль ремарок 4. В связи с этим изменяется и роль ремарок, пейзажа, звукового сопровождения спектакля. Ремарки выполняют не только информационную функцию, как в классической драме, но и выражают внутреннее состояние персонажей озвучивают пьесу, создают определённое настроение. Есть ремарки комического назначения: войдя, герой роняет букет, натыкается на стул, который падает. Но чаще они раскрывают оттенки чувств и настроений, например: радостно, сквозь слёзы, в волнении, недовольным тоном. Чехов широко использует ремарку-паузу, которая раскрывает психологическое состояние персонажа, за ней скрывается драма непонимания.
• Афиша пьесы • Раневская Любовь Андреевна, помещица. • Аня, ее дочь, 17 лет. • Варя, ее приемная дочь, 24 года. • Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. • Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. • Трофимов Петр Сергеевич, студент. • Симеонов-Пищик Борисович, помещик. • Шарлотта Ивановна, гувернантка. • Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. • Дуняша, горничная. • Фирс, лакей, старик 87 лет. • Яша, молодой лакей. • Прохожий.
Система персонажей • В пьесе звучит много равноправных голосов (полифонизм). • «Чехову необходимо показать некоторое множество обыкновенных людей, обыденное сознание, в среде которого нет выдающихся, незаурядных героев, на образах которых можно построить пьесу, но в массе своей они тем не менее интересны и значительны. Для этого и надо показать множество равноправных персонажей, не выделяя из них главных и второстепенных; только так и раскрывается в них нечто общее, а именно присущая обыденному сознанию драма несостоявшейся жизни, прошедшей или проходящей зря, без смысла и даже без удовольствия» . ( А. Б. Есин).
Композиция системы персонажей Из 12 действующих лиц можно выделить пять центральных героев, которых можно разделить на три группы.
Первая группа – Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев. Они представители дворянской интеллигенции, прошлой дворянской культуры России.
Вторая группа – купец Ермолай Алексеевич Лопахин, дед которого был крепостным, но сам Лопахин, благодаря энергии и трудолюбию, разбогател и представляет буржуазную интеллигенцию и современную буржуазную культуру.
Третья группа – Аня Раневская и Петя Трофимов. Они представляют демократическую интеллигенцию, демократическую культуру России в её ближайшем будущем. Итак, мы видим три поколения русской интеллигенции.
Какая центральная тема пьесы возникает в связи с этим?
Центральная тема пьесы Изображение процесса смены дворянства буржуазией, а буржуазии демократической интеллигенцией, то есть изображение смены трёх поколений в истории России, трёх культур, трёх социальных сословий, ни одно из которых не знает «настоящей правды» и поэтому «всем живётся скверно» . Никто из них не получает предпочтения со стороны Чехова. Видимо, этим объясняется и жанр пьесы – лирическая комедия. Это пьеса о доме, о жизни, о родине, о любви, о безжалостно ускользающем времени.
• Это не комедия, не фарс, как Вы писали – это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте. • (К. Станиславский – А. Чехову) • Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса так упорно называется драмой? Немирович и Алексеев (К. С. Станиславский) в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы. • А. Чехов
• Жанровое своеобразие пьесы • « Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс. » А. П. Чехов • • К удивлению А. П. Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию. • Одна из причин – «драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В 1880 -90 -х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А. П. Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г. П. Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене.
• Жанровое своеобразие пьесы • М. Горький: «Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них, – лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю» . • К. Станиславский: «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь» . • М. П. Лилина, актриса: « …мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей» .
Жанр пьесы – лирическая комедия Лирическое начало. Какое содержание вкладывал писатель в Автор передал своё лирическое отношение понятие «комедия» ? в русской природе, Наличие комедийных любовь к Родине, боль персонажей: Шарлотта, за разрушение её Епиходов, Яша, красоты и богатств. Дуняша. Это лирическое отношение выражено Наличие комедийных в подтексте и в положений. ремарках. Найдите Комедия предполагает примеры таких критическую оценку ремарок. общественных нравов.
Жанр Комическое тесно переплетается с драматическим – с крушением судеб героев. Можно назвать и драмой, учитывая разрыв преемственных связей в семье Раневских. Аня уже «не любит вишнёвого сада, как прежде» . Она обещает Пете уйти из своего старого дома. Оказывается, драма состоит не только в потере Раневской имения и сада, но и в разрыве духовных связей, соединяющих её с дочерью. «Дети» становятся глухи к страданиям своих «отцов» .
Чехов назвал "Вишневый сад "- комедией: "Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс". б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни "Это не комедия, это трагедия. . . Я плакал, как женщина. . . " (К. С. Станиславский). Есть мнения, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: "Признать "Вишневый сад" драмой - это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет. . . Пьеса "Вишневый сад" не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает трагикомических героев, ни трагикомических положений". Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность - недраматичностью положительных героев, Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
Смысл заглавия Образы символы в пьесе Вишнёвый сад – это прекрасное, но запущенное имение, разорённое беспечными хозяевами-помещиками. Сад – это символ всего лучшего в России, в её прошлом, настоящем и будущем, это национальное богатство страны, это абсолютная красота, идеал, совершенство.
Домашнее задание Образы-символы в пьесе. 1. Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы? Какова трансформация центрального образа от начала к концу пьесы? 2. Найдите описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? 3. Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Что говорят о нём? 4. Интерпретация образов-символов: 1 гр. «Книга» 2 гр. «Ключи» 3 гр. «Деньги» 4 гр. «Часы»
2 урок. Образы-символы Образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы 1. I действие: "Вишневый сад ваш продается за долги"; II действие: "22 августа будет продаваться вишневый сад"; III действие: "Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду"; IV действие: "Вдали стучат топором по дереву". От майского цветения деревьев к октябрьскому бесприютному пейзажу, от полной и радостной жизни сада к его гибели под топором нового хозяина.
Описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям 2. Декорация I действия: "Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник". Декорация II действия: "В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад. . . Скоро сядет солнце". Декорация IV действия: "Слышно, как стучат топором по дереву". В финале: "Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно". "Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву» .
С образом вишневого сада связаны все герои пьесы Для Раневской и Гаева - олицетворение прошлого, детства, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. Раневская: "Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад". Гаев: "И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад» . «…О мой милый, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!»
Для Фирса сад - символ - барского благополучия: "В прежние времена, лет сорокпятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили. . . Денег было! "
Для Лопахина сад - воспоминание о прошлом - дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду, источник богатства, предмет гордости. Лопахин: "Если вишневый сад. . . отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода". "Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает" и др.
Трофимов Вишневый сад для него символизирует крепостническое прошлое: «…все ваши предки были крепостники, и неужели с каждой вишни в саду не глядят на вас человеческие существа? » "Вся Россия наш сад"
Для Ани - символ детства, саддом, но с детством приходится расставаться. "Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше? » "Мы насадим новый сад, роскошнее этого".
Для автора сад воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; лирическое, поэтическое отношение к Родине.
В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук. . . должен быть короче и чувствоваться совсем издалека" .
Сад - это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое - это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, "дворянским гнездом"; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее - это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, Какое же будущее увидели тут новую ждет Россию? Этот жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: гоголевский вопрос "Мы насадим новый сад, Чехов оставляет роскошнее этого". открытым.
Сад - Символ прекрасного прошлого. Символ мрачного крепостническ ого прошлого. Символ счастья. Символ поэзии. Символ коммерческого успеха. Символ России
Образ- символ «Книга» Аня (в финале пьесы утешает мать). Лопахин(перелистывает книгу). Мы, мама, будем вместе читать разные книги… Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул. прочтём много книг
Книга - символ культуры Символ домашнего очага
Словарь символов Символ вселенной, книги мира и книги жизни. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости, откровение и мудрость писаний.
Образ-символ «Ключи» Трофимов(обращается к Ане): «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер!»
Варя появляется на сцене с ключами на поясе. (Ключи как знак привязанности к хозяйству, символ нужности, востребованности человека)
Словарь символов Осевой символ, включающий в себя власть и возможность все открывать и закрывать, связывать и освобождать. Ключ также означает освобождение, знание.
Образ-символ « Золотой» (деньги) • Символ растраченного богатства • Символ расслабленной воли, ослабленной связи героини с реальностью, с близкими ей людьми Любовь Андреевна (уронила портмоне, рассыпала золотые). Ну, посыпались… Раневская отдаёт подвыпившему прохожему золотой.
Образсимвол «часы» Символ времени, ключевой для пьесы. Лопахин всё время смотрит на часы ( «взглянув на часы» , «поглядев на часы» ), говорит о времени ( «Время не ждёт» ).
Исследовательская работа в группах Используя материал вступительного урока, докажите, что Чехов, драматург-новатор, создал «новую драму» . 1 группа. Какую роль в композиции, сюжете пьесы играет 1 действие? Как развиваются внешний и внутренний сюжеты пьесы? 2 группа. 1. Какую роль в композиции, сюжете пьесы играет 2 действие? 2. Раскройте особенности чеховского психологизма, найдите примеры «подтекса» , прокомментируйте их. 3. Раскройте роль ремарок, прокомментируйте их с точки зрения авторского замысла, традиций и новаторства, сопоставив с ремарками в пьесе А. Островского «Гроза» .
3 группа. Предмет вашего исследования – система персонажей. . И её связь с основной темой пьесы. Обратите внимание на диалоги: найдите примеры того, как герои «не слышат» друга, какой подтекст скрывается за этим? Какими видим центральных героев пьесы? 4 группа. 1. Каую роль играют второстепенные персонажи (Епиходов, Симеонов-Пищик, Шарлота Ивановна, Дуняша, Яша, Фирс) в создании социальнопсихологического «подтекста» пьесы? Сопоставьте с тем, какую роль отводили Гоголь Осипу- в «Ревизоре» , Гончаров – Захару в «Обломове» . Какие комические приёмы и с какой целью использует Чехов? 5 группа. Найдите жанровые признаки, позволяющие назвать пьесу лирической комедией. Покажите, как сочетается в пьесе лирическое, комическое, драматическое и трагическое. Домашнее задание: завершить исследование и представить в форме презентации.
3 урок Прошлое и настоящее в пьесе 1. Презентации исследовательских работ. 2. Как развивается тема смены поколений, прошлого и настоящего ? Как развиваются внешний сюжет и внутренний конфликт пьесы? Какую роль играет в пьесе образ Лопахина? 3. Роль стилистических элементов, характерных для Чехова ( лиризм, символика, монологи-воспоминания, лирические повторы, обрывки фраз, авторские ремарки и другое).
Внешний сюжет и внешний конфликт • Внешний сюжет «Вишневого сада» — смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. На первый взгляд, в пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие и расстановку социальных сил в России того времени: Россия старая, дворянская (Раневская и Гаев), набирающие силы предприниматели (Лопахин), Россия молодая, будущая (Петя и Аня). Казалось бы, столкновение этих сил и должно породить главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни — на продаже вишневого сада, назначенной на 22 августа. Однако свидетелем самой продажи сада зритель не становится: кульминационное, казалось бы, событие остается за рамками сцены. Социальный конфликт в пьесе не является актуальным, не социальное положение действующих лиц главное.
Внутренний сюжет и внутренний конфликт • За бытовыми эпизодами и деталями ощущается движение «подводного течения» пьесы, ее второй план. Чеховский театр строится на недоговоренности, «параллельности» вопросов и ответов без подлинного общения. Главное в драмах Чехова скрыто за словами, сконцентрировано в знаменитых паузах: в «Вишневом саде» — 32. Такой «молчаливой» драматургии до Чехова не было. Паузы в значительной степени формируют подтекст пьесы, ее настроение, создают ощущение напряженного ожидания.
Лопахин: «Время не ждёт. Ответьте одно слово: да или нет? Дайте же мне ответ!» Почему герои не слышат друга? Трофимов: «Если у вас есть ключи от хозяйства, бросьте их в колодец и уходите» Гаев: «Кого? » Раневская (глядит в своё портмоне) «Вчера было много денег, а сегодня совсем мало» . Аня: «Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово»
Каждый герой поглощен своей правдой", погружен в свои переживания и не замечает окружающих: их боли, их тоски, их радостей и надежд. Каждый из персонажей как бы играет свой моноспектакль. Из этих моноспектаклей и складывается действие, столь сложное по звучанию. Это одновременно и полифония (многоголосие, особо организованный хор самостоятельных голосов), и диссонанс, звучание несогласованное, нестройное, где каждый голос стремится быть единственным.
Что мешает им услышать друга: ведь все они - близкие люди, пытающиеся другу помочь, поддержать и получить поддержку? Что же "не пускает" друг к другу героев пьесы? Дело в том, что по замыслу автора каждый из них - не только личность, но и исполнитель определенной социально-исторической роли: то, что можно назвать "заложник Истории". Человек может в известной степени корректировать свою личность, свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя той социально-исторической роли, которую он вынужден играть, - вот драматическая суть "Вишневого сада".
Мотив одиночества, непонимания, растерянности — ведущий мотив пьесы.
Мотив одиночества определяет настроение, мироощущение всех персонажей, например, Шарлотты Ивановны, спрашивающей самое себя прежде всего: «Кто я, зачем я, неизвестно» . Фирсу прежний порядок был понятен, «а теперь все вразброд, не поймешь ничего» . И даже прагматичному Лопахину лишь иногда «кажется» , что он понимает, зачем он живет на свете. Каждый говорит (или молчит, и молчание становится красноречивее слов) о своем, и это свое оказывается недоступным для других. Не может найти «верного направления» Епиходов ( «двадцать два несчастья» ): «. . . никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться» .
Суть конфликта пьесы заключается не в утрате вишневого сада, не в разорении владельцев дворянской усадьбы. Причина разлада, источник конфликта — не в борьбе за вишневый сад, а во всеобщем недовольстве жизнью, по справедливому утверждению А. П. Скафтымова: «Жизнь идет и напрасно сорится у всех давно, изо дня в день. Горечь жизни этих людей, их драматизм, следовательно, состоит не в особом печальном событии, а именно в этом длительном, обычном, сером, одноцветном, ежедневно будничном состоянии» . Главный конфликт чеховских пьес — «горькая неудовлетворенность самим сложением жизни» — остается неразрешенным.
Старые владельцы сада: Раневская и Гаев
Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении. ) Я не переживу этой радости. . . Смейтесь надо мной, я глупая. . . Шкафик мой родной. (Целует шкаф. ) Столик мой. . . » Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной • женщиной» , как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить. . . “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа» .
Но Раневская лишена воли, она не способна ничего изменить и исправить. Она упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги в то время, как Варя «из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох» , и тут же отдает золотой. Она вначале рвет телеграммы из Франции, не читая их, а затем опять собирается в Париж. Она привязана к Ане и Варе, но оставляет их, забрав с собой последние деньги, которые, она знает, скоро кончатся. Странным образом она порождает цепную реакцию развращенности и паразитизма в других: в лакее Яше, парижском любовнике. . .
И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек» . Раневская пародийно отразится в Дуняше и Шарлотте.
Что общего у Раневской и Шарлотты? Речевое поведение Шарлотты во многом похоже на поведение Раневской: та же смена ролей на публике, та же игра. Раневская в пьесе – то кающаяся, жаждущая искупления своих грехов женщина, то циничнобеспечная барынька, проматывающая деньги дочери, то человек с тонкой душой, то обитательница прокуренного парижского вертепа. Раневская – дома, окружена семьёй, гостями. У неё нет времени на одиночество и раздумья. И поэтому в пьесе она – только актриса, играющая разные роли. Но зато есть время подумать наедине с собой у Шарлотты (монолог, в котором она раскрывается с неожиданной для читателя стороны). От беззаботности, балаганности нет и следа. Возможно, Шарлотта оттеняет роль Раневской, заставляет предположить эту вторую, скрытую от людских глаз грань и в барыне.
Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской» . И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле» . В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно. Гаев в исполнении Качалова
Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг «недотеп» достаточно широк, хотя само слово «недотепа» употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову и Фирсу… Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого «недотепства» , которое так тонко почувствовал старик Фирс. «Недотепы» в комедии
Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему «недотепства» . Безысходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: «…когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…»
Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — «двадцать два несчастья» . И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: «Я развитой человек… но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться…»
Лопахин «. . . Лопахин в конце пьесы, достигнув успеха, показан Чеховым отнюдь не как победитель. Все содержание "Вишневого сада" подкрепляет слова этого героя о "нескладной, несчастливой жизни", которая "знай себе проходит". В самом деле, человек, который один способен по-настоящему оценить, что такое вишневый сад, вынужден (ведь других выходов из сложившейся ситуации нет) своими руками губить его. С беспощадной трезвостью показывает Чехов в "Вишневом саде" фатальное расхождение между личными хорошими качествами человека, субъективно добрыми 'его намерениями - и результатами его социальной деятельности " (Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. - М. : Изд-во МГУ, 1989).
И здесь вновь нельзя не вспомнить "Мертвые души" Гоголя. Интрига "Вишневого сада" зеркально отражает гоголевскую миражную интригу. Чичиков, напрягавший все силы, чтобы скопить богатство и стать хозяином жизни, нелепо и неожиданно срывается с "высшей точки" каждой своей аферы, когда, казалось бы, до счастья рукой подать. Так же неожиданно и неотвратимо получает вишневый сад - "именье, прекрасней которого нет ничего на свете", - Лопахин, отчаянно пытавшийся спасти его для Раневской. Неожиданность такого поворота укрепляет окружающих в мнении, что он - купец, стяжатель, думающий только о выгоде. И все глубже пропасть, отделяющая Лопахина от остальных героев пьесы.
Домашнее задание 1. Как раскрывается тема будущего в пьесе? Подготовьте характеристику Ани Раневской и Пети Трофимова. 2. Объясните роль звуков-символов, используемых Чеховым.
Тема будущего в пьесе. В Ане критики склонны видеть человека, порвавшего со своей средой. Но она связана с ней и по рождению, и по воспитанию. Она унаследовала и многие черты своей матери (непрактичность, легкомысленность, восторженность, экзальтированность). Не случайно в первом действии Гаев говорит о поразительном сходстве Ани с матерью. И сходство это – не только внешнее. Сходство и в отстранённости от насущных проблем, в наивности и неумении отвечать за свои поступки. Аня дублирует Раневскую в системе образов. Аня
Звук-символ Что общего у порванной струны с гибелью сада? То, что оба события совпадают или во всяком случае перекликаются по своей “форме”: разрыв — почти то же самое, что разрубание. Не случайно в финале пьесы звук лопнувшей струны сливается с ударами топора
Петя Трофимов Одинокий и неприкаянный бродит Петя по России. Бездомный, обносившийся, практически нищий. . . И все же он по-своему счастлив: это самый свободный и оптимистичный из героев "Вишневого сада". Вглядываясь в этот образ, мы понимаем: Петя живет в ином мире, чем остальные персонажи комедии - он живет в мире идей, существующем параллельно с миром реальных вещей и отношений. Идеи, грандиозные планы, социальнофилософские системы - вот Петин мир, его стихия. Такое счастливое существование в ином измерении и заинтересовало Чехова, и заставило его раз от разу все пристальней вглядываться в этот тип героя.
Отношения Пети с реальным миром очень напряжены. Он не умеет жить в нем, для окружающих он нелеп и странен, смешон и жалок: "облезлый барин", "вечный студент". Он не может закончить курс ни в одном университете - его отовсюду выгоняют за участие в студенческих беспорядках. Он не в ладу с вещами - вечно у него все ломается, теряется, падает. Даже борода у бедного Пети не растет! Зато в мире идей он - парит! Там все получается ловко и складно, там он тонко улавливает все закономерности, глубоко понимает сокрытую суть явлений, готов и способен все объяснить. И ведь все рассуждения Пети о жизни современной России очень правильны! Он верно и страстно говорит об ужасном прошлом, еще живо влияющем на настоящее, не отпускающем из своих судорожных объятий. Вспомним его монолог во втором действии, где он убеждает Аню по-новому взглянуть на вишневый сад и на свою жизнь: "Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих. . . "
Но вот Петя берется рассуждать не об идеях, а об их реальном воплощении, и его речи немедленно начинают звучать напыщенно и нелепо, вся система убеждений превращается в простое фразерство: "Вся Россия наш сад", "человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!"
Авторская позиция Духовный мир Пети для Чехова ущербен, неполноценен. И Петя, как бы верно ни рассуждал он об ужасе крепостничества и необходимости искупить прошлое трудом и страданием, так же далек от истинного понимания жизни, как Гаев или Варя. Неслучайно рядом с Петей поставлена Аня - юная девочка, ни о чем еще не имеющая своего собственного мнения, находящаяся пока на пороге настоящей жизни.
Аня и Петя Из всех обитателей и гостей поместья лишь Аню сумел увлечь своими идеями Петя Трофимов, одна она воспринимает его абсолютно всерьез. "Аня прежде всего ребенок, веселый до конца, не знающий жизни и ни разу не плачущий. . . " - объяснял Чехов актерам на репетициях. Так и идут они в паре: враждебный миру вещей Петя и юная, "не знающая жизни" Аня. И цель у Пети есть - ясная и определенная: "вперед - к звезде".
Что касается образа Трофимова, то, как не раз отмечалось исследователями, он окрашен авторской иронией, а кроме того, вспомнив чеховское отношение к идеям и людям идеи, трудно назвать его образом – носителем авторской идеи. “Облезлый барин”, “вечный студент”, стареющий человек, он продолжает вести себя так, словно его жизнь по-настоящему ещё не началась, а впереди огромное прекрасное будущее. Все окружающие относятся к Пете с нескрываемым снисхождением, и единственный персонаж, воспринимающий его слова всерьёз, – Аня.
Одни герои уверенно, в первых рядах всего человечества, шагают вперед - к звезде, оставляя вишневый сад без сожаления. О чем жалеть? Ведь вся Россия наш сад! Чеховская ирония блистательна. Комедия его удивительно запечатлела всю нелепицу русской жизни конца века, когда старое кончилось, а новое еще не началось.
Другие герои мучительно переживают утрату сада. Для них это утрата живой связи с Россией и собственным прошлым, со своими корнями, без которых им остается лишь кое -как доживать отпущенные годы, уже навсегда бесплодно и безнадежно. . .
«Уедем – и здесь не останется ни души…» (Раневская) «Выходите, Господа… До свидания!. . (Лопахин) «Господа, идёмте садиться в экипажи… Уже пора! Сейчас поезд придёт!» (Петя Трофимов)
Спасение сада - в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает прежде всего смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.
Тест – Любовь Андреевна. Кто купил? – Лопахин. Я купил. – Пауза. Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит. • Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу. . . (Смеется. ) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти. . . Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной.
Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет. ) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется. . . (Топочет ногами. ) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю это только мерещится мне, это только кажется. . . Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности. . . (Поднимает ключи, ласково улыбаясь. )
Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь. . . (Звенит ключами. ) Ну, да все равно. Слышно, как настраивается оркестр. – Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь. . . Музыка, играй! – Играет музыка. Любовь Андреевна опустилась на стул и горько плачет. – (С укором. ) Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами. ) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь.
Б-1. Речь Лопахина отражает наивысший этап напряжения драматического сюжета. Как называется этот этап? Б-2. Представителем какого исторического времени – прошлого, настоящего или будущего – является Лопахин? С -1. Как событие, обозначенное в данной сцене, определило дальнейшую судьбу героев пьесы?
Б-3. Ответ Лопахина на реплику Раневской представляет собой законченное развёрнутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматическом произведении? Б-4. Укажите повторяющуюся в этой сцене деталь, которая символически изображает смену владельцев имения как смену хозяев жизни.
Б-5. Слова Лопахина и действие в данной сцене сопровождаются комментариями «Смеётся» , «Хохочет» , «Топочет ногами» и др. . Как в драматургии называются подобные комментарии? Б-6. Речь Лопахина начинается победной репликой «Боже мой, господи, вишнёвый сад теперь мой!» , а заканчивается словами «…скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь» . Как в произведении называется какое-нибудь непримиримое столкновение героев или острое противоречие в сознании персонажа?
Б-7. Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого Лопахин выражает своё отношение к настоящей действительности: «нескладная, несчастливая жизнь» . С-2. Что мешает считать Лопахина героем, близким автору? Свой ответ обоснуйте, опираясь на данный фрагмент пьесы. С-3. В каких произведениях русских писателей изображены герои-предприниматели и ч чём они сопоставимы с чеховским Лопахиным?
Ответы Б-1 кульминация Б-2 настоящее Б-3 монолог Б-4 ключи Б-5 ремарки Б-6 конфликт Б-7 эпитет