А. И. КУПРИН И ЦИРК: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИРКА КАК ВИДА ИСКУССТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА «ALLEZ!» ) Патласова Анна Витальевна, группа Н-14 Руководитель: Абросимова Алёна Андреевна
Это – мудрость верной силы, В самой буре – тишина. Ты – родной и всем нам милый, Все мы любим Куприна. Константин Бальмонт
Помимо известных всем повестей «Гранатовый браслет» и «Олеся» , есть немало других стоящих и важных для понимания эпохи, в которой жил Куприн, произведений
Цель исследования состоит в изучении, описании и анализе в рассказе А. И. Куприна «Allez!» различных лингвистических единиц, через которые автор передает читателю свое видение и понимание жизни циркового артиста. Новизна исследования заключается в попытке самостоятельного осмысления заявленной проблемы, обращении к небольшому по объему произведению для достижения поставленной цели. Задачи: 1. Изучить историю становления циркового искусства. 2. Ознакомиться с произведениями А. И. Куприна, в которых раскрывается тема цирка. 3. Остановившись на рассказе «Allez!» , выявить все лингвистические единицы, через которые автор рисует нам картину жизни циркового артиста. 4. Сгруппировать их по темам. 5. Проанализировать получившиеся тематические группы.
«Человека с кипучим темпераментом, одаренного природным комизмом, большой отзывчивостью и умением понимать искусство» А. И. Куприн очерк «Об Анатолии Дурове»
Мировую славу цирк получил в XX веке
Куприн в рассказе «Люция» описал одно из самых сильных впечатлений своей жизни, когда он влюбленный в Зениду - дрессировщицу, вошел по ее предложению к ней в клетку со львами и там выпил бокал шампанского за здоровье бенефициантки и почтеннейшей публики. (В клетке львов происходит главное действие рассказа «В клетке зверя» ). зверя»
Писатель восхищался мастерством талантливой наездницы Ольги Сур, дочери Сур директора цирка В. Сура, прозванного артистами за крутой нрав «цирковым Бисмарком» . О ней он написал в рассказах «Ольга Сур» , «Легче Сур» воздуха» и «Дурной каламбур»
«Пространство внизу, под ногами, кажется бездной» А. И. Куприн «Allez!»
«…Она встала, задыхаясь, и зашептала: - А-а! В таком случае. . . в таком случае. . . Взгляд ее упал на открытое окно. Быстро и легко, как привычная гимнастка, она очутилась на подоконнике и наклонилась вперед, держась руками за обе наружные рамы. Глубоко внизу на мостовой грохотали экипажи, казавшиеся сверху маленькими и странными животными, тротуары блестели после дождя, и в лужах колебались отражения уличных фонарей. Пальцы Норы похолодели, и сердце перестало биться от минутного ужаса. . . Тогда, закрыв глаза и глубоко переведя дыхание, она подняла руки над головой и, поборов привычным усилием свою слабость, крикнула, точно в цирке: - Allez!. . »