Куинджи. Гаврилова Лиза..ppt
- Количество слайдов: 43
А. И. Куинджи Выполнила ученица 7 класса Гаврилова Елизавета
Куинджи n Архип Иванович Куинджи – русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.
Детские и юношеские годы n Архип Куинджи родился в Мариуполе, в семье бедного сапожникагрека. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди. С помощью родственников он выучился, затем, некоторое время посещал городское училище.
Детские и юношеские годы ¨ Учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги.
Детские и юношеские годы n Именно Аморетти однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к живописцу Иван Айвазовскому. Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, хотя ему было поручено толочь краски и красить забор.
Детские и юношеские годы n Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти.
Детские и юношеские годы n Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа.
Учебные годы и знакомство с передвижниками n n В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника. Однако только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома.
Учебные годы и знакомство с передвижниками n В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт Петербург, но первые две попытки оказались неудачными. Создаёт не дошедшую до наших дней картину «Татарская сакля в Крыму» , которую выставил на академической выставке в 1868 году.
Учебные годы и знакомство с передвижниками n В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Он познакомился с художниками передвижниками, ( И. Н. Крамской и И. Е. Репин). Это знакомство оказало влияние на творчество, положив начало реалистическому восприятию действительности.
Учебные годы и знакомство с передвижниками n n «Осенняя распутница» Увлечение идеями передвижников привело к созданию картин: «Осенняя распутица» за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» , «Чумацкий тракт в Мариуполе» . В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить гражданские чувства, поэтому они были написаны в тёмных мрачных цветах.
Картины n «Забытая деревня»
Картины n Эта картина выделяется среди других передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимает ощущение тяжести и унылости, и привносит в работу оттенок сочувствия к изображённым героям. n «Чумацкий тракт в Мариуполе»
Расцвет творчества n С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам и в 1873 году создал замечательные пейзажи «На острове Валааме» и «Ладожское озеро» которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
Картины n «Ладожское озеро» n Картина привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. С ней был связан скандал: в 1883 году картина Р. Г. Судковскоого «Мёртвый штиль» , в которой был применён тот же приём. Куинджи обвинил его в плагиате и потребовал, чтобы уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. В конце концов победа осталась за Куинджи.
Картины n Картина «На острове Валааме» выделяется реалистической передачей природы и использованием элементов - тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Полотно находилось на академической выставке, затем стало первой картиной Куинджи, которую купил П. М. Третьяков.
Расцвет творчества n В 1875 году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром. Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи. Шаповаловой, которую он полюбил ещё юношей.
Расцвет творчества n После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. На выставке Куинджи выставил картину «Степи» , а в 1876 году — «Украинскую ночь» вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Расцвет творчества n «Романтический период» в творчестве художника, начался активными творческими поисками. Главным выразительным средством стала глубинность пространства с помощью уплощения предметов, а поиск новых изобразительных средств со временем привёл к созданию оригинальной декоративной системы.
Расцвет творчества n Художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. Для русского искусства это стало новаторством — ранее подобное средство не применялось.
Расцвет творчества n В 1878 году на выставке в Париже были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Расцвет творчества n Известный критик Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность» . В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине» , над которой он трудился 23 года.
Расцвет творчества n В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север» , «Берёзовая роща» и «После дождя» . Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Картина n После дождя
Расцвет творчества n В ноябре 1880 года в выставке одной картины «Лунная ночь на Днепре» . Куинджи продал её Великому князю Константину, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие.
Расцвет творчества В результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что означало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей» .
Годы затворничества n В июне Куинджи устроил выставку, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи.
Годы затворничества n Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: живописец продолжал работать в разных стилях, ища новые пигменты и основы для красок, чтобы они были устойчивы к воздушной среде и сохраняли бы свою первоначальную яркость. В эти годы им было создано около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений.
Снежные вершины n Куинджи вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира, отказавшись от поэтизации прозы медленно текущей жизни.
Годы затворничества n В 1886 году художник купил за участок в Крыму возле посёлка Кикенеиз и первое время жил там с женой уединённо в шалаше. Со временем на этом участке возникло небольшое имение Сара Кикенеиз, куда Куинджи часто приезжал со своими учениками для проведения летней практики.
Последняя выставка n В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям картины — законченную «Христос в Гефсиманском саду» , третий вариант «Берёзовой рощи» и уже известную «Днепр утром» . Последняя выставка.
Последние годы жизни n Последнее десятилетие жизни ознаменовалось для Куинджи созданием таких шедевров как «Радуга» , эскизы и этюды к которой он начал писать ещё в конце ХIХ века, «Красный закат» и «Ночное» .
Последние годы жизни n Ночное
Смерть художника n Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Был перевезён в Санкт. Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала — сказалось больное сердце Куинджи. Умер Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года в Санкт -Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище.
Могила на Тихвинском кладбище n На могиле установлены бронзовый бюст художника и надгробие — гранитный портал с мозаичным панно, изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро. Невской лавры.
Высказыввания Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. — Илья Ефимович Репин. n Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, …тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, …ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя» . Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…— Николай Константинович Рерих, ученик А. И. Куинджи n
Благотворительность n Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность.
Память n n Общество художников имени А. И. Куинджи Именем А. И. Куинджи названа детская художественная школа в Мариуполе, а также Мариупольский художественный музей, открытый 29 октября 2010 года. Также в Мариуполе установлен бюст А. И. Куинджи.
Творчество Куинджи n «Море. Крым» n «Эльбрус. Лунная ночь»
Творчество Куинджи n «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь» n «Пятна лунного света в лесу. Зима»
Дом – квартира Куинджи n В Петербурге на Васильевском острове расположен уникальный музей известного художника рубежа XIX и XX веков - А. И. Куинджи, который был открыт в 1993 году. В наше время для посещений восстановлены и открыты следующие комнаты квартиры Куинджи: столовая, гостиная, кабинет и мастерская, из которой открывается великолепный вид на Петербургскую сторону и Стрелку Васильевского острова.
Дом – квартира Куинджи n n Сохранившаяся экспозиция рассказывает посетителям музея о творчестве Архипа Ивановича и его педагогической работе и деятельности Общества русских художников, основанного живописцем. Демонстрируются принадлежавшие Куинджи вещи и работы, а также произведения его последователей и учеников. Я сама лично была в этом музее, очень понравилось!
Спасибо за внимание!!!