А.Блок.ppt
- Количество слайдов: 14
А. Блок. Жизнь и творчество. Юношеская лирика. «Незнакомка» . Подготовила ученица 11 «Б» класса Костарева Мария
Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад… «Вхожу я в темные храмы. . . » , сборник «Стихи о Прекрасной Даме»
Биография Александрович Блок (1880 — 1921 гг. ) — русский поэт, драматург, литературный критик. Сын юриста и профессора Варшавского университета А. Л. Блока и переводчицы А. А. Бекетовой. Ранние годы провел в доме деда и в подмосковном имении Бекетовых —Шахматове. Окончил в 1906 г славянорусское отделение Петербургского университета. В 1903 г. женился на дочери выдающегося русского химика Д. И. Менделеева Любови.
Писать стихи начал с пяти лет, серьезно занялся творчеством с 1900 г. Активно публиковался не только как поэт, но и как драматург и литературный критик. 7 июля 1916 г. был призван в армию, служил табельщиком.
С сентября 1917 г. — член Театральнолитературной комиссии, с 1918 г. — сотрудник Театрального отдела Наркомпроса, с апреля 1919 г. — Большого Драматического театра. Одновременно — член редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 г. — председатель Петроградского отделения Союза поэтов.
В апреле 1921 г. нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 г Блок скончался.
Творчество Начинал в духе символизма ( «Стихи о Прекрасной Даме» ), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» . Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город» ), религиозного интереса (цикл «Снежная маска» , Изд. «Оры» , Санкт. Петербург), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест» , ) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл; цикл «Ямбы» ; поэма «Возмездие» ). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» .
Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, Блоковского символизма. Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта «Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов» . Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал. В этом смысле он был, так сказать, поэтом без кожи.
«Есть в дикой. . . » Есть в дикой роще, у оврага, Зеленый холм. Там вечно тень. Вокруг - ручья живая влага Журчаньем нагоняет лень. Цветы и травы покрывают Зеленый холм, и никогда Сюда лучи не проникают, Лишь тихо катится вода. Любовники, таясь, не станут Заглядывать в прохладный мрак. Сказать, зачем цветы не вянут, Зачем источник не иссяк? Там, там, глубоко, под корнями Лежат страдания мои, Питая вечными слезами, Офелия, цветы твои! 3 ноября 1898 «Медленно, тяжко и верно. . . » Медленно, тяжко и верно В черную ночь уходя, Полный надежды безмерной, Слово молитвы твердя, Знаю - молитва поможет Ясной надежде всегда, Тяжкая верность заложит Медленный камень труда. Медленно, тяжко и верно Мерю ночные пути: Полному веры безмерной К утру возможно дойти. 5 декабря 1900
Незнакомка А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат. И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне? ), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.
Стихотворение «Незнакомка» - одно из самых известных стихотворений Блока. Тема народа и интеллигенции была одним из этапов творчества Блока. В стихотворении Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: "И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна". Еще раньше Блок записывает в дневнике: "Она - это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное".
В стихотворении четко отслеживаются два параллельных мира. В первом мире «детский плач» , «пьяные окрики» «скука загородных дач» , мир, где «воздух дик и глух» . Образ «страшного мира» выражает не только серые будни, из которых лирический герой не видит выхода, но и опустошённость его внутреннего мира, которую он ощущает с неменьшим трагизмом. В этом мире отсутствует гармония. Автор ищет то, что принесёт ему ощущение гармонии. Во втором же – «девичий стан» , «ее упругие шелка» , «берег очарованный» , «очи синие бездонные» .
Два мира, они настолько разные, что не могут существовать вместе. Значит, один из них всего лишь игра воображения нашего лирического героя - несбыточная мечта о прекрасной незнакомке, которая каждый вечер дает герою надежду на «очарованную даль» . Душа лирического героя все-таки соприкасается с этим прекрасным, но ненастоящим миром: «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу» . Главный герой называет этот мир «сокровищем» , ключ от которого есть только у него, в пьяном затуманенном сознании.
Информационные источники o o http: //www. school-city. by/ http: //ru. wikipedia. org/ http: //www. stihi-rus. ru/1/Blok/ http: //blok. ouc. ru/medlenno-tyazhko-i. html
А.Блок.ppt