благовещение лапшина.pptx
- Количество слайдов: 50
6 тема: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Путь в Вифлеем в восточно- и западнохристианском искусстве. Влияние апокрифов на изображения сюжета ДГ 2 -2 Лапшина Кристина
Апокрифы (От др. -греч. ἀπόκρῠφος - скрытый, сокровенный, тайный), - не вошедшие библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось К произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью И НЕ вошедшим библейский канон.
Благовещение.
Изображение Гавриила Икона "Благовещение". 14 век. Македония. Росписи катакомб Присциллы. 1 -я пол. III в. Рим Софийский собор. Ок. 1037 г. Киев.
Изображение Марии Софийский собор. Ок. 1037 г. Киев. Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1430 -е. Фрагмент алтаря. Благовещение. Мозаика. 1291. Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим.
Изображение Святого Духа и Бога-Отца. Фра Беато Анджелико. Благовещение. Фрагмент алтарного образа, ок. 1426.
Место действия Робер Кампен. Благовещение. (Алтарь Мероде). 1420 -1430. Благовещение у колодца (Протоблаговещение). 14 в. Мозаика в церкви Хора.
При изображении Основные атрибуты лилия— символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии — семь радостей Марии. прялка, веретено (с красной пряжей) — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ плоти Христовой. В руке Марии, служанки (ср. Мойры) или просто в интерьере. Со временем уступает свою популярность изображению книги. Книга пророка Исайи, которую читает Мария (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» . Как правило, она лежит на аналое. райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия. луч света, в котором спускается Святой Дух. колодец — символ чистоты Марии, fons hortorum (садовый источник). Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.
Росписи катакомб Присциллы. 1 -я пол. III в. Рим
Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432 -440 гг. Рим. Фрагмент
Кафедра архиеп. Максимиана. 546 -556 гг. Архиепископский музей, Равенна. Фрагмент
Миниатюра из «Псалтыри святого Альбана» , XII век. Церковь Сен-Готард, Гильдесгейм.
Благовещение. 12 век. Синай.
Фреска. Ок. 1200 г. Замок Appiano (Burg Hocheppan), Италия.
Благовещение. Мозаика. 1291. Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия.
Мариотто ди Нардо. Благовещение. 1395. Пинакотека Ватикана, Ватикан.
Часослов Нотр-Дам. Ок. 1400.
Лоренцо Монако. Благовещение. 1410 -15. Флоренция
Мазолино да Паникале. Благовещение. 1425 -30.
Фра Беато Анджелико. Благовещение. Фрагмент алтарного образа, ок. 1426.
Мазолино да Паникале. Благовещение. 1428 -30.
Флемальский мастер (Робер Кампен). Благовещение. Ок. 1430.
Фра Филиппо Липпи. Благовещение. 1440. Часовня Мартелли в соборе Сан-Ларенцо. Флоренция.
Сандро Боттичелли. Благовещение. 1489 -90 гг.
Икона "Благовещение". 17 век. Греция.
Русское искусство. Мозаика "Благовещение". 11 век. Киев. Софийский собор.
Благовещение Устюжское. 30 -40 -е гг. XII в.
"Благовещение". 14 век.
Икона "Благовещение". 16 век. Македония.
Фреска "Видяще Святая Себя в чистоте. . . ". 16 век. Россия. Ферапонтов монастырь, Церковь Рождества Богородицы.
Встреча Марии и Елизаветы.
Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) — женщины просто разговаривают. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф. Интересный момент — так как Елизавета замужняя женщина, а Мария — Дева (Её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса. 1. Мария и Елизавета. Скульптурная группа из собора в Реймсе. Ок. 1230 г. 2. Рогир ван дер Вейден. Встреча Марии и Елизаветы. Ок. 1445 г.
Мария и Елизавета. Скульптурная группа из собора в Реймсе. Ок. 1230 г.
Салимбени. Встреча Марии и Елизаветы. Встреча Марии и Захарии 1416.
Рогир ван дер Вейден. Встреча Марии и Елизаветы. Ок. 1445
Доменико Чирландайо, 1491
Пьеро ди Козимо, 1480 -1490
Якоб Стрюб. «Встреча Марии и Елизаветы» , ок. 1505.
Неизвестный испанский мастер нач. XVI в. Встреча Марии и Елизаветы.
«Встреча Марии и Елизаветы» Понтормо 1514 -1516 Фреска Флоренция. Церковь Санта Аннунциата
Понтормо 1515 Собор Санта Аннунциата, Флоренция
Молитвенник Франсуа, герцог Гиз, 1671 г
Иоанн Стагнос, Посещение, 1637 г. Фреска, Монастырь Варлаам, Греция.
Путь в Вифлеем.
Повелению римского правителя Августа и приказу царя Ирода , в Иудее производилась перепись населения жителей. Все жители должны были прийти в те места , города или селения , откуда происходил род каждого из них. Иосиф и Мария собрались в Вифлеем , родину царя Давида , из колена Иуды. Путь занял несколько дней. В Евангелии нет описания этого путишествия, и художники руководствовались апокрифами. В Елисаветградском Евангелии Богоматерь сидит на осле, которого ведет юноша с нимбом, позади Иосиф. Собор св Марка в Венеции, мозаика. Богоматерь сидит на осле, впереди Иосиф. По Елисаветградскому Евангелию
Таблетка с кафедры Максимиана в Равенне
Церковь Санта Мария, Италия , 12 в, фреска.
Собор св Марка в Венеции, мозаика. Богоматерь сидит на осле, впереди Иосиф.
Константинополь. Церковь Спасителя в Хоре 1316 – 1321 г. Впереди старший сын Иосифа
Кастельсеприо. VI-VII вв
благовещение лапшина.pptx