ценности.pptx
- Количество слайдов: 45
5. Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этиконравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). Формулировка «Чем люди живы? » подразумевает, что люди живы духовными ценностями: любовью к ближнему, верой в Бога, мечтой, верой в справедливость, в дружбу…
• Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. …если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро! (А. П. Чехов) • Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё (Д. С. Лихачёв) • Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (Д. С. Лихачёв) • От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка…неправильно выбранная главная задача в жизни. (Д. С. Лихачёв) • Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека (Д. С. Лихачёв)
В основной части следует раскрыть тему примерно по таким аспектам: 1. Чем живёт герой (идеалы, интересы, помыслы, мечты, занятия). Говоря об этом, не увлекайся элементарным пересказом содержания. 2. Какова твоя оценка подобной жизненной позиции: хорошо это или плохо, приемлемо или нет? почему? – обязательно обоснуй! (Исключительно – твоё мнение) 3. Совпадает ли твоя точка зрения с мнением автора? К чему он приводит своего героя? (Здесь тебе надо будет обратить внимание на все средства выражения авторской позиции: композиционные приёмы, художественные изобразительные и выразительные средства языка). 4. В заключение попробуй дать свои рекомендации относительно ценностных ориентиров человека. (Что для тебя является главным в жизни? ) Возможно, тебе поможет в этом верно понятая идея исследуемого образа или произведения. Этим можно завершить работу.
• Не забывай, что ты пишешь рассуждение, поэтому каждый выдвинутый тезис должен быть аргументированы. Опираемся на примеры из произведений отечественной и мировой литературы (постарайся вспомнить больше, чем одну книгу). • Обрати внимание на мудрые высказывания известных людей. Их можно использовать в качестве эпиграфа, аргумента в основной части, включить во вступление или заключительную часть сочинения, а также применить для оформления мыслей. Источник: http: //www. ctege. info/itogovoe-sochinenie 2015/sochinenie-chem-lyudi-zhivyi. html
1. «Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу…» (А. С. Пушкин). По произведениям отечественной литературы. (Л. Толстой. «Война и мир» ; И. С. Шмелев. «Лето Господне» ; В. Распутин. «Прощание с Матерой» , Б. Васильев. "А зори здесь тихие. . . "…) 2. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой). «Мысль семейная» в произведениях отечественной и мировой литературы. (Л. Н. Толстой. «Война и мир» , «Анна Каренина» ; А. Н. Гончаров. «Обломов» ; В. П. Астафьев «Последний поклон» …) 3. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский). По произведениям отечественной и мировой литературы. (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» ; И. А. Гончаров. «Обломов» ; И. С. Тургенев «Отцы и дети» ; Л. Н. Толстой «Война и мир» ; И. А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи» , н-р, «Холодная осень» ; А. Куприн «Гранатовый браслет» …)
4. «Настоящие друзья — как звёзды на небе. Даже когда их не видно, ты точно знаешь, что они где-то здесь» . (А. де С. Экзюпери). По произведениям отечественной и мировой литературы. (И. А. Гончаров. «Обломов» ; Л. Н. Толстой. «Война и мир» ; А. де С. Экзюпери «Маленький принц» ; 5. «Кто умеет в будни быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек» (Э. Асадов). Счастье в понимании героев русской и зарубежной литературы. ( «Л. Н. Толстой «Война и мир» ; А. Солженицын. «Матренин двор» , «Один день Ивана Денисовича» …) 6. «Совесть – самая мягкая подушка» . По произведениям отечественной и мировой литературы. (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» ; М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть» ; В. Шукшин «Калина красная» ; К. Г. Паустовский «Телеграмма» ; А. де С. Экзюпери «Маленький принц» ;
7. «Что есть красота и почему ее обожествляют люди? » (Н. Заболоцкий). Поэты и писатели о красоте истинной и ложной. (Л. Н. Толстой. «Война и мир» ; В. В. Вересаев «Состязание» ; И. А. Бунин. «Красавица» ; М. Горький» Красавица; Н Заболоцкий «О красоте человеческих лиц» , «Некрасивая девочка» ; 8. «Каждому будет дано по его вере…» (М. А. Булгаков). По произведениям отечественной и мировой литературы. (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» ; «Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание; А. П. Чехов. « Рассказ старшего садовника» …) 9. «Просто нужно очень верить этим синим маякам…» (Б. Окуджава). Вера в мечту в произведениях русской и зарубежной литературы. (А. Грин «Алые паруса» , В. Г. Короленко. «Огоньки» …)
10. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…» (Ф. М. Достоевский). По произведениям отечественной и мировой литературы. (В. В. Вересаев. «Состязание» , Г. Успенский. «Выпрямила» ); 11. «Пойми язык живой природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» (И. С. Никитин). По произведениям отечественной и мировой литературы. (Л. Н. Толстой. «Война и мир» ; И. С. Тургенев «Воробей» ; Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» ; Б. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей» ; О. Генри «Последний лист» …) 12. «Кто под добрым станет древом, доброй осенится сенью…» (М. Сервантес де Сааведра). Тема добра и милосердия на страницах отечественной и мировой литературы. (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» ; Л. Н. Толстой. «Война и мир» ; «Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» ; А. И. Солженицын «Матренин двор» ) ; 13. «Пахнет время памятью моей…» (В. Кузнецов). Тема памяти. По произведениям отечественной и мировой литературы. (А. Ахматова. «Реквием» , А. Т. Твардовский «По праву памяти» ; В. Распутин. «Прощание с Матерой» ; Ч. Айтматов» «Буранный полустанок» ( «И дольше века длится день» )…
• «Ради чего стоить жить, или Герои отечественной и мировой литературы в поисках смысла жизни» . (А. С. Пушкин «Евгений Онегин» ; М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» , М. Горький «Старуха Изергиль» , «Песня о Соколе» ; Л. Н. Толстой «Война и мир» ; Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» ; Два смысла в жизни — внутренний и внешний, У внешнего — семья, дела, успех; А внутренний — неясный и нездешний — В ответственности каждого за всех. Игорь Миронович Губерман
Дочь спросила мать: - Какая самая легкая ноша? - Совесть. - А самая тяжелая? - Тоже совесть. - Как это может быть? – удивилась дочь, - Все зависит от того, чистая совесть или грязная. «Настоящие друзья — как звёзды на небе. Даже когда их не видно, ты точно знаешь, что они где-то здесь» . (А. де С. Экзюпери). Так было всегда, Так есть и будет: На Земле живет красота И дарит счастье людям! Владимир Новиков Поклоняемся вечным святыням, И любовь наша к миру чиста, Сердце русское верит и ныне: Мир жестокий спасёт красота. Но наивными всё же не будем, Исповедуя истину ту. Мир спасёт КРАСОТА, если люди, Если ЛЮДИ спасут КРАСОТУ. А. Плотников
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек , этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений. Нравственность = Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе! Хилон.
совесть гуманизм милосердие долг любовь патриотизм добро
Десять заповедей 1 (3). Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2(4). Не делай себе кумира. 3(7). Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4(8). Помни день субботний, чтобы святить его. 5(12). Почитай отца твоего и мать твою. 6(13). Не убивай. 7(14). Не прелюбодействуй. 8(15). Не кради. 9(16). Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10(17). Не желай дома ближнего твоего. . . ничего, что у ближнего твоего. Десять заповедей человечности 1. Не убий и не начинай войны. 2. Не помысли народ свой врагом других народов. 3. Не укради и не присваивай труда брата своего. 4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. 5. Уважай мысли и чувства братьев своих. 6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. 7. Чти природу как матерь свою и помощницу. 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. 9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. 10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Д. С. Лихачев
Десять заповедей 2(4). Не делай себе кумира. 5(12). Почитай отца твоего и мать твою. 6(13). Не убивай. 7(14). Не прелюбодействуй. 8(15). Не кради. 9(16). Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10(17). Не желай дома ближнего твоего. . . ничего, что у ближнего твоего. Нравственные категории 1. Быть самим собой. 2. Уважать старших. 3. Любить людей (гуманизм) 4. Хранить супружескую верность. 5. Не брать чужого 6. Быть справедливым 7. Не завидовать.
Береги честь смолоду. Сможет ли главный герой сохранить свою честь? Способен ли герой любить? Сможет ли служить Отечеству до конца и в любых обстоятельствах? Будет ли он верен слову офицера? честь любовь А. С. Пушкин «Капитанская дочка» долг верность Слова отца – это не просто кодекс чести офицера, это кодекс чести порядочного честного человека. Пётр Гринёв с достоинством проходить через все жизненные испытания, выбирая такие нравственные понятия, которые отличают честного человека.
-нищета и безысходность Раскольникова; -желание помочь матери и сестре, самому завершить образование; -сострадание к человеческому горю, «большое сердце» ; -желание помочь все «униженным и оскорбленным» -деление человечества на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих» ; - разрешение «крови по совести, дабы осчастливить человечество» - цель – «свобода и власть» . -душевные муки и поиски выхода из тупика; - уязвлённая гордость и уверенность в своей исключительности; - желание испытать себя: кто он – «тварь дрожащая» или «право имеет» .
Нравственные муки Раскольникова до и после убийства, неизбежное отчуждение от людей. Смерть матери Раскольникова и страдание сестры – расплата за то, что он вмешался в «промысел божий» . Осмеяние и осуждение Раскольникова теми самыми «униженными и оскорблёнными» , ради которых он шёл на преступление. Крах антигуманной теории Раскольникова Ненависть каторжан к Раскольникову и их любовь к Соне. Начало поворота к новой жизни Сон о моровой язве ( «трихинах» ). Ад одного может обернуться адом для всех. Открытие мира христианских ценностей через любовь к Соне. Путь к покаянию. «Их воскресила любовь» .
милосердие и сострадание нравственный выбор Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» духовное воскресение любовь
духовный поиск раскаяние Л. Н. Толстой «Война и мир» любовь дружба истинный патриотизм ответственность перед человеком и страной
милосердие М. Булгаков «Мастер и Маргарита» вера честность любовь нравственный выбор творчество
Мастер и его роман Весной Мастер встретил Маргариту. В августе роман о Понтии Пилате, ставший смыслом жизни Мастера, был закончен. Это было закончен произведение, созданное в обстановке полной творческой свободы, и поэтому оно резко отличалось от других произведений того времени. Роман не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но сдается. Мастер делает свой выбор. Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни.
Образ Мастера позволяет М. А. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, чтобы это произведение не приносило больше страданий никому. Страдальцы любви, я завидую вам. Знакомы вам язвы, знаком и бальзам! Саади
МАРГАРИТА Героиня оказалась перед трудным выбором. Осознавая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы – так безгранична ее любовь к мастеру. «Я погибаю из-за любви» , - говорит она. После бала Воланд испытывает Маргариту, предлагая сделать еще один выбор. И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, героиня просит не за себя, а за Фриду.
Самопожертвование Маргариты Итак, образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков. Маргарита действует по велению голоса сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души, и за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.
В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства.
смысл жизни И. А. Бунин «Господин…» истинное предназначение человека
отношение к человеку сострадание М. Горький «На дне» утешение
“Детство - это огромный край, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-нибудь страны”. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» верность ответственность перед другими
Планета 326. Встреча с честолюбцем. Обитатель этой планеты приходит в восторг от самого себя. “Похлопай-ка в ладоши”, - говорит он Маленькому принцу. “Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, - но какая тебе от этого радость? ”И он сбежал от честолюбца. “Право же, взрослые - очень странные люди”, - только и подумал он, пускаясь в путь. Главная отрицательная черта - честолюбие. Планета 327 Житель этой планеты поверг принца в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы, чтобы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия. “Я хочу забыть, что мне совестно”, - признался пьяница и повесил голову. “Почему же тебе совестно? ” - спросил принц. Ему очень хотелось помочь бедному человеку. - Совестно жить! - Да, право же, взрослые очень странный народ, - думал он, продолжая свой путь. Главная черта - слабоволие.
Планета 328 Обитатель планеты занят бессмысленным подсчётом звёзд. Красоту звёзд он хочет превратить в собственность, упрятать её в сейф. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчётом звёзд, не может быть человеком. Он погиб, ибо за свою жизнь ни разу не нюхал цветка, никогда никого не любил, никогда ничего не делал. - А для чего тебе владеть звёздами? - Чтобы быть богатым. - А для чего быть богатым? - Чтобы покупать ещё новые звёзды. - Я считаю их, пересчитываю. На что Маленький принц отвечает: “Но звёздам от тебя нет никакой пользы”. Главная черта обитателя планеты - алчность, жадность.
Планета 329 На этой планете происходит встреча Маленького принца с фонарщиком. Работа с ним вызывает восхищение у Маленького принца. “Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. Из встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за трудолюбие, вопреки лени он освещает людям путь, за то, что думает не только о себе. Но в то же время Маленький принц недоумевает: - Зачем ты опять зажёг фонарь? - Такой уговор. - Не понимаю, - признался Маленький принц. - И понимать нечего, - сказал фонарщик. - Уговор есть уговор. И в конце Маленький принц говорит: - Я бы остался, но у него планета крохотная. Нет места для двоих. Главная черта неблагоразумие.
Планета 400 Обитатель той планеты - географ. Сначала она малышу кажется настоящей, но очень скоро принц разочаровался в нём, потому что тот никогда не выходил из кабинета и обо всём интересном узнаёт понаслышке. Его даже не интересует собственная планета, т. к. он считает себя слишком важным лицом и ему некогда. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его Розе, задуматься и пожалеть её. “Моя краса (цветок) и радость недолговечна, - сказал себе принц, - и ей нечем защищаться от мира: у неё только и есть что четыре шипа. А я бросил её, и она осталась на моей планете совсем одна” Географ же советует принцу посетить планету Земля, “у которой неплохая репутация”. Главная черта – безразличие ко всему прекрасному. Это – лже-учёный.
У каждого человека свои звезды. А все дороги ведут к людям. Самое главное — то, чего не увидишь глазами… Глаза слепы. Искать надо сердцем. Мы в ответе за тех, кого приручили. Слова только мешают понимать друга. Вода бывает нужна и сердцу. Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать. Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.
Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что “любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна”, и объяснил это (ему и читателям ) на примере любви самого Маленького принца к Розе. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего её. Но она была его Розой, он знал её привычки и глупости, её обиды и радости. Он любовью своей сделал её неповторимо прекрасной и единственной. Всё это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда её не покидать.
Нравственным можно считать человека: • С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других) • Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг. • Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. • С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу. • Неравнодушного к чужой беде и страданиям. • Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.
Александр Исаевич Солженицын 1918 -2008
Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное. «Не результат важен…а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой» -повторяет автор. Праведник- человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.
Портрет Матрёны Лишь одна деталь постоянно подчёркивается автором «лучезарная» , «добрая» , «извиняющаяся» улыбка Матрёны. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»
История «колотной житёнки» Разбитая любовь Потеря мужа на войне Смерть шестерых детей Адский, посильный не каждому мужику труд в деревне • Тяжёлая немочь-болезнь Она - человек не от мира сего. Она праведница. • •
Причины смерти Матрёны Гибель Матрёны была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, завистливых, корыстных и злобных. И кроме того – душевно слепых. Говорят, смерть выбирает лучших. И если не придерживаться точного реального факта, то в этом виден какойто символ: уходит из жизни именно Матрёна –праведница. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев.
Да, Матрёна – праведник. «Не понятая и не любимая даже мужем своим, схоронившая шесть детей. . Чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. »
В нашей жизни, прекрасной и странной, И короткой, как росчерк пера, Над дымящейся свежею раной Призадуматься, право, пора. Призадуматься и присмотреться, Поразмыслить, покуда живой, Что там кроется в сумерках сердца, В самой черной его кладовой. Пусть твердят, что дела твои плохи, Но пора научиться, пора Не вымаливать жалкие крохи Милосердия, правды, добра. Но пред ликом суровой эпохи, Что по – своему тоже права, Не выжуливать жалкие крохи, А творить, засучив рукава. Булат Окуджава