Скачать презентацию 4 Выражения Выражение это синтаксическая единица Скачать презентацию 4 Выражения Выражение это синтаксическая единица

Мои лекции по ВP2испр.ppt

  • Количество слайдов: 11

4. Выражения • Выражение – это синтаксическая единица языка, определяющая способ вычисления некоторого значения. 4. Выражения • Выражение – это синтаксическая единица языка, определяющая способ вычисления некоторого значения. Состоит из констант, переменных, функций, знаков операций и круглых скобок. 4. 1. Переменные • Переменными называются параметры программ, значения которых могут изменяться в процессе выполнения. • Все используемые в программе переменные должны быть определены с указанием их типов. • Например: VAR X, Y, Z: REAL; I, J, K: INTEGER; 1

4. Выражения 4. 2. Константы • Константами называются параметры программы, значения которых не меняются 4. Выражения 4. 2. Константы • Константами называются параметры программы, значения которых не меняются в процессе её выполнения. • В языке ТР возможно – непосредственное использование констант; – использование идентификатора константы. • Пример задания констант: CONST X = -0. 5; {константа в виде числа} I = ’%’; {символьная константа} Symbols = ’TURBO’; {строковая константа} 2

4. Выражения 4. 3. Стандартные функции • В языке ТР существует ряд заранее разработанных 4. Выражения 4. 3. Стандартные функции • В языке ТР существует ряд заранее разработанных подпрограммфункций, которые можно использовать как готовые объекты. Арифметические функции • Арифметические функции можно использовать только с величинами целого и вещественного типа. Их перечень приведен в таблице 5. Таблица 5 Функция Назначение Тип результата Модуль аргумента Совпадает с типом Х Арктангенс аргумента Вещественный Cos (X) Косинус аргумента Вещественный Exp (X) е. Х Вещественный Ln (X) Натуральный логарифм Вещественный Значение величины ПИ=3. 1415 Вещественный Sin (X) Синус аргумента Вещественный Sqr (X) Квадрат аргумента Совпадает с типом Х Sqrt (X) Квадратный корень аргумента Вещественный Abs (X) Arctan (X) Pi 3

4. Выражения 4. 4. Знаки операций • Все операции в ТР можно разбить на 4. Выражения 4. 4. Знаки операций • Все операции в ТР можно разбить на следующие группы: – – – арифметические операции (+, -, / и т. д. ); логические операции (not, and, or, xor); операции с битами информации (not, and, or, xor, shl, shr); операции со строками; операции отношения (<, =, <>, >= и т. д. ); адресная операция @. 4. 5. Круглые скобки • Круглые скобки используются для заключения в них части выражения, значение которой необходимо выполнить в первую очередь. 4

5. Операторы языка • Операторы языка описывают некоторые алгоритмические действия, которые необходимо выполнить для 5. Операторы языка • Операторы языка описывают некоторые алгоритмические действия, которые необходимо выполнить для решения задачи. Тело программы можно представить как последовательность таких операторов. Операторы разделяются знаком « ; » . 5. 1. Оператор присваивания • С помощью этого оператора переменной или функции присваивается значение выражения. Для этого используется знак « : = » . Слева от него пишется имя переменной или функции, кот-ой присваивается значение, справа – выражение, значение кот-го вычисляется перед присваиванием. • Пример: X : = -0. 5; I : = Sqr ( J ) + 5*K; 5

5. Операторы языка 5. 2. Составной оператор • Составной оператор представляет собой совокупность последовательно 5. Операторы языка 5. 2. Составной оператор • Составной оператор представляет собой совокупность последовательно выполняемых операторов, заключенных в операторные скобки BEGIN и END. Тело программы можно считать составным оператором. 5. 3. Условный оператор IF • Условный оператор – это средство ветвления процесса. • Пример: {Укороченный вариант} if X < 0 then X : = -Y; {Полный вариант} if X < 1. 5 then Z : = X + Y else Z : = 1. 5; 6

5. Операторы языка 5. 4. Оператор цикла с параметром (FOR) • Оператор цикла с 5. Операторы языка 5. 4. Оператор цикла с параметром (FOR) • Оператор цикла с параметром FOR организует выполнение циклической части программы (тела цикла) заранее известное число раз. • Переменная цикла может быть только дискретного типа (целого, символьного и т. д. ). • Пример: {Шаг изменения переменной цикла +1} for I : = 0 to 100 do X : = -Y; {Шаг изменения переменной цикла -1} for I : = ’Z’ downto ’A’ begin Write. Ln ( I ); Write. Ln ( I+1 ); end; 7

5. Операторы языка 5. 5. Оператор цикла с предусловием (WHILE) • Оператор цикла с 5. Операторы языка 5. 5. Оператор цикла с предусловием (WHILE) • Оператор цикла с предусловием WHILE организует выполнение циклической части программы (тела цикла) неизвестное число раз. Выход из цикла осуществляется, если некоторое логическое выражение окажется ложным. Т. к. истинность логического выражения проверяется в начале каждого повторения, тело цикла может на выполняться ни разу. • Пример: X : = A; H : = Abs (A-B) /2; while X < Pi / 2 do begin F : = Cos ( X ); X : = X + H; end; 8

5. Операторы языка 5. 6. Оператор цикла с постусловием (REPEAT) • Оператор цикла с 5. Операторы языка 5. 6. Оператор цикла с постусловием (REPEAT) • Оператор цикла с постусловием REPEAT организует выполнение циклической части программы (тела цикла) неизвестное число раз. Тело цикла выполняется хотя бы один раз. Выход из цикла осуществляется при истинности некоторого логического выражения. Завершается тело цикла словом UNTIL после которого идет логическое выражение истинность, которого проверяем. • Пример: X : = A; H : = Abs (A-B) /2; repeat F : = Cos ( X ); X : = X + H until X > Pi / 2; 9

6. Ввод и вывод данных 6. 1. Ввод данных • Процедуры READ и READLN 6. Ввод и вывод данных 6. 1. Ввод данных • Процедуры READ и READLN обеспечивают ввод: – символов (CHAR); – строк (STRING); – чисел. • Процедура READLN идентична процедуре READ за исключением того, что после считывания входного потока значения для последней переменной из списка ввода курсор переносится на новую строку. 6. 2. Вывод данных • Для вывода данных в ТP используются стандартные процедуры вывода WRITE и WRITELN. Процедура WRITE обеспечивает вывод информации в текстовый файл или передачу ее на логическое устройство. • Процедура WRITELN идентична процедуре WRITE за исключением того, что после записи значения последней переменной курсор переносится на новую строку, на которой и продолжается запись. 10

6. Ввод и вывод данных Пример ввод и вывода данных USES WINCRT; VAR X, 6. Ввод и вывод данных Пример ввод и вывода данных USES WINCRT; VAR X, Y, Z : DOUBLE; BEGIN WRITE('X='); {Вывод на экран сообщения « Х= » } READLN(X); {Считывание введенного пользователем значения с экрана} WRITE('Y='); {Вывод на экран сообщения « Y= » } READLN(Y); {Считывание введенного пользователем значения с экрана} WRITE('Z='); {Вывод на экран сообщения « Z= » } READLN(Z); {Считывание введенного пользователем значения с экрана} END. 11