Имидж. л.4..pptx
- Количество слайдов: 29
4. ОДЕЖДА И ОБЩЕНИЕ
Как окружающие формируют мнение о нас? Какую роль играет наша внешность в общении с людьми? Наш внешний облик (внешность, фигура, одежда, манеры, жесты) — визитная карточка личности. Он неотделим от внутреннего мира человека. Насколько удачна наша «визитная карточка» ? Это новый вопрос. Здесь проявляется центральный парадокс всей нашей жизни: окружающие воспринимают нас снаружи, а сами мы изнутри видим себя совсем иначе. В ряде психологических исследований было показано, что мы склонны формировать свое впечатление о человеке на основе его внешнего вида. По данным известного отечественного психолога В. Н. Панферова, так поступает 85 % людей.
Необходимо научиться лучше управлять впечатлением, которое мы производим, а сделать это можно только с учетом социально-психологических механизмов формирования мнения о человеке. Кроме этого, нельзя забывать о реально существующих вокруг нас шаблонных представлениях о связи одежды и ее хозяина! Одежда становится языком личности, на основе которого считывается информация о поле, возрасте, социальном положении, профессии, принадлежности к определенной группе, о характере, вкусе, взглядах и многих других особенностях человека. Соответствует ли эта информация реальности в каждой ситуации общения? Далеко не всегда. Одежда может быть случайной, вынужденной. Человек может производить дезинформирующее впечатление о себе специально или потому, что ему кто-то неудачно посоветовал одеться именно так.
Какие социально-психологические механизмы заставляют нас делать определенные выводы о человеке? «Даю установку…. » В ситуации, когда мы не имеем достаточной информации, мы часто формируем мнение о другом вследствие данной нам со стороны установки. В научном обиходе термин «установка» определяется как «внутренняя предрасположенность, готовность человека поступать определенным образом» . В общении такая готовность возникает в первую очередь на основе сказанных слов. Кто-то говорит о другом, что он – прекрасный специалист, и мы с готовностью слушаем его, доверяясь полученной установке. Таких установок в нашей жизни масса, чем авторитетнее для нас человек, дающий установку, тем скорее мы ее принимаем. Задаются ли установки нашим внешним видом? Конечно, одеваясь в определенной манере, мы определяем содержание установки.
Эффект первичности Считается, что именно первое впечатление о человеке определяет отношение к нему, которое сохраняется на протяжении примерно трех следующих встреч. Иногда перебить первое впечатление не так уж и просто, на это уходят силы и время. Как известно, исправлять что-либо всегда труднее, чем создавать заново. Одежда человека играет не последнюю роль в формировании первого впечатления. В работах психологов показано, что при формировании первого впечатления одежда как бы содержит информацию о таких характеристиках носящего, как: возраст, социальноэкономическое положение, групповая и профессиональная принадлежность, род занятий, навыки и роли в межличностных взаимоотношениях, система ценностей.
Данный вывод был получен в ряде экспериментов, построенных по одной общей схеме. Испытуемому меняли одежду и прическу и наблюдающих просили описать свое впечатление. Оказалось, что характеристика менялась вместе с костюмом! Человек был тем же, то же лицо, та же фигура, те же жесты и манера говорить, а мнение о нем — разное! ✓ Запомним: Произвести правильное первое впечатление - это чрезвычайно важная жизненная задача, и одежда может помочь нам в использовании «эффекта первичности» в межличностном общении!
Эффект новизны Другой социально-психологический механизм работает в общении с людьми, которых мы уже хорошо знаем. Когда коллега, которую мы видели в образе «серой мышки» , резко меняет имидж и появляется в модной одежде — реакция следует мгновенно. Любая новизна во внешнем облике, а особенно резкая смена цветовой палитры, манеры одеваться, качества и количества гардероба (например, ежедневное переодевание) вызывает повышенный интерес со стороны окружающих. Не важно, в какую сторону идут перемены, главное, чтобы возник эффект новизны и неожиданности! Однако следует учитывать, что повышенное внимание может тоже оказаться психологической проблемой! Не все люди готовы к интенсивному интересу окружающих к своей персоне. У каждого из нас есть свой уровень потребности во внимании, и когда его через край – не хорошо, но также плохо, когда его совсем нет. Каждому по потребности (даже внимания)!
Поэтому психологи рекомендуют задуматься о смене гардероба в ситуациях, когда желательно внести новую ноту в устоявшиеся отношения, а также перестроить свою жизнь и повлиять на самого себя! Новый облик дает нам установку: «Я теперь другая! Я стала не такой как была раньше!» И эта установка, без слов возникающая всякий раз, когда мы видим себя в зеркале, действует сильнее многократно повторяемых магических фраз на тему «Я самая обаятельная, привлекательная. . . » (помните героиню Ирины Муравьевой в известном фильме? ). ✓ На заметку: Смена имиджа - способ оживить интерес у знакомых людей и создать у себя и у них установку на перемены!
Эффект бумеранга Третий известный психологический механизм – «эффект бумеранга» . Так называют возникающее в общении внутреннее сопротивление субъекта сильному влиянию извне. Суть этого сопротивления в том, что мы воспринимаем чрезмерно давящее влияние извне как покушение на свободу нашей личности. На уровне слов это выражается в достижении прямо противоположного сказанному эффекта при навязчиво-активном убеждении нас в чем-то. Данный механизм активно работает при восприятии одной и той же навязчивой рекламы. Частое прерывание интересного фильма вызывает негативную реакцию именно из-за эффекта бумеранга. Любая жестко заданная манера одеваться вызывает внутреннее и внешнее сопротивление у людей с обостренной потребностью свободы самовыражения. Сколько поколений педагогов боролись за внешний облик учащихся, соответствующий стандарту образцового ученика в форме с белым выглаженным воротничком
Любопытно проявление эффекта бумеранга в отношении к одежде у курсантов военных училищ. Казалось бы, военная форма унифицирована до предела. Уставом-заданы особенности фасона и покроя, оговорена манера ношения аксессуаров. Стандартизован тип одежды для повседневной жизни и для торжественных случаев. Сама профессия предусматривает следование жесточайшим нормам костюмоношения. По уставу форма военнослужащих одинакова. Мода — не для армии! Но сильное действие вызывает равное противодействие. В моду входят узкие брюки, и курсанты по ночам урезают форменные брюки до карикатурных масштабов! В моде — клеш от колена, и брюки трансформируются в нужном направлении с завидным упорством. Эффект бумеранга возникает как бессознательное противодействие сильному давлению в любом вопросе. Когда имиджмейкер давит на человека своим видением его облика, он всегда запускает действие данного механизма. Человек, который говорит, что именно он и только он знает, как вы должны выглядеть, что вы должны, носить именно эту шляпку, и никакую другую (а вы и в страшном сне не можете себя представить в этом) — конечно же, вызывает внутреннее, да и внешнее сопротивление!
Источником эффекта бумеранга может стать внешний вид другого человека. Что в одежде может восприниматься как давление на личность наблюдателя? В первую очередь — цвет. Самая сильная реакция негативного отторжения вызывается гаммой люминесцентных цветов. Это яркие, неестественно интенсивные оттенки красного, розового, желтого и зеленого. Они не существуют в природе и поэтому всегда чреваты внутренним сопротивлением нашего бессознательного. Второе — это использование неприемлемых, с точки зрения наблюдателя, видов, фасонов, моделей одежды. Такое сопротивление могут вызывать крайние предложения моды. Авангардные модели практически всегда приводят к такой реакции, распространяющейся на носящего такую одежду. Человек, одетый оппозиционно к нашей манере одеваться, нами непроизвольно отторгается, даже если мы не можем сформулировать причину этого! Вывод: Надо учитывать «эффект бумеранга» , если мы надеваем одежду чрезмерно модную, яркую, редкую и т. Д.
Эффект ореола
Одежда может не только отталкивать от человека, но и привлекать к нему, при. Водить к переоценке его отрицательных качеств. Если костюмчик нам кажется восхитительным, то и человек попадет в лучи этого восторга. Одежда как бы создает определенный ореол вокруг ее хозяина, порождает положительное восприятие личности. Ореол восхищения затмевает все остальное, мы просто не замечаем того, что в другом случае легко отмели бы. Созданный внешним видом ореол может притупить бдительность самых недоверчивых людей. РЕЗЮМЕ Одежда способна создать установку о нашей благонадежности!
ОДЕЖДА В ЗЕРКАЛЕ ТЕОРИИ РОЛЕЙ Ограничивается ли роль одежды в общении созданием установки? Нет, она с этого начинается, но не исчерпывается. Поэтому рассмотрим следующую важную задачу, которую выполняет наш костюм в процессе общения с окружающими людьми. Для взаимного познания людям необходимо понять многие особенности внутреннего мира друга. Одежда говорит о том, какую позицию мы занимаем в обществе, какую роль играем в семье и на работе, в отношениях с друзьями и просто с незнакомыми людьми. Социальная роль — в самом широком понимании этого термина, это неписаный набор норм, определяющих, как должны вести себя люди, занимающие в обществе то или иное место.
В теории ролей (классиками данного направления считают Дж. Мида, Г. Блумера, И. Гоффмана, Т. Шибутани) идея ролевого общения стала центральной. Обычно психологи этого направления выделяет три роли, которые может выполнять человек: приписываемая (ожидаемое обществом), субъективная (ожидаемое от самого себя), исполняемая реально. Глядя на человека, мы всегда стремимся сразу понять: кто он? Изучая и рассматривая одежду, пытаемся найти ответ на данный вопрос. Каждому человеку в зависимости от одежды можно приписать несколько ролей: профессиональную, общественную, семейную и т. д. Отнесение к определенной роли тут же запускает механизм отношения к ее исполнителю.
Наиболее легко расшифровываются профессиональные роли. По униформе мы легко определяем, кто перед нами. Исследования показывают, что при восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли, униформа, однако, ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны наблюдателя, и со стороны носящего. Одежда становится инструментом реализации роли! Издавна замечено воздействие одежды на поведение ее хозяина. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности движений человека, но и как бы диктует определенную манеру поведения в обществе. Человек не просто надевает костюм, но и определяет стиль своего поведения. Костюм начинает влиять на него. Это взаимодействие очень интересно и неоднозначно. Смена одежды приводит к изменению манеры поведения, самоотношения и наоборот. Профессиональная одежда, например, помогает быстрее войти в профессиональную роль, облегчает выполнение профессиональных обязанностей.
СКАЖИ МНЕ, КТО ТЫ, Я ОТВЕЧУ—КАКОЙ ТЫ Проводимые учеными разных стран исследования убедительно показывают, что интерпретация человека человеком происходит не только в отдельных характеристиках, но и в более обобщенных суждениях типа: «синий чулок» , «роковая женщина» , «крутая девчонка» . Нам свойственно относить человека к определенной социальной категории, некоторому стереотипу, содержанием которого мы владеем. Одежда при этом играет не последнюю роль. . Суждения о том, кто что носит — это тоже стереотип. Большинство людей считают, что одежду светлых тонов предпочитают высокоморальные люди, аккуратисты и эстеты, а мешковатую одежду носят скромные и скрытые. Наличие сверхкороткого мини в сочетании с растегнутой на груди блузкой и яркой косметикой — перед нами «сексбомба» .
В основе явления лежит механизм социального восприятия человека человеком — «стереотипизации» , приписывание сходных шаблонных характеристик людям определенной социальной категории. Стереотипные суждения относительно национального характера тоже весьма живучи. Так, общераспространенным является представление о цыганках. Цыганский костюм — один из самых живучих национальных видов одежды! Не менее важны и стереотипы, касающиеся внешности.
На рис. представлены результаты опроса молодых мужчин (москвичей в возрасте 20— 30 лет) по описанию внешнего облика девяти социальных типов женщин: «деловой женщины» , «общественного деятеля» , «государственной служащей» , «новой русской» , «интеллигентки» , «домохозяйки» , «студентки» , «пенсионерки» , «богемного образа» .
• На визуальном уровне очевидно, что образы разные. В сознании молодых мужчин наиболее эффектно выглядит образ «богемы» , наиболее женственны образы «новой русской» и «общественного деятеля» ? ! Видимо, действительно, этой категории женщин удалось сформировать вполне позитивный стереотип своего внешнего вида. Далее по привлекательности можно поставить образ «студентки» , остальные менее интересны и более шаблонны.
Обращает на себя внимание в решении различных стереотипов внешнего облика длина волос. Самые короткие стрижки были выбраны для государственных служащих и общественных деятелей, варианты стрижек на волосах средней длины четко приписывались «домохозяйке» , «студентке» и «новой русской» , полудлинные волосы без особой укладки были выбраны для «интеллигентки» . Самую стильную прическу получил образ «богемы» , а самую строгую и зализанную приписали «пенсионеркам» . Интересно, что платья современного покроя приписывались лишь двум категориям: «новой русской» и «общественному деятелю» , в юбках и блузках (разной стилистики и длины) оказались две категории стереотипов — «студентки» и «пенсионерки» , всех остальных мужчины видят в различных вариантах костюмов. Длина оказалась самой короткой у «студентки» , а самой длинной у «пенсионерки» . Остальные изучаемые образы находились в модной современной длине чуть выше или ниже колена
Визуальные стереотипы существуют, и именно поэтому нас быстренько «расфасовывают» в соответствующий класс в соответствии с нашим внешним обликом. Посмотрите на себя в зеркало, а к какому социальному типу вас отнесли бы мужчины? Вывод: Наша одежда должна соответствовать той роли, которую мы исполняем в жизни, и помогать нам сыграть ее на бис! При построении любого имиджа необходимо учитывать существующие в обществе на данный момент времени стереотипы восприятия.
Имидж. л.4..pptx