§ 4. Из истории русской философской мысли
Периодизация русской философии этап период содержание I XI – XVII вв. II XVIII в. Становление русской философии Философия в России XVIII в. III Конец XVIII – 1 половина XIX в. 2 половина XIX – начало XX в. С 20 -х гг. XX в. IV V Становление русской философии как науки Развитие и расцвет русской философии Современная отечественная философия
Иларион (XI в. ) «Слово о законе и благодати» развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи эпохой благодати. Благодать – божественный дар, нравственная ответственность Филофей XVI в. «Москва – третий Рим» - центр православия, особая духовная миссия
Ф. Прокопович Философ-деист. Природа , созданная богом, затем начала самостоятельное развитие В. Н. Татищев Бытие народов и культур рассматривал по аналогии развития отдельного человека. А. Кантемир Занимался проблемами нравственности. Человек сам ответственен за свои поступки
П. Я. Чаадаев Осуществление истории есть воля божья. Запад был избран Провидением для осуществления своих целей. 1. Россия – отсталая страна 2. У России своя миссия Западники славянофилы
В. С. Соловьев Исходное понятие – категория всеединства: - Смысл существования всего живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом; - Через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается - Три силы олицетворяют историю – Мусульманский восток ↔ Западная цивилизация, Славянский мир
евразийство Россия – есть Евразия, третий, срединный материк. Эпоха господства Запада сменится лидерством Евразии Н. А. Бердяев Россия занимает промежуточное положение между Западом и Востоком. Россия – арена столкновений противоборства западных и восточных элементов поляризация русской души, раскол культурного общества, колебания внутренней политики, противоречия внешней политики»