3. Петровские преобразования.ppt
- Количество слайдов: 35
3. Петровские преобразования и их значение для развития российской цивилизации. Серьезным испытанием для России во второй половине XVII в. стал раскол Русской Православной Церкви, нанесший удар по идее русского мессианского сознания. Раскол оказался опасным для самодержавия, поскольку подверг сомнению истинность русского царства и православия, их приверженность концепциям «Третьего Рима» и «Нового Иерусалима» . Таким образом, церковный раскол имел не только религиозный, но и светский характер.
В 1653– 1654 гг. по инициативе патриарха Никона и царя Алексея Михайловича началась церковная реформа. Нововведения были многообразны и вызвали резкий протест среди части священнослужителей и простых верующих. Возникло движение в защиту «древнего благочестия» , позднее прозванное старообрядчеством. Сторонники движения были не согласны с исправление книг, которое проводилось не по «древним» греческим образцам, а по новым книгам, изданным на «латинском» Западе.
Церковная реформа, по мнению старообрядцев, меняла не только обряд, она изменяла всем древним русским обычаям. Самое страшная для них была не измена «древнему благочестию» патриарха, а измена царя – единственного истинного православного царя во всей Вселенной. Реформы Никона, их поддержка Алексеем Михайловичем, западные симпатии царя показались защитникам старой веры крахом, катастрофой, полной погибелью «Третьего Рима» , уже воссиявшего на просторах Русского государства.
Россия оказалась перед выбором: • жить по-старому • или ломать отжившие устои и отношения. Петр I и его российские сподвижники познакомились с западноевропейской жизнью, историей Западной Европы. Предстояло изучать и усваивать западный опыт, отобрать приемлемое для российской почвы. Однако надо было критически оценить увиденное и обдуманно подойти к заимствуемому опыту Запада.
Реформы не были для русского народа чем-то совершенно новым: Россия возвращалась на христианский путь развития, начатый при крещении Руси Петр I «прорубил окно» , благодаря которому русское общество познакомилось с такими понятиями, как человеческое достоинство, права личности, свобода совести и т. д. Оценка Петровских преобразований Переворот, совершенный Петром I, усилил Российское государство и толкнул его на западный путь развития Россия заплатила слишком высокую цену за попытку догнать Запад. Было совершено насилие над русской душой и народными преданиями Осуществленные Петром I реформы имели различную значимость для Российского государства. Реформирование называют революционным, а Петра I революционером на троне (Н. А. Бердяев)
Россия превратилась в могущественную державу на стыке Европы и Азии, вошла в число великих европейских держав Началась европеизация России, которая привела к заимствованию положительного и негативного европейского опыта Результаты Петровских преобразований Значительно сократилось отставание экономики и культуры России от передовых стран Запада Россия стала державой с современной Армией и Флотом, прочно утвердилась на берегах Балтики
Тотальное вмешательство власти в повседневную жизнь российских подданных, становясь обыденным явлением. Государственное насилие становится перманентным Ущемление соборных прав и введение синодального управления РПЦ Тоталитаризм – одна из форм государственных отношений, для которых характерен контроль над всеми сферами жизни общества Копирование западных стандартов путем навязывания чуждых для России форм управления, жизнедеятельности и характера труда Проведение реформ, как правило, сверху, деспотическими методами без учета национальных и культурных особенностей России
Петровское сближение России с Европой имело особенность. Петр I посылал учиться на Запад и у Запада, учился сам, но при этом речь шла не об «европеизации» в виде простого подражания, а об использовании технических достижений Европы для сохранения и укрепления русского национального дела. Петр понимал, что чужим умом, чужими руками своих замыслов не осуществить.
Петр I поставил задачу ввести вверенную ему Богом православную державу в число передовых стран Европы и считал, что для ее решения возможны все методы и средства. Для осуществления гигантской работы Петру Великому нужны были сподвижники, обладающие большой эрудицией. Нехватка помощников из российской среды в какой-то степени компенсировалась привлечением на русскую службу иностранцев.
Царствование Петра I было наполнено противоречиями. С одной стороны, не могло быть и речи о «народной свободе» , усилилась эксплуатация податного населения; с другой, будучи единовластным главой огромной державы, царь не гнушался никаким трудом и сам работал, не покладая рук, проявлял постоянную заботу о развитии просвещения.
Однако не все старое было отметено: некоторые его элементы получили развитие. Российская цивилизация, вместе с православием, наследовала от Византии черты тоталитарной системы. Первые ее ростки начали проявляться с возложения Древней Руси на себя роли «Третьего Рима» . Подлинным творцом тоталитарной системы стал Петр Великий. Именно при его самодержавном императорском правлении и его приемниках тоталитарные черты становятся неотъемлемой чертой, характеризующей российскую цивилизацию.
Тотальное вмешательство власти во все сферы общества и в повседневную жизнь российских подданных, становится обыденным явлением. Государственное насилие из периодического превращается в перманентное Тоталитаризм – одна из форм государственных отношений, для которых характерен контроль над всеми сферами жизни общества Проведение реформ осуществляется, как правило, сверху, деспотическими методами без учета национальных и культурных особенностей страны Ущемление соборных прав и введение синодального управления РПЦ Копирование западных стандартов путем навязывания чуждых для России форм управления, жизнедеятельности и характера труда
В первой половине XVIII в. русская культура во многом складывалась под влиянием реформаторской деятельности Петра I. • России предстояло отказаться от чувственного русско-православного миропонимания и пойти по пути рационального восприятия мира. • Закладывались основы светского образования. Светское образование, соединенное с обучением практической деятельности, должно было заменить прежнюю школу.
Сухарева башня – уникальный памятник гражданской архитектуры конца XVII в. Построена в 1695 г. по проекту архитектора М. Чоглакова В башне размещалась стрелецкая полковая изба. В 1701 г. в Сухаревой башне начинает работать Школа математических и навигационных наук. В 1934 г. башню разобрали «как мешавшую уличному движению» .
В России начинают работать: • В 1701 г. на территории Пушечного двора (в районе современной Пушечной улицы) Пушкарская школа; • в 1707 г. в Лефортове – Госпитальная школа (Медицинское училище), • в 1712 г. – Инженерная школа. В Санкт-Петербурге открыли: в 1716 г. Хирургическую школу, в 1722 г. – Артиллерийскую и Инженерную школы. Петербург становится основным центром светской подготовки кадров. Одновременно получили развитие начальные формы образования.
Таким образом, в первой четверти XVIII столетия в России начинает складываться система светского образования. Конечно, она имела недостатки, потому что: во-первых, формировалась бессистемно, импульсивно, без плана, как попытка решить сиюминутные потребности государства в собственных кадрах; во-вторых, не было создано цельной системы школьного образования; в-третьих, подготовка носила сословный характер.
Важнейший результат деятельности Петра Великого в области науки – открытие в 1725 г. Петербургской академии наук, ставшей основной научно-исследовательской, научно-педагогической и материальнотехнической базой для развития науки и образования в России. Академия наук в Петербурге создавалась не только как ведущий научный центр, но и как высшее учебное заведение, в состав которого входил университет и гимназия.
Если в составе «ученой дружины» Петра Великого насчитывались единицы (Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев и некоторые другие), то в Академии были подготовлены отечественные ученые, художники, архитекторы. Академический Университет имел четыре факультета: « 1. феология [теология], 2. юриспруденция, 3. медицина и 4. философия. Факультет феологии здесь оставляется, и попечение о том токмо Синоду передается» .
Реформирование России дало толчок развитию не только образованию и науке, но и искусству, особенно архитектуре. Петербург стал первым городом в России, строительство которого носило регулярный характер. Еще в петровское время были заложены основы его будущего облика: архитектурные ансамбли, строгие прямые улицы, площади и сады.
В годы царствования Петра I в Петербурге начали строить: ± Петропавловскую крепость с 3 -нефным Петропавловским собором в стиле барокко (архитектор Д. Трезини), ± дворец А. Д. Меншикова (архитекторы Дж. М. Фонтана, Г. Шедель), ± летний дворец Петра I в Летнем саду (архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Н. Микети, М. Г. Земцов), ± здание для первого русского музея – Кунсткамеры.
В первой четверти XVIII в. получают развитие живопись и скульптура. Если среди скульпторов преобладали иностранцы, то среди художников было немало русских. Ярким талантом, сочетавшим знание архитектуры и живописи, был И. П. Зарудный. По его проекту в Москве построена знаменитая церковь Михаила Архангела (Меншикова башня) с декоративными элементами в стиле барокко. Он же расписал иконостас собора в Петропавловской крепости Петербурга. Одним из основоположников русской светской живописи стал И. Н. Никитин, талантливый живописец-портретист.
Происходит крутой перелом во всех сферах жизни страны. Появились новые сферы культуры, которые ранее были только обозначены, – наука, художественная литература, светская живопись, театр. Наконец, реформы Петра I дали России новую прослойку общества – интеллектуальную. В. С. Соловьев считал, что «реформа Петра Великого, выделившая из народа так называемую интеллигенцию, дала нам культурную дружину учителей и руководителей в области мирского просвещения» .
Начатое Петром I реформирование постоянно требовало кадров – военных и гражданских. Обеспечить подготовку необходимого количества специалистов только за счет дворянства было нереально. Поэтому она велась за счет других сословий, кроме крепостных крестьян. В то же время в годы правления Петра I были созданы только предпосылки для развития образования и науки. Во-первых, царь не успел многое сделать при жизни; во-вторых, реформирование в известной степени шло бессистемно; в-третьих, для осуществления задуманного в России не имелось в достаточном количестве кадров.
Иностранные специалисты с трудом, но вытеснялись национальными кадрами. В России открываются учебные заведения по подготовке специалистов: Шляхетский сухопутный корпус (1730 г. ); на базе Морской академии – Морской корпус (1752 г. ); Пажеский корпус (1759 г. ). Сословный характер обрели петербургские Артиллерийская и Инженерная школы (1758 г. ). Для обучения дворянских дочерей в 1764 г. открыли Смольный институт благородных девиц. К концу XVIII в. в России насчитывалось более 60 учебных заведений для дворян, в которых обучалось около 4, 5 тыс. дворянских недорослей.
В XVIII в. получают развитие учебные заведения для других сословий, кроме крестьянского. Первую серьезную брешь в сословно-дворянской системе образования пробил Московский университет. Указ о его создании императрица Елизавета Петровна подписала 12 (23 по новому стилю) января 1755 г. (в день именин святой Татьяны). В 1757 г. учреждается Академия художеств. Таким образом, в конце 60 -х гг. XVIII столетия в России были созданы два высших учебных заведения, в которых могли учиться представители всех сословий, кроме крестьянского.
Рядом с зарубежными мастерами росли талантливые русские архитекторы – И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов и др. Мичурин завершил составление генерального плана Москвы, участвовал в работах по восстановлению шатра собора Новоиерусалимского монастыря, в строительстве колокольни Троице-Сергиевой лавры, создал проекты построек для Москвы и т. д. Ухтомский ученик Школы математических и навигационных наук, основал первую в России архитектурную школу, в которой учились Казаков и Старов. По проектам Ухтомского в Москве были построены: триумфальные Красные ворота (не сохранились), Сенатский дом в Лефортове (перестроен), Кузнецкий мост через реку Неглинную (не сохранился).
Триумфальные «Красные ворота» – памятник эпохи елизаветинского барокко. Созданы в 1757 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского
Московский университет на улице Моховой (1789 -е гг. , архитектор М. Ф. Казаков)
Во второй половине XVIII в. русские архитекторы, нередко крепостные, создали неповторимые дворцово-парковые ансамбли, принадлежавшие русским вельможам: Архангельское (с 1703 по 1810 г. принадлежало князьям Голицыным, с 1810 г. – князьям Юсуповым), Кусково и Останкино (владение графов Шереметевых), Кузьминки (загородная усадьба князей Голицыных), Марфино (усадьба Салтыковых) и другие, менее грандиозные, но не менее ценные для истории русской культуры. Совершенно иными, по сравнению с первой четвертью XVIII в. , предстают живопись и скульптура.
На протяжении XVIII в. формируется российская научная школа. Русские ученые принимают участие в решении конкретных проблем, содействовавших развитию России. Особую роль в развитии культуры сыграла Российская академия – научный центр по изучению русского языка и словесности. Ее первым президентом стала Е. Р. Дашкова, одновременно занимавшая пост – директора Петербургской академии наук. При существенных изменениях в области образования и науки, быта и нравов интенсивно шел процесс формирования интеллигенции, нового культурного слоя российского общества.
В XVIII в. получили развитие русская литература, музыкальное искусство, рождается театр. Антиох Кантемир создает оды, лирические песни, басни, эпиграммы, трагедии и комедии , В. К. Тредиаковский реформирует стихосложение и литературный русский язык, А. П. Сумароков становится основоположником русской драматургии, Д. И. Фонвизин пишет блестящие комедии… 1756 г. стал годом рождения российского театра, создателем которого стал «купеческий сын» Ф. Г. Волков. В XVIII в. широкое распространение в России получило музыкальное искусство. Русские композиторы Е. И. Фомин, О. А. Козловский, Д. С. Бортнянский и другие создают музыкальные произведения – от оперы до романса.
В конце XVIII в. в России появились первые «возмутители» общественного спокойствия. Это были честные люди, осмелившиеся не только иметь собственные взгляды, но и публично их обнародовать. Особое место среди них занимают Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, «возмутившие» спокойствие России «просвещенной» императрицы Екатерины II. Оба они результат проникновения в российскую империю идей французского Просвещения. Оба пострадали за свои убеждения: один оказался в тюрьме (крепости), другой – в сибирской ссылке.
Французская буржуазная революция погасила в России искры либерализма, а российское самодержавие приступило к жестокому подавлению малейших ростков свободолюбия. И тем не менее, подводя итоги развития культуры страны в XVIII в. , можно отметить, что успехи в этой сфере явились составной частью достижений Российской империи. Россия превратилась в крупнейшее государство мира.
Укрепилось экономическое и военное могущество страны, что способствовало формированию русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры. ● Укрепление международных связей способствовало проникновению в Россию передовой европейской культуры и науки. ● Получили развитие все направления культуры – образование, наука, архитектура, литература и искусство. ● В России появились национальный театр, светская музыка, на более высокий уровень поднялись отечественная художественная литература, живопись и скульптура.
Достижения российской культуры в XVIII в. создали предпосылки для выхода России на передовые позиции в мировом культурном процессе. В XIX в. получит развитие русская общественная мысль, которая внесет большой вклад в дальнейшую разработку путей преобразования России.
3. Петровские преобразования.ppt