3. Культура Древнего Рима.pptx
- Количество слайдов: 23
3. Особенности развития культуры Древнего Рима Древний Рим на протяжении веков оставался самым могущественным государством Средиземноморья, что явилось результатом завоевательной политики и использования ресурсов завоеванных стран. Управление было строго централизованным, для чего надо было иметь государственный аппарат и содержать сильную и большую армию. Финансовой сферой и юридическим регулированием занимались всерьез. «Пусть погибнет Рим, но торжествует Закон» .
Для содержания аппарата управления и армии нужны были средства, которые поступали, в частности, от уплаты налогов. По преданию уже в 550 г. до н. э. царь Древнего Рима Сервий Туллий ввел разделение населения на пять разрядов в зависимости от имущественного ценза. Глава семьи торжественно и публично вводился в ценз на Марсовом поле, где сообщал данные о себе и давал присягу исправно, в соответствии с цензом, платить налоги.
В Риме существовала жесткая система сбора налогов по восточному образцу. Оценке подлежало имущество, занесенное в домашние книги учета. Государственный бюджет Древнего Рима формировался из поступлений от налогов На имущество (землю, инвентарь, драгоценности, одежду, рудники и т. д. ) От уплаты торговых и транспортных пошлин От уплаты процентов по госзаймам, от уплаты штрафы, конфискации, за отпуск рабов на свободу и др.
Выплату воинского жалования Содержание аппарата чиновников Сооружение публичных зданий Поступавшие в бюджет средства расходовались на определенные цели: Пособия на содержание детей Религиозные церемонии Льготное кредитование землевладельцев
Центром древнеримского города был форум – площадь, рынок, становившийся местом общенародных собраний, центром политической жизни. Здесь находились: храмы главных богов – покровителей города, базилики, в которых, в частности, проходили заседания суда, и служившие для других целей, здания для заседаний сената или городского самоуправления. В императорский период форумы превратились в парадные архитектурные ансамбли.
Форум в Древнем Риме
Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.
Римский Пантеон сооружен около 125 г. на месте одноименного храма.
В средние века Пантеон был превращен в церковь, ныне национальный мавзолей, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль, Б. Перуцци и др. )
Базилика в Древнем Риме
I – III вв. н. э. – период расцвета и кризиса империи, когда римская культура развивалась параллельно с греческой, соперничая с ней, распространяя свое влияние в провинциях. В литературе определились две тенденции – оппозиционность и официозная панегиричность. Поэт эпохи Августа Публий Овидий Назон был сослан за неугодный императору аполитизм любовных элегий и поэм. Поэт попал в место, где, как он писал: «… дики кругом племена. . , когда люто за душу стужа берет. . . Варвар на резвом коне хищный свершает набег. . . Все, что врагу унести иль угнать не по силам, он губит: и пожирает огонь скромные избы селян» .
Римское искусство рано научилось льстить и притворяться. В героизированном скульптурном изображении Август театрально простирает руку к войскам. В действительности он был уже императором, хотя сохранял видимость и названия республиканских форм правления. Август-император. 20 г. до н. э.
В то время творило немало талантливых поэтов и прозаиков. Но судьба некоторых из них оказалась трагичнее, чем судьба изгнанника Овидия. Поэты Сенека, Лукан и Петроний погибли от репрессий императора Нерона. Сенека, обвиненный в причастности к раскрытому заговору, по приказу Нерона вскрыл себе вены. Сенека писал: Почестей я не ищу; быть бы частью народа простого И до последнего днями своими владеть.
Рассматривая особенности развития культуры Древнего Рима, ни в коем случае нельзя забывать, что в одной из отдаленных провинций империи в Палестине – в I в. н. э. возникла одна из трех мировых религий – христианство. По вопросу о происхождении христианства нет единой точки зрения. Одна часть ученых придерживается позиции об основании христианства богочеловеком Иисусом Христом и проповедовавшим свое учение. Другая часть исследователей все образы богов и героев христианства считает астральномифологическим олицетворением, а образ Иисуса Христа – солнечным богом.
Ученые еще в середине XIX в. открыли в христианстве многочисленные совпадения с древними восточными культами. Они пришли к выводу, что образ Иисуса Христа сформировался частично из сложенных вместе черт древних восточных богов Осириса, Митры, Диониса и др. , а частично из древнееврейских пророчеств. Историческую личность Иисуса Христа исследователи этого направления вообще отрицали. Близка к ним позиция исследователей христианства, считающих, что раннее христианство представляет собой своего рода синтез иудаистских и эллино-римских религиозно-философских идей.
Возникновение и распространение раннего христианства проходило в условиях начавшегося кризиса греко-римской цивилизации, упадка ее ценностей. Деморализации низов новая религия противопоставила принцип аскетизма и обещание, что будет «трудно богатому войти в Царство Небесное» и «будут первые последними и последние первыми» . Христианство дало возможность сплотить разноплеменные массы людей общей идеей равенства, хотя и понимаемого абстрактно. Разбросанные по всей империи создававшиеся христианские общины ощущали единство как члены объединяющей идеологии (церкви).
Центральная идея христианства о греховности и спасении оказалась наиболее важной, а образ Иисуса Христа, Бога-Спасителя, превратился в центральную фигуру христианского культа. Возникшее как религия рабов и угнетенных христианство воплотило в себе стихийный протест эксплуатируемых масс против несправедливого социального строя. Поэтому римская администрация рассматривала его как отрицание официальной идеологии, что навлекало на христиан репрессии. Лица, подвергшиеся за свою приверженность христианству казни, единоверцами рассматривались как «святые мученики» и почитались как «святые» .
Периодические попытки императоров и руководителей провинций опереться на христианскую церковь привели к возникновению прочного союза империи с христианством. Миланским эдиктом 313 г. был положен конец гонениям на христиан. Союз государства и христианства подкрепляется политикой римских императоров, систематически поддерживающих церковь в ее борьбе с ересями.
В середине 325 г. от имени императора Константина всем епископам было направлено приглашение с предложением собраться в городе Никея. Это собрание вошло в историю как Первый Вселенский собор. По завершении работы Собора император Константин издал грамоту, в которой убеждал единодушно исповедовать установленную на Соборе веру «как мысль Божию, объявленную Духом Святым через согласие столь многих и столь великих архиереев» . С Первого Вселенского собора христианство стало признаваться официальной религией Римской империи.
Основным типом христианского храма в Древнем Риме стало здание, в основу которого легла римская гражданская базилика. Это был тип здания, отвечавший требованиям проведения собраний с участие большого количества людей. Поэтому он оказался соответствующим задачам проведения христианских служб, которые постепенно стали носить все более массовый характер. Базилики, как и другие здания, имели выступ (в плане полукруглый, граненый, прямоугольный), перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Христианская базилика В христианских храмах апсида – это алтарный выступ, ориентированный на восток.
Действовавшие в империи центробежные силы привели в 395 г. к ее разделу на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Западная Римская империя просуществовала до 476 г. и пала под ударами варваров, Восточная – до 1453 г. Разрушение варварами Западной Римской империи не означало исчезновения присущих ей экономических отношений и римской культуры.
Возникновение европейских цивилизаций Новое время (XVII в. ) Формирование европейской науки (XV–XVI вв. ) Эпоха Возрождения Реформация (XIII–XVI вв. ) Раскол христианской церкви (1054 г. ) Период феодализма (V–XVII вв. ) Формирование романо-германской цивилизации Гибель византийской цивилизации (1453 г. ) Распространение влияние византийской цивилизации на южнославянские и восточнославянские племена. Формирование Византийской цивилизации Реформирование России Петром Великим Москва – «Третий Рим» и «Новый Иерусалим» Перемещение центра русско-православной цивилизации в Москву 1240– 1480 гг. – монголо-татарское иго Формирование русско -православной цивилизации Падение Западной Римской империи (476 г. ) Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г. ) Античная цивилизация
3. Культура Древнего Рима.pptx