Многообразие стилей.pptx
- Количество слайдов: 18
3. Формирование нового информационного культурного пространства и проблема исторического единства человечества Страны Европы и США вступили в свою новую стадию – индустриального, а затем постиндустриального общества. В мире определилась группа ведущих и зависимых стран. Сложилась колониальных система.
На протяжении всего ХХ столетия западно-христианская цивилизация играла в мире доминирующую роль. В Западной Европе и США в первой половине ХХ в. , с одной стороны, были достигнуты значительные успехи в развитии производительных сил, с другой, – налицо было усиление эксплуатации широких народных масс и дегуманизации общества. Произошло становление буржуазной демократии, реальными стали политические свободы и права граждан.
На рубеже XIX–XX столетий сформировалась система: наука – техника – производство, которая благодаря открытиям XIX в. привела к революционным переворотам во всех областях науки. В XX в. появились новые высокопроизводительные технологии. Развитие науки и техники привели к изменениям в материальной культуре и возникновению индустриальных видов искусства: фотография, кино, радио, телевидение и др.
Начавшееся реформирование не могло сразу избавить капитализм от противоречий и кризисов, о чем свидетельствовало рабочее, коммунистическое движение в развитых капиталистических государствах и национально-освободительная борьба в колониальных и зависимых странах. Реформы, проведенные в США еще до начала Второй мировой войны, а после ее завершения в других экономически и политически развитых странах, привели к формированию «общества потребления» с устойчивым спросом.
Сложные социально-экономические и политические процессы наложила отпечаток на развитие культуры. Главным направлением художественной культуры оставался реализм, имевший различные оттенки от критического до социалистического. Но в XX в. получило распространение огромное количество новых стилей, направлений и течений в литературе и искусстве. Хотя их существование измерялось порой несколькими годами и небольшим количеством приверженцев, они влияли на общественные устои общества.
Тревога, охватившая общество, неудовлетворенность существующей социальной действительностью в первой половине ХХ в. нашли отражение в ряде течений модернизма. Модернизм – обобщающее название ряда художественных течений ХХ в. , общее обозначение явлений в искусстве и литературе ХХ столетия. Сторонники модернизма отходили от традиций внешнего подобия и утверждали новые подходы к изображению жизни.
Тенденции модернизма получили развитие в символизме, фовизме, кубизме, экспрессионизме, «русском авангарде» 1910 -х годов, сюрреализме, неореализме, примитивизме, регионализме и других течениях и стилях. Переходным течением между модернизмом и авангардизмом выступил стиль «модерн» . Он возник на грани XIX и XX веков в европейском и американском искусстве. Социальная природа «модерна» , как и предшествующих стилей и направлений, коренилась в конфликте между личностью и обществом, поиске выхода из него.
Ведущая роль «модерна» проявилась в архитектуре, что нашло отражение в создаваемых сооружениях. Архитекторы, например, отказались от ордерной системы, украшения фасада и интерьера сооружений, заимствований из других стилей. В стиле «модерн» работали архитекторы А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтель в России, Ч. Р. Макинтош в Шотландии.
В модернизме, с одной стороны, проявилась антибуржуазная, бунтарская направленность. С другой – его антидемократическая и идейно-художественная сущность привели у авторов к острому кризису. Поэтому часть сторонников модернизма вновь обратились к отражению реальной действительности. Среди оказались такие признанные художники (П. Пикассо, А. Дерен, А. Матисс др. ).
Андре Дерен – один из основоположников фовизма и один из первых художников, порвавшим с ним. Он вернулся к традиционному искусству. Картину «Роща» (около 1912 г. ) относят к так называемому «готическому» периоду его творчества, когда художник находился под влиянием старых итальянских мастеров.
Французский живописец, график и скульптор Анри Матисс испытал влияние импрессионизма, неоимпрессионизма, П. Гогена, искусства арабского Востока, был лидером фовизма. Но при этом имел свой подчерк и создавал полотна с четко ритмизованной композицией, сочетая контраст цветов.
А. Матисс. «Танец» . 1910 г.
В творчестве П. Пикассо нашли воплощение едва ли не все главные тенденции западноевропейского искусства ХХ в. Они сочетали в себе передовые общественные устремления и глубокие кризисные явления. П. Пикассо. «Женщина с веером (после бала)» . 1909 г.
Идеи преобразования современного общества никогда не покидали деятелей культуры, включая архитекторов. Ле Корбюзье разделял надежды на преобразование общества с помощью решения проблем градостроительства и массового жилого строительства на основе рациональной реорганизации функций и пространственной структуры города и жилого дома.
Ле Корбюзье сформулировал пять отправных точек современной архитектуры: 1) здание на столбах-опорах, 2) плоская крыша-сад, 3) свободная внутренняя планировка, 4) ленточное окно, 5) ненесущая фасадная стена. В градостроительных проектах 20– 30 -х гг. он развил идею «вертикального» города-сада: Δ с высокой плотностью населения, Δ башне образующими зданиями, Δ значительными озелененными пространствами между домами, Δ с разделением путей движения пешеходов и транспорта, Δ зон деловой активности, промышленности и жилья.
В послевоенный период появились довольно много новых течений, в том числе неореализм – направление в итальянской живописи и графике середины 40 -х – середины 50 -х гг. ХХ в. Художники этого направления стремились правдиво отражать действительность. При этом они использовали приемы ряда течений – от романтизма до экспрессионизма.
Нотр-Дам-дю-О. Капелла. Франция, местность Роншар. Архитектор Ле Корбюзье. 1950– 1954 гг.
Во второй половине ХХ в. развитым странам с рыночной экономикой удалось создать приемлемые условия для жизни человека. Уже в 60 -е гг. западное сообщество стали называть «государствами всеобщего благоденствия» , а капитализм «народным» . Начало стираться прежнее деление культуры на высокую (элитарную), промежуточную (среднюю) и низкую (общенародную). Социальная основа первой стала сужаться, второй нивелироваться. В результате, ведущие позиции заняла массовая культура.
Многообразие стилей.pptx