Скачать презентацию 2013 Юлия Косьяненко магистратура I курс Скачать презентацию 2013 Юлия Косьяненко магистратура I курс

Способности.pptx

  • Количество слайдов: 30

2013 Юлия Косьяненко магистратура I курс 2013 Юлия Косьяненко магистратура I курс

 «Основной признак музыкальности – переживание музыки, как выражение некоторого содержания… Чем человек больше «Основной признак музыкальности – переживание музыки, как выражение некоторого содержания… Чем человек больше «слышит в звуках» , тем он более музыкален. Музыкальное переживание по самому существу своему эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Способность эмоциональной отзывчивости на музыку должна составлять поэтому как бы центр музыкальности» . Б. М. Теплов Психология музыкальных способностей

Задатки – врожденные устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей Задатки – врожденные устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей Способности – индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления его деятельности Способности не сводятся к имеющимся у индивидума знаниям, умениям, навыкам. . Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности, внутренним психическим регулятором, способствующим возможностью их приобретения. Приоритет в экспериментальном исследовании в способностей в России принадлежит Б. М. Теплову

"Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения". (Венгер Л. А. , Мухина В. С. ) наследственность развиваются и приобретают новые качества социум задатки являются врожденными (безусловные рефлексы) способности среда физиология многозначны деятельность

Способности выступают как Продуктивные (производительные) Коммуникативные Творческие Организаторские Педагогические Способности – это индивидуальные психологические Способности выступают как Продуктивные (производительные) Коммуникативные Творческие Организаторские Педагогические Способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и овладение знаниями, умениями, навыками

способности общие элементарные специальные воспринимать запоминать работать учиться мыслить говорить воображать переживать сложные глазомер способности общие элементарные специальные воспринимать запоминать работать учиться мыслить говорить воображать переживать сложные глазомер математические музыкальный слух конструкторские художественные словеснологическая память ощущать элементарные критичность мышления сложные музыкальные высокая обонятельная чувствительность организаторские общаться играть

Музыкальные способности (по Н. А. Римскому – Корсакову) Музыкальные способности слуховые музыкальный слух элементарные Музыкальные способности (по Н. А. Римскому – Корсакову) Музыкальные способности слуховые музыкальный слух элементарные гармонический слух технические игра на данном технические инструменте или пение высшие абсолютный слух ритмический слух

Основные музыкальные способности (по Карлу Эмилю Сишору) I Музыкальные ощущения и восприятия Простые формы Основные музыкальные способности (по Карлу Эмилю Сишору) I Музыкальные ощущения и восприятия Простые формы ощущений Чувство высоты звука Чувство интенсивности звука Чувство времени Не зависят друг от друга, но связаны между собой. К. Сишор различал до 25 видов музыкальных способностей Сложные формы восприятия Чувство протяженности звука Чувство ритма Чувство тембра Чувство консонанса Чувство объемности звука

II Музыкальное действование Контроль высоты Контроль интенсивности Контроль времени Контроль ритма Контроль тембра Контроль II Музыкальное действование Контроль высоты Контроль интенсивности Контроль времени Контроль ритма Контроль тембра Контроль объемности звука

III Музыкальная память и музыкальное воображение Слуховые представления Двигательные представления Творческое воображение Объем памяти III Музыкальная память и музыкальное воображение Слуховые представления Двигательные представления Творческое воображение Объем памяти Способность к обучению

IV Музыкальный интеллект Свободные музыкальные ассоциации Способность к музыкальной рефлексии Музыкальное чувствование Музыкальный вкус IV Музыкальный интеллект Свободные музыкальные ассоциации Способность к музыкальной рефлексии Музыкальное чувствование Музыкальный вкус Эмоциональная реакция на музыку Общая умственная одаренность V Способность эмоционально выражать себя в музыке

Музыкальность Главная эмоциональная отзывчивость на музыку Не основная Основная музыкальный слух чувство ритма тембр Музыкальность Главная эмоциональная отзывчивость на музыку Не основная Основная музыкальный слух чувство ритма тембр динамика гармония абсолютный слух ладовое чувство способность к слуховому представлению мелодии Музыкальные способности – музыкальность (по Б. М. Теплову)

по Иоганну Крису Музыкальность Интеллектуальная музыкальность Чувство ритма Эмоциональная или эмоциональноэстетическая Музыкальный слух (способность по Иоганну Крису Музыкальность Интеллектуальная музыкальность Чувство ритма Эмоциональная или эмоциональноэстетическая Музыкальный слух (способность различать высоту, интенсивность, тембр звуков) Музыкальная память Творческая (творческая фантазия и воображение)

Музыкальные способности музыкальноэстетические эмоциональные специальные рациональнопользовательские Музыкальные способности (по Н. А. Ветлугиной с добавлением Музыкальные способности музыкальноэстетические эмоциональные специальные рациональнопользовательские Музыкальные способности (по Н. А. Ветлугиной с добавлением третьего уровня В. Д. Остроменским)

Музыкальность и музыкальные способности по Ю. А. Цагарелли Музыкальность Музыкальный слух Точность Музыкальноритмическая способность Музыкальность и музыкальные способности по Ю. А. Цагарелли Музыкальность Музыкальный слух Точность Музыкальноритмическая способность Скорость Эмоциональная отзывчивость на музыку Музыкальная память лабильность Музыкальное воображение Музыкальное мышление

Музыкальные способности (по современным общим представлениям) музыкальность ладовое чувство музыкальная память способность произвольно пользоваться Музыкальные способности (по современным общим представлениям) музыкальность ладовое чувство музыкальная память способность произвольно пользоваться музыкальными представлениями музыкальноритмическое чувство

тембровый архитектонический звуковысотный полифонический внутренний слух абсолютный относительный динамический ритмический тембровый архитектонический звуковысотный полифонический внутренний слух абсолютный относительный динамический ритмический

Память двигательная По Маклакову А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб. : Память двигательная По Маклакову А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб. : «Питер» , 2004 ультракороткая оперативная Хорошая Феноменальная (гении) (большинство людей) эмоциональная (чувства, переживания) словесно-логическая (запоминание, анализ, планирование) образная (зрительная, слуховая)

По В. А. Шадрикову Ментальное развитие человека, М. , 2007 Память. Продуктивность памяти можно По В. А. Шадрикову Ментальное развитие человека, М. , 2007 Память. Продуктивность памяти можно охарактеризовать количеством запомненного и воспроизведенного в единицу времени материала памяти) и и скоростью запоминания материала (объем памяти) скоростью запоминания и воспроизведения данного количества объектов. Показателем качества памяти может служить точность, т. е. соответствие актуализированного образа запомненному объекту. В качестве показателей надежности этого процесса могут выступать прочность памяти как длительность сохранения материала с последующим его воспроизведением и вероятность быстрого и точного запоминания и воспроизведения.

По В. А. Шадрикову Ментальное развитие человека, М. , 2007 Процессы памяти Запоминание Запечатление По В. А. Шадрикову Ментальное развитие человека, М. , 2007 Процессы памяти Запоминание Запечатление Непроизвольное Кратковременное Долговременное Сохранение Преднамеренное (заучивание) Собственно сохранение Забывание Воспроизведение Собственно воспроизведение Припоминание

Индивидуальные различия в процессах памяти По В. А. Шадрикову Ментальное развитие человека, М. , Индивидуальные различия в процессах памяти По В. А. Шадрикову Ментальное развитие человека, М. , 2007 Процессы памяти Объем памяти Точность запоминания и воспроизведения Прочность запоминания Критерии продуктивности памяти Скорость запоминания Мобилизационная готовность памяти

Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. М. : Издательский центр Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. М. : Издательский центр «Академия» , 1996 Культурноисторическая своеобразие Критерии одаренности Возрастная (поколенческая) Абсолютная свобода продуктивность музыкального самопроявления

задатки способности одаренность талант гений задатки способности одаренность талант гений

Гениальность – высший уровень способностей, воплощаемые в эпохально-значимые достижения По Еникееву М. И. Общая Гениальность – высший уровень способностей, воплощаемые в эпохально-значимые достижения По Еникееву М. И. Общая и социальная психология, учебник для ВУЗов, М. . «Норма» , 1999 Талант – наивысший уровень творческих возможностей в конкретном виде деятельности Одаренность – общая предрасположенность к определенным сферам деятельности Специальные способности, формирующиеся на основе общих способностей в процессе профессионального обучения Общие сложные способности – общий уровень интеллектуальной организации индивида, формирующийся в процессе общего образования Общие элементарные способности – психомоторная и сенсорная организация индивида, основанная на природных задатках

Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. М. : Издательский центр Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. М. : Издательский центр «Академия» , 1996 …музыкальная одаренность — высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат» , невероятная обучаемость ( «схватывание на лету» ) и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности. Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается но изначальному смыслу слова, — дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно отделять одаренность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее» , что, по словам Гете, «не делится на разум без остатка» . Людей способных и даже очень способных — много, ну а одаренных — единицы. Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть прежде всего творческая одаренность. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если ее обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами…

В понятие музыкальной одарённости Б. Теплов включил не только специфические проявления психических свойств человека, В понятие музыкальной одарённости Б. Теплов включил не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности, которые участвуют и в музыкальной, и в любой художественной деятельности: силу, богатство и инициативность воображения, сочетание в нем слуховых и зрительных образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное произведение и концентрировать на нём все свои душевные силы; особенности внимания, воли, памяти; уровень знаний, жизненный опыт, духовную (интеллектуальную и эмоциональную) содержательность, чувство природы и «способность наблюдать её» и др.

Одной из существенных сторон музыкальной одаренности является музыкальность как способность, необходимая для любого вида Одной из существенных сторон музыкальной одаренности является музыкальность как способность, необходимая для любого вида музыкальной деятельности. /Б. М. Теплов/, своеобразно отражающая творческое восприятие музыки /Ю. А. Цагарелли/ В состав музыкальной одаренности предположительно входят также артистичность и исполнительские /"технические" или психомоторные/ способности - к игре на инструменте /"инструментальные"/, дирижерские и вокальные.

Развитие творческого потенциала рассматривается в педагогике как творческого потенциала неотъемлемая часть процесса развития личности. Развитие творческого потенциала рассматривается в педагогике как творческого потенциала неотъемлемая часть процесса развития личности. Известный отечественный психолог В. В. Давыдов отмечает, что личностью является индивид, обладающий определенным потенциалом. То есть, творческое Личная развитие есть высшее направление в развитии человека в целом. увлеченность и Ученые считают, что процесс развития творческого потенциала должен способность увлекать других строиться с учетом составляющих компонентов: (пассионарность) • Интеллектуально – содержательный, характеризующий наличие • Интеллектуально – содержательный информации о содержании и структуре преобразовательной деятельности, владение приемами и способами преобразовательной деятельности; • Мотивационно – личностный, характеризующий наличие • Мотивационно – личностный потребностей в творческой деятельности; • Процессуально – деятельностный, характеризующий саму Процессуально – деятельностный деятельность

Интеллектуально – содержательный Обучаемость (освоение личного опыта, адаптивность) Творческий потенциал Личная увлеченность и способность Интеллектуально – содержательный Обучаемость (освоение личного опыта, адаптивность) Творческий потенциал Личная увлеченность и способность вовлекать других Нацеленность на достижения (пассионарность) Мотивационно – личностный Процессуально – деятельностный