История+и+теория+медиа+2.ppt
- Количество слайдов: 26
2. История общественной сферы и контроля содержания
Литература к теме John Thompson, The media and modernity, Stanford University Press, 1995, 2007 Elizabeth Eizenstein, The printing press as an agent of change, Cambridge University Press, 1980. Жирков Г. В. История цензуры в России, Аспект-пресс, 2001.
Литература к теме История печати (в 3 -х т. )/ Под ред. Е. Л. Вартановой и Я. Н. Засурского, М. : Аспект-пресс,
Церковь — центральный институт символического насилия в Средневекововой Европе Образование преимущественно замкнуто в монастырской среде. Появление первых университетов как центров символического распространения знания. Централизованная структура с жесткой иерархической организацией в противовес государствам (РКЦ всепроникающий институт в ситуации феодальной раздробленности государств). Центральной структурой университетского контроля является церковь.
Печать в условиях контроля университетов Университеты — церковные институты. Весь книжный промысел — под контролем университетских корпораций. Крупные университетские города: Кельн, Париж, Кембридж. Университетская корпорация присяжных клерков (Clerics en librairie juries de l'Université). В 1292 г. в Париже было 24 переписчика, 17 переплетчиков и 8 продавцов. Университет следил за установлением цен на книги, следил за их содержанием и исправлял ошибки. В 1275 г. был издан первый статут: книгопродавцы были обязаны принести присягу. Установлены правила – обозначение цены и имени автора. В 1323 году систему усложнили – избирались четыре книгопродавца, которые устанавливали цены на книги. Те, кто хотел заниматься книжным промыслом, обязаны были выдержать экзамен перед университетом, 100 ливров залога.
Увеличение объемов с появлением книгопечатания Книг становится больше, в связи с появлением книгопечатания. В связи с этим происходит коммодификация книги, которая приводит к объективному увеличению ассортимента названий и вызывает риск тиражирования ереси. С другой стороны — печатный промысел позволяет максимизировать выпуск литературы и увеличить объемы и вовлеченность людей в религиозное каноническое учение. Отсюда ключевые тренды: ✔ Попытка регулировать содержание и ассортимент ✔ Попытка регулировать приток новых печатников в отрасль ✔ Попытка вводить те или иные категории запретов на издание того или иного вида контента. ✔ Попытка преследовать подпольное распространение и контроль книготорговли.
Социальная роль книгопечатания Взаимодействие культур и появление искусства компиляции из-за физической доступности книги. Стандартизация книги: клише, схематика. Появление листа «ошибок» (Errata) и контакт аудитории с издателем. Унификация методов классификации и каталогизации (алфавитный порядок). Стандартизация правовых текстов (Corpus Juris) Постоянный сбор информации: географические карты. Сохраняемость текста, его персонализация. ✔Два социальных последствия: ✔Эпоха Возрождения в искусстве становится устойчивым элементом в культуре в результате ее массовой фиксации и распространения Книгопечатание способствует Реформации как «полномасштабной ереси» . ✔
Эпоха Возрождения и книгопечатание До сих пор реформы средневековой культуры проходили незамеченными и им не удавалось кардинально изменить ход мировой культуры. Но Возрождение стало именно кардинальным изменением характера всей культуры. ● В эпоху Средневековья возвращение к античной культуре было циклическим, в нем были свои взлеты и падения. Отсутствие знания и «массовости» этого знания не позволяло смотреть на искусство с фиксированного расстояния. Книгопечатание позволило это сделать. ● Переход на романский шрифт с готики (за счет тиражируемости). ●
Протестантизм и книгопечатание По сути, несмотря на то, что книгопечатание использовалось католической церковью в войне против турок, движение Реформации стало первым, которое использовало этот инструмент системно. ● В том, что Лютер предложил свои 95 тезисов на обсуждение публики, не было ничего революционного. Было нормальным обсуждать тезисы профессоров богословия в узких университетских или монастырских кругах. Однако он их опубликовал в Виттенбергском университете в декабре 1517 года. Благодаря этой публикации тезисы разошлись и спровоцировали самую крупную схизму в истории христианства. ● ● Тактика прямых продаж. Безальтернативное распространение. Лютер папе Льву 10: "Благодаря чуду, и я был первым, кого это удивило, мои тезисы разошлись по всему миру. Я их опубликовал для использования нашим Университетом"
Опасность для католиков ● ● Имприматур и Индекс как инструменты контроля за книгами, дали новый виток протестантизму. Библию разрешено печатать только в средневековой версии — на латыни. Таким образом католическая церковь боролась: С самообразованием на основе первоисточников ● С сепаратизмом через печать Библии на национальных языках. ● ● ● Перевод на локальные языки как палка о двух концах: отход от канонических учений. Книгопечатники перерабатывают и сокращают Библию, что вызывает критику даже у Лютера. Переводная библия даровала «духовную свободу» средней буржуазии, не имевшей возможностей иметь собственного капеллана. Врезка: Томас Мюрнер – католический священник и один из врагов Лютера. Против него и направлена эта карикатура. Папа и все его кардиналы имеют волчьи головы и ловят гусей. Священник с кошачьей головой аккомпанирует "волчьим песням".
Децентрализованный контроль ● ● Главные центры протестанского книгопечатания постоянно перемещались. Из Венеции и Лиона после гонений в 16 веке они переместились в Женеву. В начале века — всего 6 книгопечатников. Через 50 лет — 300. Кроме того, это удобная географическая точка для контрабанды книг в католические земли. Запрещение книги на католических землях, рассматривалось как реклама на протестантских. «При тех удобствах, какие божественное искусство книгопечатания дало для приобретения знаний, нашлись некоторые, злоупотребляющие этим изобретением, употребляющие во врем человеческому роду то, что предназначено к его просвещению. В самом деле, книги о религиозных обязанностях и доктринах переводятся с латинского языка на немецкий и распространяются в народе к бесчестию самой религии; а некоторые даже возымели дерзость сделать на обыкновенном языке неверные переводы церковных канонов, составляющих область науки столь трудной, что она одна может занять всю жизнь самого ученого мужа» . Майнцский архиепископ
Цензурные предписания ● ● Булла 1515 года: все рукописи до печати должны быть одобрены собственноручной подписью папы – в Риме, епископа или инквизитора по еретическим делам – в городах и диоцезах. Наказание – публичное сожжение книг, отлучение от церкви. Открытых врагов протестантства изгоняли. Эразм Роттердамский писал, что ни одна книга не выходила из печати с нападками на Лютера, а вот против папы пишут все, что угодно. Еще Лютер просил курфюрста Саксонского запретить проповедование тому или иному лицу, выражающему взгляды, противные ему. Изгнание Меланхтона. Использовались в том числе сожжения. В 1558 году появилось первое протестантское цензурное установление. Было запрещено печатание произведений без одобрения суперинтенданта, проповедника или совета данного города. За нарушение – штраф 100 гульденов. Таким образом введена светская цензура. Если до реформации пресса зависела от католических цензурных установок, то после нее – она стала находиться в клубке личных симпатий, политики князей, городских советов.
Протестантизм и политика ● ● Фактически протестантизм предполагал примат «национального» или светской власти над властью религиозной (духовной), которая рассматривалась как механизм символического насилия. Пытаясь объединить все земли под единой властью, Карл 5 решился восстановить власть папы. Съезды князей в Вормсе и Нюренберге. Учение Лютера было осуждено и были восстановлены былые распоряжения религиозных властей. Каждое правительство должно было проводить ревизию типографий, дабы «предотвратить распространение пасквилей и карикатур» . Надзор таким образом был возложен на князей. Это привело к тому, что в Гессене, Пруссии, Брауншвейге, Люнебурге, Меклебурге, Ангальте гонению подвергались произведения католические, а в Бранденбурге, Баварии и т. д. искоренялись произведения протестантские. Раскол князей и расцвет «летучей» литературы. Лютер называл Георга Саксонского «дрезденской свиньей» , так как он ввел казнь за распространение протестантских произведений
Франция — регулирование книжного промысла ● ● Ограничения корпорации университета: конкуренция со стороны переписчиков и попытка защититься. Первая типография появляется при Сорбонне. В 1530 в рескрипте на имя привилегированного типографщика Конрада Необара говорилось, что отныне все религиозные произведения должны были предварительно представляться на проверку профессорам богословия, а иные – профессорам изящной литературы. Четкое ограничение в рамках препятствования ереси. При этом произведения уже изданные Необаром ранее нельзя было перепечатывать другим типографщикам. Гонения на гугенотов и, соответственно, борьба с протестантской литературой.
Правила книгопечатания во Франции ● Генрих 2: 1547. Патент по книжным делам: запрет на печать и продажу книг против католической религии все сочинения религиозного содержания представлялись на предварительный просмотр теологического факультета на каждом произведении выставлять имена автора и типографщика и место напечатания магазины подвергались ревизии цензоров два раза в год наличие двух каталогов книг у каждого книготорговца. Под страхом смертной казни запрещалось покупать книги, запрещенные к обращению. ● Карл 9: 1563 эдикт: Не принесшие присяги книготорговцы наказывались кнутом и конфискацией товара. При рецидивах – смертная казнь. Привелегия за большой печатью
Конец монополии университетских книготорговцев Ришелье: регламент книгопечатания. Число клерков сведено до 80. Усложнена система условий вступления в корпорацию. Ежегодно можно было принимать в монополию не более 1 книготорговца, переплетчика и типографщика. Никто не мог держать более 1 типографии и одного магазина книг. ● Специальный орган – синдикат по печати и книготорговле, состоявший из одного синдика и четырех помощников. Они посещали книжные магазины и типографии и следили за соблюдением правил цензуры. ● Людовик 14 более жестко и четко регламентировал печать. Установлены форматы изданий, кварталы, где должны были жить типографщики, обязаны были иметь ученика – природного француза, католика добрых нравов. Число типографщиков ограничено 36, а книготорговцев – 80. Всего 79 цензоров: 10 по богословию, 11 по праву, 12 по медицине, 8 по математике, 36 по истории и литературе и т. д. Сыновья типографщиков могли наследовать дело отцов только выдержав экзамен перед лейтенантом полиции и синдиком. Не помогало в борьбе с памфлетной литературой – коллекция памфлетов в Национальной библиотеке – 140 томов. ●
Цензурный кодекс Людовика 15 ● ● ● ● Была потребность в систематизации всех различных законов и эдиктов. Эту роль на себя взял цензурный кодекс Людовика 15 1723. Регламент включал 123 статьи, делился на 16 глав. Типографский промысел и купля-продажа разрешались членам корпорации. Каждый торговец имел право владеть не более чем 1 лавкой. Не более одного ученика. 4 года обучения и 3 года работы в качестве подмастерья. Весь промысел сосредотачивался в квартале университета. Кандидаты уплачивают 1000 ливров залога, чтобы быть книготорговцами. Типографщики – 500 ливров. К кольпортажу допускаются члены корпорации, носящие медные бляхи. Пять обязательных экземпляров остаются в распоряжении главного лейтенанта полиции. Для издания необходимо разрешение лейтенанта и одобрение цензора. Запрещалось закрывать двери типографий и иметь занавески на окнах. Отменена смертная казнь за преступления печати. Отныне она заменялась позорным столбом и отправкой на галеры. В 1777 году кодекс был переработан при Людовике 16 и был положен конец университетской корпорации окончательно. Надзор был поручен 20 синдикальным камерам. Книготорговцы и типографщики относились к ведению одной из камер. Инспекторы синдикальных камер осуществляли надзор.
Первая регулярная газета ● 1623 год – создание Ля Газетт. Теофраст Ренодо. Врач, стал придворным врачом. Учредил адресное бюро. Со второго года выпуска – стало выходить два выпуска газеты. В 1629 г. Людовик 13 обязал все рукописи представлять для предварительного просмотра канцлеру и хранителю государственной печати.
Англия ● ● Появление монополии книгопечатания – Компании типографщиков в 1556 г. Она имела монопольное право печатать и издавать книги. Цензурой занимался другой орган — Звездная палата. Типографии было разрешено иметь только в крупных университетских центрах: Лондоне, Оксфорде, Кембридже. Позднее — еще и в Йорке. Жесткие телесные наказания и меры.
Декрет «Звездной палаты» 1637 ● ● Книги юридического содержания должны были поступать на просмотр верховным судьям. Политические книги смотрели государственные секретари. Остальная литература поступала к епископу лондонскому и архиепископу кентерберийскому. Предоставление двух экземпляров публикаци. Занесение в реестровые книги Компании типографщиков. Обязательные имена автора, типографщика и издателя. Заграничные произведения задерживались на таможне для просмотра.
Ареопагитика В 1643 г. Долгий парламент упразднил Звездную палату. Но через два года в связи с расцветом памфлетов прокоролевского содержания решил восстановить. ● Джон Мильтон «Ареопагитика» : речь к Английскому парламенту против цензуры: ● Осуждение принципа «предварительной цензуры» Цензура бесполезна, так как познание добра невозможно без познания зла. Цензура вредна, так как цензоры не могут знать больше авторов, что будет приводить к отрицательной селекции. … Если Бог предоставил человеку свободу в выборе пищи для своего тела, установив лишь правила умеренности, то он предоставил ему и полную свободу в заботе о своей умственной пище, вследствие этого каждый взрослый человек может сам заботиться об упражнении своей главной способности…
Упразднение цензуры ● ● После Долгого Парламенту цензура регулируется «Актом о разрешении» , который принимался как временная мера на 4 года и постоянно продлевался. Акт о разрешении продлился в 1692 году из-за инертности парламента, однако в 1695 г. палата Общин отказалась продлевать документ, мотивируя вторичными соображениями: обысками, задержкой изданий на таможне, вымогательствами и т. д. Таким образом, цензура перестала существовать фактически без особого пожелания на то парламента.
Периодические издания ● ● ● Во времена гражданской войны издавалось 20 газет. 42 -49 (Долгий парламент) — порядка 170 еженедельных изданий. В 1649 по решению правительства появляется первая официальная газета «Политический Меркурий» . Первая ежедневная газета Daily Courant 1702.
Германия ● ● Отсутствие централизованного национального государства. Несколько десятков отдельных княжеств и независимых городов. Цензура централизованно контролируется на уровне католической церкви. Светская цензура появляется в результате укрепления государств и стремления князей завладеть церковной собственностью (что часто выливалось в поддержку князьями Протестантизма, который признавал верховенство светской власти) Попытки единого цензурного регулирования при Императоре Германского Союза Карле 5, что привело к наличию двух цензур: католической и протестантской.
Религиозный раскол ● ● ● На съезде в Аугсбурге в 1530 император лично потребовал более усердно отправлять цензуру. При этом ответственность перед императорской властью возлагалась на князей. В ответ протестантские князья создали союз самозащиты. В 1546 между Карлом и членами Союза самозащиты (Шмалькальденского Союза) началась война. Шмалькальденская война и пришедший в 1555 аугсбургский мир признали равноправие католиков и лютеран, однако свобода избрания вероисповедания была предоставлена князьям, а население должно было разделять вероисповедание правителей. Центром летучей литературы была Франфуртская ярмарка. Очередное постановление Карла 5 о наказании покупателей опальных произведений тоже не возымело действия.
Установление рамочных правовых статусов в области печати Англия, революция 1688 и принятие Билля о правах. Свобода слова провозглашена «неотъемлемым правом человека» . ● Франция, Великая французская буржуазная революция 1789 г. и принятие Декларации прав человека и гражданина (преамбула к Конституции 5 республики): «Свободный обмен мыслями и мнениями относится к наиболее ценным правам человека. Таким образом, все люди могут свободно говорить, писать и делать публикации при условии, что они будут отвечать за любое злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законодательством» . ● США, декларация независимости и 1 поправка Конституции: «Конгресс не может принять закон ущемляющий свободу слова или прессы» ●
История+и+теория+медиа+2.ppt