2,3. сновные этапы становления европейской культуры..pptx
- Количество слайдов: 155
2 и 3 тема: Основные этапы становления европейской культуры (2 ч. ).
Основные этапы становления европейской культуры 1 этап – начинается 150 тыс. лет назад и завершается в IV тыс. до н. э. Период младенчества человека. Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т. д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых, плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением.
Основные этапы становления европейской культуры 2 этап - длился с IV тыс. до н. э. до V века н. э. Детство человечества. Оно имеет не только магический, но и мифологический характер. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества - архитектура, скульптура, барельеф - достигают классических форм, высочайшего совершенства.
Основные этапы становления европейской культуры 3 этап - приходится на V - XVII века, представляющий культуру Средневековья, культуру монотеистических религий - христианства, ислама и буддизма. Отрочество человека. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые - Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай.
Основные этапы становления европейской культуры 4 этап -охватывает период с XV-XVI века до настоящего времени. Он включает в себя эпоху Возрождения (Ренессанса). В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм. Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человека нового времени можно считать вполне взрослым, хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости.
Основные подходы в типологии культуры - изучение культуры в пространстве (синхрония); - изучение культуры во времени (диахрония). Термин «синхрония» обозначает состояния и процессы, одновременно происходящие в культуре всего человечества на каком –то этапе его развития. Словом «культура» в синхронном (географическом) плане могут объединять самые различные группы людей – от весьма малочисленных (культура племени) до миллиардных (культура Запада). При этом объединяющими факторами с разной степенью значимости могут быть расово – этнические, языковые, хозяйственные, образа жизни, территории, общего менталитета и многие другие.
Основные подходы в типологии культуры Диахронный, т. е. исторический подход выдвигает перед исследователями проблемы специфики и своеобразия культуры в историческом развитии. В исторических типологиях исследователями используются в основном два принципиально разных подхода: «линейный» и «циклический» . В первом случае историко–культурный процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого и менее совершенного к более совершенному и сложному, что находит выражение в идее «прогресса» .
Основные подходы в типологии культуры Одной из первых исторических периодизаций, правда, лишь в пределах первобытно-общинного и рабовладельческого строя, является периодизация древнеримского просветителя Тита Лукреция Кара. Он взял за основу процесс овладения человеком конкретным природным материалом, в результате чего различают: 1) каменный век, 2) медный век, 3) бронзовый век, 4) железный век.
Основные подходы в типологии культуры Одной из распространенных периодизаций культурного развития человечества была основана на марксисткой теории общественно-экономических формаций (XIX в. ). В соответствии с формационной теорией принято различать следующие существовавшие в истории типы культур: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и в перспективе – социалистическую и коммунистическую. В основе каждой из этих формаций, а следовательно, и культур, лежат определенные производительные силы и экономические отношения, а в качестве движущей энергии в большинстве из них выступают классовая борьба и революции.
Основные подходы в типологии культуры Второй подход – циклический, характерный для современных культурологов, заключается в том, что они отрицают идею прямолинейного прогресса и мыслят историю как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам. Впервые представление о различных и самостоятельных «культурноисторических типах» было предложено русским ученым Н. Я. Данилевским в книге «Россия и Европа» во второй половине XIX века. Его теорию «локальных» , «замкнутых» цивилизаций в дальнейшем продолжили немецкий историк и социолог О. Шпенглер (1880 -1936) и английский историк А. Тойнби (1889 -1975).
Основные подходы в типологии культуры Согласно их представлениям, в культуре как основе общественно – исторического развития, самостоятельно органически существуют отдельные «замкнутые» культуры. Культурный мир последних тысячелетий в этом контексте рассматривается как «россыпь» локальных цивилизаций, практически не связанных между собой.
Основные подходы в типологии культуры Н. Я. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов культур, О. Шпенглер насчитывал 8 таких культур, А. Тойнби – 21. Наиболее распространенной типологией является схема, утвердившаяся во второй половине XIX века в истории, этнографии, археологии и других науках: Архаика – Античность – Средневековье – Новое время – Новейшее время. Эта схема основана на формационном принципе, т. е. каждая социокультурная эпоха соответствует определенной формации (первобытнообщинная, родовая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).
Культура Древнего Египта
1. Первое из чудес света Пирамида Хеопса – 2600 год до н. э. (150 м)
Вход в пирамиду Хеопса
Большой сфинкс
Древнеегипетский храм
Храм в Луксоре
Древнеегипетский храм
Храм в Асуане
Храм в Абу-Симбел Храм Нефертари располагается в городе Абу-Симбел, который лежит близко к границе с Суданом. Храм Нефертари в Египте является одним из двух храмов, построенных в честь женщины в Египте.
Храм Рамзеса III в Мединет-Абу, фрески
Гробница фараона Тутанхамона
Личное имя Тутанхамон знаменит тем, что его гробница в «Долине царей» возле Фив оказалась почти нетронутой древними грабителями и сохранилась до наших дней. В ней, среди погребальных принадлежностей и утвари, было обнаружено множество замечательных произведений искусства той эпохи — тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волос его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии ревнеегипетского вора. д д Тронное имя Благодаря этому имя владельца этих сокровищ, ничем не примечательного юного египетского царя, стало сразу же широко известным.
Росписи на стенах гробницы
Золотая маска фараона Тутанхамона
Золотые украшения гробницы Тутанхамона
Золотой трон фараона
Колесница фараона
Храм в Луксоре, рельеф
Росписи на стенах
Принципы изображения человека
Священные животные
Статуэтки
Египетские иероглифы
Календарь египтян
Культура Древней Греции
Олимпийские игры ВПЕРВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ СОСТОЯЛИСЬ В 776 Г. ДО Н. Э. И ПРОДОЛЖАЛИСЬ ДО 394 Г. ДО Н. Э. ТОЛЬКО В 1896 ГОДУ ОНИ ЗАНОВО ВОЗРОДИЛИСЬ. ОСНОВАТЕЛЕМ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР ЯВЛЯЛСЯ ГЕРАКЛ. ЛУЧШИЕ СО ВСЕЙ СТРАНЫ АТЛЕТЫ СОРЕВНОВАЛИСЬ В ПЯТИБОРЬЕ (ПРЫЖКИ В ДЛИНУ, МЕТАНИЕ ДИСКА , МЕТАНИЕ ДРОТИКА, БЕГ И БОРЬБА. ) ПОБЕДИТЕЛЯ НАГРАЖДАЛИ ОЛИВКОВЫМ ВЕНКОМ, СПЛЕТЕННЫМ ИЗ ВЕТОК.
ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» . ОКОЛО 1200 Г. ДО Н. Э. ГРЕКИ СОВЕРШИЛИ ПОХОД НА ТРОЮ, РАСПОЛОЖЕННУЮ В МАЛОЙ АЗИИ, НА БЕРЕГУ ЭГЕЙСКОГО МОРЯ. ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ БЫЛ АХИЛЛЕС. В ЭТОЙ ВОЙНЕ ГРЕКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ «СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ» ИЗВЕСТНОЕ КАК «ТРОЯНСКИЙ КОНЬ» .
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР «ТЕАТР» В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО ОЗНАЧАЕТ «МЕСТО ДЛЯ ЗРЕЛИЩ» . ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ ОТЛИЧАЛИСЬ ОГРОМНЫМИ РАЗМЕРАМИ И БЫЛИ РАСЧИТАНЫ НА 17 ТЫСЯЧ МЕСТ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЧИНАЛИСЬ НА РАСВЕТЕ И ПРОДОЛЖАЛИСЬ ВЕСЬ ДЕНЬ. В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ВСЕ РОЛИ ИСПОЛНЯЛИ ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ. В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ЗА ВХОД БРАЛИ НЕБОЛЬШУЮ ПЛАТУ. НЕИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ ВЫДАВАЛИ ДЕНЬГИ НА ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ КОМЕДИИ ПЬЕСЫ, ГДЕ МНОГО ВЫДУМКИ, ВЕСЕЛЬЯ, ЮМОРА НАЗЫВАЛИСЬ - «КОМЕДИЯМИ» . САМЫМ ЗНАМЕНИТЫМ АВТОРОМ КОМЕДИЙ БЫЛ АРИСТОФАН. СВОИМ КОМЕДИЯМ ОН ДАВАЛ НЕЗАТЕЙЛИВЫЕ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ: «ОСЫ» , «ПТИЦЫ» , «ЛЯГУШКИ» …
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ТРАГЕДИИ-ЭТО ПЬЕСЫ, В КОТОРЫХ ПОКАЗАНА БОРЬБА, ОБЫЧНО ЗАКАНЧИВАЮЩАЯСЯ ГИБЕЛЬЮ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫМИ ТРЕГЕДИЯМИ ЯВЛЯЛИСЬ «ЦАРЬ ЭДИП» И «АНТИГОНА» , АВТОРОМ КОТОРЫХ БЫЛ СОФОКЛ.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ДРЕВНИЕ ГРЕКИ СТРОИЛИ НЕ ТОЛЬКО ДВОРЦЫ И ГРОБНИЦЫ ДЛЯ ЦАРЕЙ И ЗНАТИ, НО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ, КОТОРЫМИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ВСЕ ЛЮДИ.
Парфенон. В ЭПОХУ ПЕРИКЛА В АФИНАХ БЫЛ ВОЗДВИГНУТ ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЫ ГОРОДА. АВТОРОМ ЭТОГО ПРЕКРАСНОГО АРХИТЕКТУРНОГО СООРУЖЕНИЯ БЫЛ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ СКУЛЬПТОР ФИДИЙ. ОН БЫЛ ВЫСТРОЕН ИЗ ЛУЧШЕГО В МИРЕ МРАМОРА. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСВЕЩЕНИЯ ОН МОГ МЕНЯТЬ ЦВЕТ-ОТ ЗОЛОТИСТОГО ДО ГОЛУБОГО ИЛИ СЕРОГО. ВНЕШНЮЮ ЧАСТЬ ХРАМА УКРАШАЕТ ПОРТИК-ВЫСТУПАЮЩАЯ ВПЕРЕД ЧАСТЬ ЗДАНИЯ С КОЛОННАМИ.
Древнегреческая скульптура В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости. Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура. Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры.
Древнегреческая письменность Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия некоторых греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» - от «бет» (дом). Придумали они и некоторые новые буквы. Вот так и получился алфавит. В греческом алфавите было уже 24 буквы. Греческий алфавит лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит. Изобретение алфавита – огромный шаг вперёд в развитии культуры.
Литература Древней Греции Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Выдающимися представителями начального этапа историографии (литературы, описывающей государства в процессе развития) были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Очень интересны древние сказания греков – мифы, которые рассказывают о богах, титанах, героях.
Мифы о греческих богах Греки верили во множество богов. Согласно мифам, боги вели себя как люди: дрались, ссорились, влюблялись. Жили они все на Олимпе. ( Посейдон, Афродита и Гермес на изображениях)
Мифы о греческих богах Царством мертвых правил Аид, брат Зевса. О нем сохранилось мало мифов. ГИПНОС - бог сна - помощник Аида. Царство мертвых отделялось от остального мира глубокой рекой Стикс, через которую души умерших переправлял ХАРОН.
Ораторское искусство Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Родиной красноречия считается Эллада. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия.
Ораторское искусство В древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник, мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В V в. до н. э. Коракс открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедший до нас) учебник риторики. Античная эпоха дала миру великих ораторов: Перикла /490 -429 гг. до н. э. / Демосфена /384 -322 гг. до н. э. / Сократа /469 -399 гг. до н. э. / Платона /427 -347 гг. до н. э. /
Значение древнегреческой культуры Литература, искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социальнополитической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.
Культура Древнего Рима
Архитектура Столицу римской империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания - храмы, дворцы, «базилики» , портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки.
Отличительной чертой городов были каменные мостовые, водопроводы ( «акведуки» ), канализация.
Скульптура В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков.
Скульптура Капитолийская волчица V век до н. э. Палаццо Консерватори Богини Грации ок. 200 до н. э. Рим, Италия
Наука Римская наука имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь. Юлиа нский календа рь был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введён Юлием Цезарем в 45 г до н. э. Юлианский календарь основывался на культуре летосчисления Древнего Египта.
Наука Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорид — фармаколог и один из основателей ботаники, Соран Эфесский — акушер и педиатр, Клавдий Гален — талантливый анатом, раскрывший функции нервов и головного мозга.
Наука Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Марк Теренций Варрон, Луций Анней Сенека.
Праздники Древние римляне отмечали в году более 50 праздников. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов: виналии - праздник виноградного сбора, сатурналии - праздник посевов, луперкалии - праздник пастухов и др.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой.
Культура Западной Европы в Средние века
Представления средневекового человека о мире В период раннего средневековья люди представляли себе землю по разному: в виде шара (учение Пифагора не было забыто), плавающей в океане на китах или черепахах, о точно очерченном «крае земли» , о небесной тверди, поддерживаемой столбами, и т. п.
Средневековые карты На картах как и в древности, земля рисовалась в форме круга, но если древние помещали в центре вселенной каждый свое отечество, то средневековые картографы за центр принимали Иерусалим, ибо там, по евангельской легенде, был распят Иисус Христос и Иерусалим считался «пупом» Земли.
Времяисчисление: время и смену сезонов определяли по природным признакам(по Солнцу, крикам петуха, фазам Луны, цветению растений, по характеру ветра и осадков). К точному времени были равнодушны. Даты отсчитывали от церковных праздников и важных исторических событий (смене власти, битв, эпидемий и пр. ) Иногда использовали изобретения Др. Рима и Греции – солнечные часы, водяные или песочные часы. Сутки делились на день и ночь. Ночь – это время проявления дьявола, нечисти, духов. День-светел и добр.
Каролингское Возрождение Подъем культуры во времена правления Карла Великого. (Карл Великий. Воображаемый образ Альбрехт Дюрер).
Карл Великий 1. Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии. 2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники. 3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия» , где Карл, его семья и придворные обсуждали произведения античных авторов и современные хроники и биографии. Сам император знал языки покоренных народов и пытался научиться писать. 4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки. .
Дворец Карла Великого в Ахене был построен в VIII веке н. э.
Образование Карл Великий приказывал открывать школы при монастырях и соборах, где обучались только мальчики без деления на классы и по возрасту. Обучение велось на латинском языке, хотя на нем уже давно не говорили. Главной книгой в обучении была Библия(Старый и Новый завет). А также «семь свободных искусств» : «Тривиум» : Грамматика, Риторика, Диалектика и «Квадривиум» : Арифметика, Геометрия, Астрономия, Музыка.
Искусство рукописной книги При Карле количество образованных людей быстро возрастало. При монастырях появились мастерские по переписке книг. На создание 1 книги уходило около 1 -года, поэтому они представляли огромную ценность. Книга приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамента. Пергамент - специально обработанная кожа молодых телят или ягнят.
Над книгой трудилось много людей- переписчики и художники. Каждый из них делал свою часть-текст, инициалы, заставки, миниатюры.
Книги Вместо тростниковых перьев писать стали перьями птиц. Книги были предметом роскоши, и позволить себе иметь их могли только очень состоятельные люди, т. к. каждая книга была настоящим шедевром. В библиотеках и соборах книги приковывали к стене цепями, спасая их от воров.
Литература В средневековой литературе основным жанром была религиозная литература-евангелие и Житие святых. В житиях рассказывалось о подвигах святых во имя бога и звучали призывы о милосердии и любви к людям. Хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Ø Исидор Севильский «История готов» . Ø Григорий Турский «История франков» . Ø Беда Достопочтенный «Церковная история народа англов» .
Литература Эпические песни и поэмы- сказания о великих героях прошлого ( «Беовульф» , «Старшая Эдда» , «Песнь о Роланде» , «Песнь о Нибелунгах» ). Трубадуры (труверы, миннезингеры)- поэтыпевцы. В литературе создавался образ идеального рыцаря. Воспевались верность сеньору, щедрость, благородство. Поэты воспевали Прекрасную Даму, соединяя поклонение Богоматери и земной прекрасной женщине. Рыцарские романы и повести (легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, о Тристане и Изольде).
Развлечения В городах, деревнях и замках, на дорогах и постоялых дворах выступали странствующие артисты- шуты и жонглёры. Сначала это были певцы и музыканты, но затем этот жанр расширился и жонглеры стали выступать с цирковыми номерами. В отличие от народа церковь жонглеров не любила- их преследовали и отлучали от церкви.
Образование и философия В XI-XII вв. появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских ученых. Центрами перевода стала Испания и норманнская Сицилия.
Средневековые университеты Университеты – корпорации людей интеллектуального труда – профессоров и студентов. Занятия велись на латинском языке. Студенты объединялись в землячества, профессора – в факультеты, возглавляемые деканами. И преподаватели и студенты вместе выбирали главу университета – ректора. Обычно было три факультета: богословский, юридический, медицинский. Студенты записывали лекции и вели диспуты – споры.
Средневековые университеты В XV веке в Европе было уже более 60 университетов: Парижский, университет Болоньи, Салерно (Сицилии). Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и образованию чиновничества, общему подъему культуры. Ученые XI-XII вв. уже не хотели слепо верить. Для выяснения истины нужно рассуждать, доказывать свои выводы, опровергать доводы противника. Так родилась схоластика (от греч. – школа) – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
Ученые богословы Пьер Абеляр Бернар Клервоский
Ученые богословы Фома Аквинский Роджер Бэкон.
Великий поэт средневековья Данте Алигьери
Архитектура XI-XIII вв. носит название романской (от Рома – Рим), т. к. многое перенято из Рима. Романский храм – массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Повторяются элементы полукруглой арки – на сводах, проемах, входах. (Трирский Кафедральный собор).
Архитектура Постройки XII- XV вв. получили позже название готических. Легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи – на массивные опорные столбы и соединительные арки. Залы просторные и высокие, украшены живописью, резьбой, барельефами. Огромные окна, кружевная каменная резьба, стрельчатые арки, крутые скаты крыш, высокие башни – порыв ввысь. (Кафедральный собор в Шартре).
Скульптура
Скульптура
Живопись Витражи – картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленные свинцовыми ободками.
Живопись
Живопись
Культура раннего Возрождения в Италии В середине XIV в. в Италии зарождается новая культура – Возрождения. «Любители мудрости» изучали латинский и греческий языки, разыскивали античные статуи, переписывали и изучали античные рукописи, подражали героям и философам Древнего Рима и Греции в поведении и даже одежде.
Культура раннего Возрождения в Италии Их стали называть «гуманистами» . Они считали человека – «венцом творения» Бога. Считали, что человек может и должен добиться величия и счастья уже в земной жизни. Наградой ему будет слава. Господь помогает таким людям. Идеал гуманистов – универсальный человек, который достиг совершенства во всем: в физической силе, красоте, философии и других науках, в воинском мастерстве и т. д.
Великие гуманисты Франческо Петрарка (1304 -1374) итальянский поэт.
Великие гуманисты Джованни Боккаччоитальянский поэт и писатель, (1313 -1375).
Искусство раннего Возрождения Сандро Боттичеллиитальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи, (1445 -1510).
С. Боттичелли «Рождение Венеры»
С. Боттичелли «Весна»
Научные открытия и изобретения Астрологи считали, что по звездам можно определить будущее. Изучали расположение звезд и светил, их движение и законы физики. Алхимики были заняты поисками «философского камня» , с помощью которого можно превратить любой металл в золото. Усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы.
Медицина
Первые механизмы: водяная мельница
Первые механические часы
Первые плавильные печи
Первый токарный станок и первый винторезный станок
Астролябия – прибор для определения места, где находится корабль.
Каравелла – быстрый легкий парусник
Христофор Колумб – первооткрыватель Америки
Первый печатный станок. Первый книгопечатник Иоганн Гуттенберг
Культура Нового времени Культура XVII века. Это столетие знаменует собой начало культуры Нового времени, продолжающейся до сих пор. В это время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы. Это столетие науки и философии. К середине XVII века закончились религиозные войны и ведущим политическим образованием стали крупные национальные государства с абсолютистской формой правления. Родилась новая, сильная Европа.
Новое время Формируется новый метод получения истины - рационалистический. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт, больше известный студентам по декартовым координатам.
Рене Дека рт - французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Фрэ нсис Бэ кон (англ. Francis Bacon), (22 января 1561— 9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомэрсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма
Сэр Исаа к Нью то н— английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики.
Блез Паскаль— французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
Искусство XVII века Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Деятели классицизма: поэт Николя Буало, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, комедиограф Жан-Батист Мольер, художник Николя Пуссен.
Пьер Корнель— знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии» . Член Французской Академии (1647).
Скульптура Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся прежде всего в бюргерской стране. Голландии, первой
XVIII век. Культура Просвещения XVIII век. Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика.
XVIII век. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконецто понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.
Французское просвещение Шарль-Луи де Секонда, барон Ла Брэд и де Монтескьё— французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма» , статей из «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» .
Вольте р — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.
Архитектура Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.
Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны.
Во Франции, создан один из самых замечательных Барочных дворцовых ансамблей — Версаль (16681689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейский монархов, включая и русских.
В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм.
Барокко в России Самым выдающимся архитектором русского барокко был Ф. Б. Растрелли. Только он смог построить для Елизаветы такой дворец в Царском Селе, который соответствовал бы ее запросам и вкусу.
Барокко в России Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор использовал те же эффекты фальшивых окон — зеркал для зрительного расширения пространства, и Смольный собор в Петербурге.
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно.
Барокко в живописи Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Барокко в живописи Караваджо. Святой Иероним. Рубенс. Венера и Адонис.
XIX век Культурный итог XVIII века был подведен в победных сражениях против Наполеона и последовавшим заключением Тройственного союза стран-победительниц в 1815 году. Наполеон отправлен на остров Святой Елены. Европа вступает в буржуазный XIX век, один из самых спокойных в ее истории. Это эпоха стабилизации буржуазного общества, формирование буржуазных демократий. Появляется устойчивое бюргерское общество, так называемый средний класс. Это век уже перезревшей буржуазной культуры.
XIX век представлен научным коммунизмом, основной представитель которого – К. Маркс— выдающийся немецкий философ, экономист, политический журналист, общественный деятель. Представители немецкой классической философии: И. Кант— немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма; И. Фи хте— немецкий философ. Один из основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта. Фихте часто воспринимается как фигура, чьи философские идеи послужили мостом между идеями Канта и германского идеалиста Г. Гегеля. Ф. Ше ллинг— немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии. Г. Гегель -немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Философия и искусство романтизма (Шлегель, Новалис, Гюго, Байрон) А. Шлегель — знаменитый немецкий критик, историк литературы и поэт-переводчик. Нова лис— немецкий писатель, один из самых крупных представителей немецкого романтизма. В. Гюго — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841). Д. Байрон, с 1798 г. 6 -й барон Байрон, широко известный как лорд Байрон (22 января 1788, Лондон — 19 апреля 1824, Миссолунги, Греция) — английский поэт-романтик.
Искусство романтизма Характерные черты романтизма: • идеализация прошлого, доминирование мифологической тематики; • отказ от рационализма и догм прошлого, возвращение к природе; • повышенная выразительность при помощи игр света и цвета, вера в доброту человечества и лучшие качества личности; • картины передавали лирическое виденье мира; • повышение интереса к этническим темам, справедливости для всех. Основные представители среди величайших живописцевромантиков XIX в. были: И. Фюссли, Ф. Гойя, К. Д. Фридрих, Д. Констебль, Т. Жерико, Э. Делакруа.
Искусство романтизма «Сбор винограда» Ф. Гойя.
Искусство романтизма «Зонтик» Ф. Гойя.
Искусство романтизма «Свобода на баррикадах» Э. Делакруа.
Искусство романтизма «Овидий среди скифов «Э. Делакруа.
Импрессионизм и постимпрессионизм Импрессионисты: Клод Моне, Эдгар Дэга, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Анри Тулуз-Лотрек. Постимпрессионисты: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри Тулуз-Лотрек.
Импрессионизм Импрессионизм (impressionnisme) - стиль живописи, который появился в конце XIX века во Франции и затем распространился по всему миру. Сама идея импрессионизма заключается в его названии: impression — впечатление. Художники стали использовать совершенно новые техники и методы изображения, которые должны были в наиболее доступной форме выразить не "фотографический" вид, а именно впечатление от увиденного. В своей картине художникимпрессионист при помощи характера мазков и цветовой палитры пытается передать атмосферу, тепло или холод, сильный ветер или умиротворённую тишину, туманное дождливое утро или яркий солнечный полдень, а также свои личные переживания от увиденного.
Импрессионизм в живописи «Впечатление. Восходящее солнце» К. Моне
Импрессионизм в живописи «Лягушатник. П. О. Ренуар.
Импрессионизм в живописи «Голубые танцовщицы» Э. Дега.
Постимпрессионизм (от фр. postimpressionisme – после импрессионизма) — совокупность разрозненных течений изобразительного искусства, возникших во Франции во второй половине 80 -х годов XIX века как реакция на разложение импрессионизма и попытка на его основе осуществить собственные эстетические искания. Впервые этот термин был употреблен английским критиком Роджером Фраем, при описании тенденций французского искусства того времени.
Постимпрессионизм С помощью постимпрессионизма художники выражали стремление преодолеть догмы импрессионизма и реализма, запечатлеть на холсте не только ускользающее зрительное впечатление (impression) действительности, но и само сущностное начало предмета, раскрыть в форме и цвете вечные символы, зафиксировать длительные состояния прекрасного — как материальные, так и духовные. Постимпрессионизм в живописи проявлял глубокий интерес к философским и символическим аспектам изобразительного искусства, к восточной эзотерике, живописи и графике Японии, Китая.
Постимпрессионизм в живописи «Женщина, держащая плод» и «Белая лошадь» П. Гоген.
Постимпрессионизм в живописи «Ночная терраса кафе» В. В. Гог
Постимпрессионизм в живописи «Пшеничное поле с кипарисами» В. В. Гог.
Постимпрессионизм в живописи «Пьеро и Арлекин» и «Натюрморт с купидоном» П. Сезанн