Скачать презентацию 2 а/ «ЗВУК» в визуальном восприятии Скачать презентацию 2 а/ «ЗВУК» в визуальном восприятии

ОК 2012 лек 3.ppt

  • Количество слайдов: 53

2 а/ «ЗВУК» в визуальном восприятии 2 а/ «ЗВУК» в визуальном восприятии

 «Даже сегодняшний человек не довольствуется только наружным. Его взгляд обостряется, его ухо напрягается, «Даже сегодняшний человек не довольствуется только наружным. Его взгляд обостряется, его ухо напрягается, и его потребность видеть и слышать во внешнем внутреннее растет. Только поэтому мы в состоянии ощущать внутреннюю пульсацию столь молчаливого и сдержанного существа, как квадрат и прямоугольник» . (Кандинский)

ТОЧКА приобретает значение в некоем зрительном поле При размещении в центре пространства точка занимает ТОЧКА приобретает значение в некоем зрительном поле При размещении в центре пространства точка занимает устойчивое статичное положение, организуя вокруг себя окружающие элементы и доминируя в этом поле.

Организация пространства вокруг центра (точки) Организация пространства вокруг центра (точки)

Точка смещена относительно центра: поле становится агрессивней, начинается борьба за визуальное превосходство, между точкой Точка смещена относительно центра: поле становится агрессивней, начинается борьба за визуальное превосходство, между точкой и полем возникает визуальное напряжение.

Напряжение: смещение точки из центра пространства Напряжение: смещение точки из центра пространства

ЛИНИЯ, описывая «путь» точки, визуально выражает направление, движение, динамический эффект. ЛИНИЯ, описывая «путь» точки, визуально выражает направление, движение, динамический эффект.

ЛИНИЯ, описывая «путь» точки, визуально выражает направление, движение, динамический эффект. ЛИНИЯ, описывая «путь» точки, визуально выражает направление, движение, динамический эффект.

Динамические направления (линии) созданы с помощью точек. Динамические направления (линии) созданы с помощью точек.

Активные вертикальные движения в горизонтальном поле уже дают эффект напряжения, драматизации. Эффект может достигать Активные вертикальные движения в горизонтальном поле уже дают эффект напряжения, драматизации. Эффект может достигать впечатления тягостности. Но может быть использован как изящный контраст. (Зависит от соотношения масс!)

Разное эмоциональное «звучание» вертикальной и горизонтальной линии Разное эмоциональное «звучание» вертикальной и горизонтальной линии

Эмоциональная сила диагональной линии Эмоциональная сила диагональной линии

Эмоциональная сила диагональной линии Эмоциональная сила диагональной линии

 «Гармоничная» (b-c) и «дисгармоничная» (a-d) диагональ по В. Кандинскому: «лирическое» и «драматическое» напряжение. «Гармоничная» (b-c) и «дисгармоничная» (a-d) диагональ по В. Кандинскому: «лирическое» и «драматическое» напряжение.

Ведущая тема – теплая лирика Ведущая тема – теплая лирика

Драматизм. Попытка смягчить цветом и игрой с массой элементов. Драматизм. Попытка смягчить цветом и игрой с массой элементов.

Кривая линия (по В. Кандинскому) - это деформация прямой боковыми напряжениями. Чем сильнее давление, Кривая линия (по В. Кандинскому) - это деформация прямой боковыми напряжениями. Чем сильнее давление, тем сильнее упругость.

Прямая – это «отрицание» плоскости Кривая линия несет в себе «ядро» плоскости Прямая – это «отрицание» плоскости Кривая линия несет в себе «ядро» плоскости

Организация плоскости прямыми линиями, рассекающими и «отрицающими» ее. Организация плоскости прямыми линиями, рассекающими и «отрицающими» ее.

Организация поля кривыми, поддерживающими и «сохраняющими» . Организация поля кривыми, поддерживающими и «сохраняющими» .

Два этих приема в сочетании образуют контраст. Два этих приема в сочетании образуют контраст.

Игра в рассечение и сохранение пространства Игра в рассечение и сохранение пространства

Игра в рассечение и сохранение пространства Игра в рассечение и сохранение пространства

 «Напряжения» квадратной поверхности (по В. Кандинскому) связаны с разной эмоциональной трактовкой понятий «правое» «Напряжения» квадратной поверхности (по В. Кандинскому) связаны с разной эмоциональной трактовкой понятий «правое» «левое» , «верх» - «низ» . «Вверх – напряжение к небу, влево – к дальнему, вправо – к дому, вниз – к земле» .

 «Верх» и «низ» . Распределение массы вокруг «дисгармоничной» диагонали может облегчить или утяжелить «Верх» и «низ» . Распределение массы вокруг «дисгармоничной» диагонали может облегчить или утяжелить звучание.

Застывшее выражение четырех простых линий. Напряжение тех же элементов. Сложные взаимоотношения. Застывшее выражение четырех простых линий. Напряжение тех же элементов. Сложные взаимоотношения.

Кандинский: «Безмолвный лиризм четырех элементарных линий» Кандинский: «Сложно-пульсирующее выражение» Кандинский: «Безмолвный лиризм четырех элементарных линий» Кандинский: «Сложно-пульсирующее выражение»

 «Децентрированность» Соразмерное напряжение горизонтали и вертикали «Децентрированность» Соразмерное напряжение горизонтали и вертикали

Умножение звучаний При использовании вместо прямых кривых сумма звучаний увеличится: каждая кривая включает еще Умножение звучаний При использовании вместо прямых кривых сумма звучаний увеличится: каждая кривая включает еще и «боковые напряжения» .

Встречное сочетание кривой и ломаной. Взаимное усиление звучания. Соединение движения кривых. Расходящиеся движения. Встречное сочетание кривой и ломаной. Взаимное усиление звучания. Соединение движения кривых. Расходящиеся движения.

 «Целостная гармоническая структура композиции может, таким образом состоять из нескольких, предельно противоположных комплексов. «Целостная гармоническая структура композиции может, таким образом состоять из нескольких, предельно противоположных комплексов. Эти противоположности могут быть даже дисгармоничными. И тем не менее их правильное применение придаст произведению достоинство высшей гармонии» . (Кандинский)

язык пространственных форм (Урал. ГАХА, Екатеринбург) 1 -покой, равновесие; 1 а-пассивное, легкое, свободное, земное, язык пространственных форм (Урал. ГАХА, Екатеринбург) 1 -покой, равновесие; 1 а-пассивное, легкое, свободное, земное, безопасное, удовлетворенное, монотонное; 1 b-тяжелое, надежное, смелое, сильное, прочное; 2 -благородное, драматическое, вдохновляющее, возвышающее, возносящееся, поднимающееся, растущее, побеждающее силу тяжести; 3 - пораженное, отступающее, падающее, депрессивное; 4 -восходящее, активное, динамичное, преодолевающее; 5 -спускающееся, скользящее, динамичное, возвращающееся; 6 -устойчивое, устремленное вверх; 7 - неустойчивое/устойчивое, падающее/возносящееся (в зависимости от контекста “контур/фон”); 8 -конструктивное, солидное, сильное; 9 - активное, энергичное, мужественное; 13 -убывающее, сокращающееся , динамичное, настойчивое; 10 -грубое, скрежещущее, раздражающее; 11 -возбужденное, нервное, испуганное; 12 -зубчатое, грубое, жесткое, встречающееся, закрывающееся; 14 -возрастающее, расширяющееся, расходящееся, открывающееся; 15 -рассеивающееся, исчезающее; 16 -сходящееся, собирающееся, концентрирующееся; 17 - неуверенное, колеблющееся; 18 -утонченное; 19 -текучее, плавное, мягкое; 20 -криволинейное, нежное, мягкое, приятное, женственное; 21 - примитивное, простое, плавное, смелое; 22 -спокойное, скользящее, мягкое; 23 -прогрессивное, уверенное, усиливающееся; 24 -регрессивное, неуверенное, ослабевающее; 25 -пламенеющее, волнующееся; 26 - экспансивное, пружинящее, повторяющееся; 29 - разворачивающееся, уходящее, исчезающее; 30 -сворачивающееся, собирающееся, концентрирующееся; 31 -активное, динамичное, поднимающееся с замедлением; 32 -динамичное, скользящее с ускорением; 33 -активное, динамичное, поднимающееся с ускорением; 34 -динамичное, скользящее с замедлением; 35 -статичное, фокусное, закрепленное в движении.

Цветовой круг Кандинского: «Змея, кусающая себе хвост, символ бесконечности и вечности. По обе стороны Цветовой круг Кандинского: «Змея, кусающая себе хвост, символ бесконечности и вечности. По обе стороны – две великих возможности, безмолвие смерти и безмолвие рождения» . I IV III II II IV I

Назойливость. Насилие. Рассеивание силы в окружающее Глубина. Покой. При утемнении – печаль Пассивность. Отдых. Назойливость. Насилие. Рассеивание силы в окружающее Глубина. Покой. При утемнении – печаль Пассивность. Отдых. Самодовольство. Скука Жизнь. Подвижность. «Кипение внутри себя» Умеренное излучение. Здоровье. Серьезность Болезненное. Погасшее. Печальное

Высокая труба, верхние ноты фанфары Альтовая скрипка Упорный, навязчивый, сильный тон в музыке Средние Высокая труба, верхние ноты фанфары Альтовая скрипка Упорный, навязчивый, сильный тон в музыке Средние и низкие звуки виолончели. При высветлении – скрипка Низкие тона деревянных духовых (фагот)

И. Иттен «Искусство формы» . В. В. Кандинский «Точка и линия на плоскости» . И. Иттен «Искусство формы» . В. В. Кандинский «Точка и линия на плоскости» . В. В. Кандинский «О духовном в искусстве» . «Объемно-пространственная композиция» под ред. А. В. Степанова (учебник МАРХИ). Д. Л. Мелодинский «Архитектурная пропедевтика. История. Теория. Практика» . В. Б. Устин «Композиция в дизайне» .

Электронная версия книги Василия Васильевича Кандинского «Точка и линия на плоскости» здесь: http: //philologos. Электронная версия книги Василия Васильевича Кандинского «Точка и линия на плоскости» здесь: http: //philologos. narod. ru/kandinsky -pl. htm#osn_pl

Композиции Якова Чернихова на сайте Фонда им. Чернихова: http: //www. icif. ru/ (выбрать «Архитектор-художник Композиции Якова Чернихова на сайте Фонда им. Чернихова: http: //www. icif. ru/ (выбрать «Архитектор-художник Я. Чернихов» , затем: «Циклы» )