Скачать презентацию 2 1 2018 Паскаль линейные алгоритмы Автор языка Паскаль Структура Скачать презентацию 2 1 2018 Паскаль линейные алгоритмы Автор языка Паскаль Структура

11 паскаль лин.ppt

  • Количество слайдов: 25

2/1/2018 Паскаль линейные алгоритмы Автор языка Паскаль Структура программы на Паскале Оператор ввода Оператор 2/1/2018 Паскаль линейные алгоритмы Автор языка Паскаль Структура программы на Паскале Оператор ввода Оператор присваивания Оператор вывода Правила записи арифметических операций Порядок выполнения операций Некоторые типы данных в Паскале Встроенные функции Задания для программирования 1

Язык программирования Pascal был разработан профессором Цюрихского Федерального технологического института Никлаусом Виртом в 1970 Язык программирования Pascal был разработан профессором Цюрихского Федерального технологического института Никлаусом Виртом в 1970 г. 2/1/2018 2

Процесс решения задач на компьютере это совместная деятельность человека и компьютера. Этот процесс можно Процесс решения задач на компьютере это совместная деятельность человека и компьютера. Этот процесс можно представить в виде нескольких последовательных этапов: постановка задачи; математическое или информационное моделирование; алгоритмизация; программирование; тестирование и отладка программы; анализ результатов. 2/1/2018 3

Структура программы Program <name>; {Заголовок программы} Var <переменные>: <тип переменных>; {описание переменных} begin <программа>; Структура программы Program ; {Заголовок программы} Var <переменные>: <тип переменных>; {описание переменных} begin <программа>; {операторы} end. Имя программы, раздел описания переменных и каждый оператор отделяются друг от друга точкой с запятой. В конце программы после end – точка. 2/1/2018 4

Блок-схема и линейная программа вычисления суммы 2 -х чисел Var a, b, c: integer; Блок-схема и линейная программа вычисления суммы 2 -х чисел Var a, b, c: integer; Начало Ввод исходных данных a, b Вычисление c=a+b Вывод результата c Конец 2/1/2018 Begin Write(‘a=‘); Readln(a); Write(‘b=‘); Readln(b); C: =a+b; Writeln(c); End. 5

ОПЕРАТОР ВВОДА READ(a); - переменной а присваивается, введенное с клавиатуры. Ввод заканчивается нажатием Enter. ОПЕРАТОР ВВОДА READ(a); - переменной а присваивается, введенное с клавиатуры. Ввод заканчивается нажатием Enter. READLN(a); – значение переменной а также вводится с клавиатуры, но курсор переходит на новую строку. READLN(a, b); – значения переменных а и b задаются с клавиатуры. Переменные вводятся через пробел или после каждого значения нажимают Enter. Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать Еnter. 2/1/2018 6

ОПЕРАТОР ВВОДА При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln (a); Перед каждой ОПЕРАТОР ВВОДА При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln (a); Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести. Пример: Запросить с клавиатуры значение переменной а. Write (‘a=’); Readln(а); На экране появится а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры числа. После ввода числа необходимо нажать Enter. 2/1/2018 7

ПЕРЕМЕННЫЕ Переменная – величина, которая в процессе выполнения программы может менять свое значение. Имена ПЕРЕМЕННЫЕ Переменная – величина, которая в процессе выполнения программы может менять свое значение. Имена переменных состоят из латинских букв и цифр, начинаются только с буквы. !!! Имена переменных не должны совпадать с операторами или служебными словами языка Паскаль! Например, именем переменной не могут быть: begin, var, read и т. п. 2/1/2018 8

ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ Для изменения значений переменных используется оператор присваивания, в языке Паскаль он обозначается ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ Для изменения значений переменных используется оператор присваивания, в языке Паскаль он обозначается так: <имя переменной>: =<выражение>; Пример: а: =2; b: =8; S: =а+b; После выполненных последовательно данных трех команд переменная S принимает значение равное 10. 2/1/2018 9

ОПЕРАТОР ВЫВОДА WRITE (x); - выводит на экран значение переменной х, курсор остается в ОПЕРАТОР ВЫВОДА WRITE (x); - выводит на экран значение переменной х, курсор остается в этой же строке. WRITELN (x); - выводит на экран значение переменной х, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана. 2/1/2018 10

ОПЕРАТОР ВЫВОДА В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст ОПЕРАТОР ВЫВОДА В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая. Пример: Writeln('Мне 16 лет'); На экране появится: Мне 16 лет a: =11; Writeln('Я учусь в ', а, ' классе'); На экране появится: Я учусь в 11 классе х: =3; у: =6; Writeln(х+у, ' рублей'); На экране появится: 9 рублей 2/1/2018 11

Правила записи арифметических операций Математика Сложение C=a+b Вычитание С=a-b Умножение C=ab или x=5 a Правила записи арифметических операций Математика Сложение C=a+b Вычитание С=a-b Умножение C=ab или x=5 a Деление X=a: c 2/1/2018 Паскаль C: =a+b; C: =a-b; C: =a*b; или x: =5*a; x: =a/c; 12

Порядок выполнения операций 1. 2. 3. 4. Операции в скобках Умножение (*) и деление Порядок выполнения операций 1. 2. 3. 4. Операции в скобках Умножение (*) и деление (/) Целочисленное деление (DIV и MOD) Сложение (+) и вычитание (-) Пример: А * А + В /4 – 12 * С 1 4 2 5 3 A + ((C – D) / (2 + K) – 1) * B 6 2/1/2018 1 3 2 4 5 13

Какие типы у переменных? Когда мы выполняем операцию деления или извлекаем квадратный корень, то Какие типы у переменных? Когда мы выполняем операцию деления или извлекаем квадратный корень, то результат наших вычислений - …? - вещественное число, состоящее из целой и дробной части. 2/1/2018 14

Некоторые типы переменных Наименование Обозначение Диапазон Занимаемая память Целый Длинный целый INTEGER Long. Int Некоторые типы переменных Наименование Обозначение Диапазон Занимаемая память Целый Длинный целый INTEGER Long. Int -32768…+32767 -2147483648… +2147483647 2 байта 4 байта Вещественный REAL 10 -38 – 1037 6 байт Символьный CHAR 1 из 256 символов 1 байт Строковый STRING Раздел описания переменных начинается со слова VAR (сокращение от английского слова variable – переменная) и размещается перед основным блоком программы (перед первым BEGIN). После имен переменных через двоеточие указывается их тип. Константы описываются в разделе с рубрикой CONST, там же указывается их значение. 2/1/2018 VAR a, b: real; i, j: integer; CONST g=9. 81; …. . 15

Можно ли в Паскале вычислить … X 2 =? Sin(x)=? Корень квадратный? Модуль числа…? Можно ли в Паскале вычислить … X 2 =? Sin(x)=? Корень квадратный? Модуль числа…? Да! В Паскале имеются следующие встроенные функции: 2/1/2018 16

Обращение Действие Тип аргумента Тип результата PI Вызов числа « пи » - 3, Обращение Действие Тип аргумента Тип результата PI Вызов числа « пи » - 3, 14159… - Вещ. SIN(X) Синус веществ. х Вещ. COS(X) косинус Вещ. ARCTAN(X) арктангенс Вещ. SQR(X) Квадрат х Цел. /Вещ. Квадратный корень Вещ. Абсолютная Цел. /Вещ. ROUND(X) округление Вещ. Цел. TRUNC(X) Отбрасывание дробной части х Вещ. Цел. ех Вещ. Натуральный логарифм Вещ. RANDOM Случайное число из диапазона(0 -1) - Вещ. RANDOM(X) Случайное число из диапазона (0 -х-1) Цел. SQRT(X) ABS(X) EXP(X) LN(X) 2/1/2018 величина (модуль х) 17

Задание Составить программы для вычисления значений математических выражений a) b) d) c) e) 2/1/2018 Задание Составить программы для вычисления значений математических выражений a) b) d) c) e) 2/1/2018 18

Задача 1 Даны катеты прямоугольного треугольника a и b. Вычислить площадь треугольника и его Задача 1 Даны катеты прямоугольного треугольника a и b. Вычислить площадь треугольника и его периметр. S=? S=ab/2 p=? P=a+b+c a c С=? b Проверка: для а=3 и b=4 площадь (S) = 6. 0 периметр (p) = 12. 0 2/1/2018 19

Вычислить площадь заштрихованной фигуры: 1) При А=2; Угол 90 о 2) При А=5; А Вычислить площадь заштрихованной фигуры: 1) При А=2; Угол 90 о 2) При А=5; А 3) При А=7. А/2 Написать 1) блок-схему; 2) программу. А 2/1/2018 20

Вычислить площадь заштрихованной фигуры: 1) При А=2; 2) При А=5; Угол 90 о А/2 Вычислить площадь заштрихованной фигуры: 1) При А=2; 2) При А=5; Угол 90 о А/2 А 3) При А=7. Написать 1) блок-схему; 2) программу. А 2/1/2018 21

Вычислить площадь заштрихованной фигуры: 1) При А=2; 2) При А=5; Угол 90 о 3) Вычислить площадь заштрихованной фигуры: 1) При А=2; 2) При А=5; Угол 90 о 3) При А=7. А Написать 1) блок-схему; 2) программу. А/2 А 2/1/2018 22

Вычислить площадь заштрихованной фигуры: 1) При А=2; 2) При А=5; Угол 90 о 3) Вычислить площадь заштрихованной фигуры: 1) При А=2; 2) При А=5; Угол 90 о 3) При А=7. А А Написать 1) блок-схему; 2) программу. А/2 2/1/2018 23

Задачи 2. В углу прямоугольного двора размером Aх. B стоит прямоугольный дом размером Cх. Задачи 2. В углу прямоугольного двора размером Aх. B стоит прямоугольный дом размером Cх. D. Подсчитать площадь дома, свободную площадь двора и длину забора. Примечание: в углу, где дом, забора нет. 3. Радиус окружности равен R. Вычислить длину окружности и площадь круга. Результаты печатать с 5 знаками после десятичной точки. 4. Автомобиль t 1 часа ехал со скоростью v 1 км/час и t 2 часа со скоростью v 2 км/час. Вычислить среднюю скорость автомобиля (она равна суммарному пути, деленному на суммарное время). Проверка – на следующем слайде! 2/1/2018 24

Проверка 2. для А=50, В=30, С=20, D=10 площадь дома=200, свободная площадь =1300, длина забора=130 Проверка 2. для А=50, В=30, С=20, D=10 площадь дома=200, свободная площадь =1300, длина забора=130 3. для R=800 длина окружности = 5026. 54825 площадь круга = 2010619. 29830 4. для t 1=3 часам и v 1=80 км/ч, t 2=2 часа и v 2=90 км/ч средняя скорость=84 км/ч. 2/1/2018 25