Павлюткин_Семья и деторождение в России.pptx
- Количество слайдов: 25
19. 07. 2015. Летняя социологическая школа «Северная Фиваида» Семья и деторождение в России: опыт социологического исследования Павлюткин И. В.
Структура • • • Постановка проблемы Социальные науки и понятие семьи О проекте и результатах одного исследования Рождаемость и «религиозная социализация» Что дальше?
О религиозности населения России 80 70 69 61 60 50 47 50 54 57 73 71 69 68 3 3 62 40 30 31 20 10 0 3 1991 3 1998 3 2001 3 2002 3 2 2003 2004 Причастие раз в месяц и чаще Источник: ВЦИОМ, Левада-центр (1991 -2013) 3 2005 3 2007 2009 2010 2011 Относят себя к православным 2013
Коэффициент суммарной рождаемости в России, Германии, Италии, Франции и Японии, 1960 -2012, детей на одну женщину Источник: данные Института демографии НИУ ВШЭ (http: //opec. ru/1770663. html)
Число браков и разводов, зарегистрированных в России (тысяч) и доля родившихся вне брака (%), 1960 -2014* годы Источник: Расчеты Института демографии НИУ ВШЭ (http: //demoscope. ru/weekly/2014/0609/barom 04. php)
«Рационалистские» объяснения рождаемости • «Теория второго демографического перехода» как ценностный сдвиг в обществе модерна (Д. Ван де Каа, Р. Лестег). Шведский эксперимент в области семьи и рождаемости (Гуннар и Альва Мюрдали; 1930 -е годы) • Экономическая теория рождаемости и брачности (доходы, отложенная рождаемость, количество и качество детей) (Беккер Г. , Т. Шульц, Дж. Хекман) Рождение детей как целерациональное действие - решение оптимизационной задачи по соотнесению целей и средств? Как получить законченный ответ на вопрос: «Зачем Вы рожаете детей? »
Теория второго демографического перехода «Отличие второго демографического перехода от первого заключается в том, что все помыслы человека сосредоточены на самореализации, свободе выбора, личном развитии, индивидуальном стиле жизни, эмансипации, и это находит отражение в формировании семьи, установках в отношении регулирования рождений и мотивах родительства. Растущие доходы, экономическая и политическая защищённость, которые демократические государства всеобщего благосостояния предлагают своему населению, сыграли роль спускового крючка для «тихой революции» , сдвига в направлении «постматериализма по Маслоу» , при котором индивидуальные сексуальные предпочтения принимаются такими, как они есть, и решения о совместной жизни, разводе, аборте, стерилизации и добровольной бездетности остаются на усмотрении индивидов и семейных пар» [Van de Kaa 1996: 425].
Грузия Египет Иордания Мексика США Великобритания Польша Эфиопия Япония Танзания, 1999 Россия 2008 Болгария Венгрия, 1999 Словения Испания Украина Кыргызстан, 1999 -2004 Финляндия Бразилия Румыния Армения, 1999 Франция, 1999 Швейцария Хорватия, 1999 Азербайджан, 1999 Беларусь, 1999 Россия 1999 Молдова Нидерланды Германия Россия 1990 Китай Эстония, 1999 Литва, 1999 Латвия, 1999 Ценность семьи в России 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Источник: World Values 5 th Wave. во время последней (пятой) волны по программе World Values (2005– 2008 гг. ) и в России в 1990, 1999 и 2008 гг. (% респондентов, заявивших «семья для меня очень важна» , в России и в других странах мира)
Доверие в семье 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 Египет Швеция Мали Грузия Россия 2007 Норвегия Эфиопия Болгария Аргентина Марокко Вьетнам Китай Южная Корея Италия Великобритания Индия Малайзия Канада Австралия Словения Молдова Германия Франция Украина Мексика США Польша Гана Бразилия Россия 1990 0 Источник: World Values 5 th Wave. во время последней (пятой) волны по программе World Values (2005– 2008 гг. ) и в России в 1990 и 2007 гг. % респондентов, заявивших «я полностью доверяю своей семье.
Исследовательский вопрос • Почему выраженная ценность семьи слабо отражается на действиях людей? • Что люди сами думают о рождении детей?
Об исследовательском проекте «Семья и деторождение» Город Москва Санкт-Петербург Количество интервью 27 (19 — пилотаж, 8 — основной этап) 2 Нижний Новгород 6 Пермь 9 Новосибирск 8 Хабаровск 9 Якутск 8 Целевая подвыборка «Воцерковленные православные» (Москва) 11 Всего 80
Рациональность и деторождение Тип действия Схема Выдержка из мнений респондентов размышления Целерациональ Я делаю А для того, Нет цитат ное чтобы Б Ценностнорациональное Я делаю А, потому. . . мы как христиане не имеем права сами что для меня важно решать, сколько у нас будет детей, не (значимо) Б. имеем права лишать жизни ребёнка. Если Цели достижимы и мы уповаем на Бога, то должны уповать на средства реальны Него всецело. И Бог даст [средства] на то, против цель ценна чтобы мы смогли их воспитать и средства ценны Традиционное Аффективное Я делаю А, потому Зовут меня Наталья Васильевна, родилась что у нас все делали в городе Хабаровске в 1949 г. , детство А прошло нормально в большой семье, нас было семеро детей. Под влиянием этого, может, у меня тоже трое детей Я делаю А, потому Я безумно всегда хотела, чтобы у меня был что мне хочется любящий муж, чтобы у нас была лялечка и всё было хорошо
Категории родительского сознания Ребенок как «сложный проект» - ( «Я не хочу рожать детей, потому что дети — это навсегда» ) • «Ответственность» • «Своя жизнь» Образование и медицина как ключевые институты
Ответственность • Изначально, когда мы женились, для нас не стоял вопрос, будем мы рожать или нет. Ясно было, что рожать мы будем. А когда, …ну не в первый год после свадьбы. Прошло где-то года три. . . Во-первых, мы — ответственные родители. У нас было очень много заморочек по этому поводу: что нужно сделать до того, как приступить непосредственно к действию. То есть, бросить пить, например. Мы с мужем ушли в глухую завязку года на два. Потом, всякие медицинские проблемы, типа того, что обнаружилось, что я краснухой не болела в детстве. Пошла сделала прививку, прививка эта благополучно у меня полтора года из организма не выходила. Ну и соответственно, врачи говорили, знаешь что, дитятко, риск большой, давай-ка лучше дождёмся, когда она выйдет. Вот таких вещей было реально много (Анастасия. Москва. 29 лет. Замужем. Один ребёнок).
«Своя жизнь» • . . . ну пока как-то детей не хочу, не знаю. Может быть, боюсь, что …это же ответственность (ответственность — И. З. ). …потому что это получается, откладываешь жизнь на потом, не знаю, как смогу воспитать двоих или троих детей (Валентина. Хабаровск. 25 лет. Не замужем. Нет детей). • «Мой идеальный вариант — это когда у двоих прекрасная карьера, именно не работа, а карьера, движение вверх, движение в плане самосовершенствования, постоянное обучение и прогресс в этом отношении. У меня есть тост за Эверест. У каждого человека на определённом этапе есть свой Эверест — какая-то цель, большая и высокая. Не какая-то простая цель, которой ты достигаешь и идёшь дальше, а на определёном этапе у каждого есть Эверест. Чтобы этих Эверестов было не много, иначе будут мелкими, но чтобы они были. Чтобы карьера была в порядке, чтобы вечером они – не каждый вечер, но периодически приходили домой, встречались. Животного не надо. Вместе проводили отпуск каждый раз в новом месте. Детей не надо» (Анастасия. Пермь. 23 года. Не замужем. Нет детей).
Категории родительского сознания • «Опыт детодержания» и его оценка - это знание «техники обращения с ребёнком» + опыт переживания жизни с ребенком. • Отцовство и принятие решения о рождении «А если от меня муж уйдёт, как от нас папа ушёл — как я с двумя справлюсь? »
Отцовство и деторождение Сейчас это, по моему мнению, сделать невозможно (рожать и воспитывать нормальных детей). [Это ведь] лет 15 минимум. Потому что мы воспитывались в тяжелые 90 -е годы. И я боюсь ребёнка. Я знаю, как было сложно моим родителями, а тут двое, и что делать с третьим ребёнком, я не знаю. В нашей стране не знаешь, что будет со мной завтра, не то что на год вперёд. В нашей стране нет не то что простого рабочего, который 10 тыс. получает, а даже у меня, у которого своё предприятие, нет какогото видения будущего. Наверное, поэтому я и дом большой не строю, предприятие большое не делаю — зачем? Чтобы это потерять в один прекрасный момент? Стабильности в нашей стране нет, вот что плохо. И пока её не будет, у нас не будет нормальных детей. Потому что нормальные люди — я сам считаю себя нормальным, осознанно всё делаю… у нас кто рожает — узбеки, всякие приезжие, эмигранты, и маргиналы. Нормальные люди не рожают много, потому что не знают, что будет — будет ли квартира. В нашей стране нет стабильности и пока не будет, говорить о воспитании и демографическом взрыве… хоть 300 тыс. предложи. это ж не такие большие деньги. Что на них можно? Ни квартиру, ни комнату не купишь. И зачем это, я не понимаю. Для тех, кто получает мало — может быть, для них это деньги. А для людей, которые… нормальные люди, они как в Европе — не рожают. У нас европейский какой-то склад ума. Та же Европа мало рожает, а Китай, Индия, слаборазвитые страны. Пока я не готов иметь больше детей, я не знаю, что будет со мной через два-три года, и как я буду их воспитывать, кормить и что с ними делать по большому счёту… — Ребёнка сегодня сложно воспитать, вырастить? У нас как-то жена этим больше занимается, поэтому не знаю. Не знаю. Сейчас пацан в 10 лет — стоит курит. Я его оберегаю от этого, но на улице он видит. И другие то же — вот куда они пойдут, в те же бандиты, воровать будут. Мне страшно за ребёнка своего, как его отдавать в секцию или куда-то ещё. Я раньше не думал, где машину оставлять. У меня дедушка рассказывал — ездил, оставлял машину в поле и не боялся, что завтра машины не будет. А у нас сейчас попробуй только оставь, придёшь — в лучшем случае колес не будет. Как-то вот так. Потому что молодёжь… не хочет работать, ничего не хочет (Николай, 28 лет, 1 ребенок)
Как отвечают православные многодетные? «Понимаете, если бы пришел какой-то родитель, который, ненавижу слово заводить, завести можно собачку, заводить очередного, второго или третьего ребенка, вот если бы он пришел к нам, он бы однозначно сказал бы нет. Потому что у нас штукатурка падает с потолка, у нас нет кухонного гарнитура, как обычно принято у людей, у нас нет посудомоечной машины, и у нас ее не будет, не потому что мы не в состоянии ее купить, мы может и могли бы ее купить, но мы не в состоянии ее подключить, потому что нам надо сделать грандиозный ремонт на кухне, потому что там нет проводки, потом учти та проводка, которая была в 1986 году, она просто это все не выдержит. Там реальные перекрытия, мы не можем сделать косметический ремонт. Он у нас был в комнате, косметический ремонт, когда у нас Варя родилась, мы поклеили новые обои, но у нас пошли трещины, то есть там надо как-то по-другому все делать, у нас нет стеклопакетов, что там еще, у нас балкон не застеклен и мы пока не можем позволить себе этого…» (Дарья, 9 детей)
Как отвечают православные многодетные? В том и дело, что, если бы мы были сознательными людьми, у нас бы все было бы нормально и хорошо, и не было бы того, что у нас дома происходит, и при этом мы во всем полагаемся на волю Божью, и полностью уверены, что, если у нас так, значит так и нужно, если у нас другого нет, значит нам это неуместно. . . Почему это все компенсируется? Только взаимной любовью, пониманием и дружбой. И ту любовь, которую мы получаем в ответ от наших детей. И при том, что у нас трое находятся в переходном возрасте и можно вешаться, можно пойти и сразу повеситься, но тем не менее, старший, он в какой-то мере пережил свой переходный возраст, были огромные проблемы, но он уже сейчас готов нам помогать. Мы его с палками прогоняем с кухни. Потому что вместо того, чтобы делать уроки, он на коленях умоляет нас помыть посуду. Или младшие дети, которые ждут, когда он придет из школы и они на нем повиснут, потому что он им строит не просто самолетики, а крейсеры какие-то, на один крейсер может уйти час, но они знают, что должен прийти старший брат, который их безумно любит и они его безумно любят. Вот это то, ради чего можно было бы. Другая девочка вторая, у нее сейчас проблемы жуткие. Что из нее вырастет, я не знаю, вот из-за нее можно повеситься сразу. Бывает, хочется взять ремень. И мы в какой-то момент поняли, что это не выход. И более того, она меня может обхамить с ног до головы. Меня, кандидата наук. Да? Приходится перешагивать через себя, смолчать, прочитать какую-то молитву про себя. Может показаться, что это неправильно, может показаться, что я потакаю ее хамству и распущенности. Не знаю, что из этого выйдет. Третья девочка не так себя похамски ведет, но у нее тоже есть какие-то проблемы, но при этом она в своих мелочах. Как-то у нас тоже какие-то люди пришли к нам домой, и они спросили, какая у тебя будет семья, она сказала, что у меня будет много детей. Моя третья девочка ко мне относится, приходит в истерическом каком то, и говорит мама, я все время должна быть с этими детьми. .
Рождаемость и религиозность: значение религиозной социализации
Число многодетных семей в большинстве европейских стран выше среди религиозного населения*. По данным Европейского исследования ценностей (EVS-2008), в большинстве стран Европы доля многодетных семей (3 или более детей) среди религиозного населения (посещающих религиозные службы раз в месяц или чаще) существенно превышает данный показатель среди нерелигиозного населения. *Источник данных: Европейское исследование URL: http: //www. europeanvaluesstudy. eu/ ценностей (EVS – European Values Study), 2008 г. , 67786 респондентов, 46 стран.
Среднее число детей в большинстве европейских стран также выше среди религиозного населения*. По данным Европейского исследования ценностей (EVS-2008), в большинстве стран Европы среднее число детей среди религиозного населения (посещающих религиозные службы раз в месяц или чаще) существенно превышает данный показатель среди нерелигиозного населения… *Источник данных: Европейское исследование URL: http: //www. europeanvaluesstudy. eu/ ценностей (EVS – European Values Study), 2008 г. , 67786 респондентов, 46 стран.
Однако этот эффект заметен только в странах, где присутствовала ранняя религиозная социализация*. Религия содержит определенный набор норм и ценностей, в том числе – «норму многодетности» , которая передается в ходе социализации. Если религия усвоена рано, то она может оказать существенное влияние на формирование соответствующих норм. Связь между религиозностью и рождаемостью в пост-социалистических странах, где ранняя религиозная социализация практически отсутствовала, очень слаба. *Источник данных: Европейское исследование URL: http: //www. europeanvaluesstudy. eu/ ценностей (EVS – European Values Study), 2008 г. , 67786 респондентов, 46 стран.
Число многодетных среди воцерковленных православных и представителей других вероисповеданий существенно выше, чем в среднем по России (18 -45 лет)*. Cреди воцерковленных православных в возрасте 18 -45 лет выше доля многодетных семей (16% среди причащающихся 1 раз в месяц или чаще), нежели в среднем по России. Доля многодетных среди представителей других вероисповеданий также высока (15%). *Источник данных: всероссийское исследование «Orthodox. Monitor» (2011 -2012 гг. ), проводящееся совместно ПСТГУ и ФОМом по всероссийской выборке. Выборка исследования репрезентирует: (1) население РФ (возраст: 18+; 3000 респондентов) и (2) воцерковленное православное сообщество в России (возраст: 18+; причащаются 3 раза в год или чаще; 806 респондентов). Всего 1740 респондентов в возрасте 18 -45 лет. URL: http: //socrel. pstgu. ru/RU/orthodoxmonitor
Семья как реальность особого рода • Как и почему создаются и сохраняются большие семьи? • Предложение социологической теории многодетности • Значение приходов