Скачать презентацию 1842 — 1904 Выдающийся русский живописец и литератор Скачать презентацию 1842 — 1904 Выдающийся русский живописец и литератор

василий верещагин.ppt

  • Количество слайдов: 15

(1842 - 1904) Выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Работу (1842 - 1904) Выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Работу выполнила: Студентка группы ДН 2 Калюта Марина

-14(26) октября 1842 г. - родился в городе Череповце Новгородской губернии в семье уездного -14(26) октября 1842 г. - родился в городе Череповце Новгородской губернии в семье уездного предводителя дворянства. -1850 -1859 - обучается в Александровском малолетнем корпусе в Царском Селе и в Морском кадетском корпусе в Петербурге (с 1853). -1858 -1859 Посещает занятия для вольноприходящих в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. -1860 Заканчивает Морской кадетский корпус в чине гардемарина флота; по собственному желанию выходит в отставку. Поступает в Академию художеств. (Оставляет ее в 1863, формально числясь там до 1865. )

-1864 - приезжает в Париж, поступает в Академию искусств (Ecole des Beaux-arts) в мастерскую -1864 - приезжает в Париж, поступает в Академию искусств (Ecole des Beaux-arts) в мастерскую Ж. Л. Жерома. -1865 -1867 - возобновляет в Париже занятия в мастерской Жерома; пользуется советами художника А. Вида. -1866 - выставляется в Парижском Салоне. Летом едет в имение родителей Любец на реке Шексне и в Тверскую губернию на Волгу, где работает над картиной "Бурлаки" (не осуществлена). -1867 -1868 - первое путешествие в Туркестан. Живет в Ташкенте, ведет этнографические исследования в Сыр-Дарьинской и Семиреченской областях. Участвует в обороне Самаркандской крепости (2 -8 июня 1868), за что награжден орденом Св. Георгия 4 -й степени. Осенью 1868 возвращается в Петербург, оттуда едет в Париж. -1869 -участвует в организации "Туркестанской выставки" в Петербурге, экспонирует картины, этюды и рисунки, выполненные в Туркестане.

-1870 -получает трехгодичную командировку за границу для подготовки издания -1870 -получает трехгодичную командировку за границу для подготовки издания "Альбом картин Туркестанского края" (издан в Петербурге в 1874 под названием "Туркестан. Этюды с натуры В. В. Верещагина"). -1872 - участвует в Русском художественном отделе на Всемирной выставке в Лондоне. В Мюнхене знакомится с П. М. Третьяковым. -1873 - Первая персональная выставка в Лондоне. Летом принимает участие во Всемирной выставке в Вене. -1874 - По собственной просьбе уволен от службы. В Петербурге знакомится с В. В. Стасовым. Персональные выставки в Петербурге и Москве. Туркестанская серия (13 картин, 81 этюд, 133 рисунка) приобретена П. М. Третьяковым. Удостоен Советом Академии художеств звания профессора "за известность и особые труды на художественном поприще", от которого публично отказывается. 1874 -1876 Предпринимает вместе с Е. К. Верещагиной первое путешествие в Индию. 1876 -1877 Поселяется в Париже. Работает над двумя сериями картин по материалам, привезенным из Индии.

-1877 -1878 - Участвует в русско-турецкой войне. -1878 -1880 Возвращается в Париж. Работает над -1877 -1878 - Участвует в русско-турецкой войне. -1878 -1880 Возвращается в Париж. Работает над картинами Балканской серии. -1879 Персональные выставки в Лондоне и Париже. -1880 Персональная выставка в Петербурге и распродажа этюдов Индийской серии; 78 этюдов приобретены П. М. Третьяковым. Персональная выставка в Вене. -1881 -1882 Персональные выставки в Париже, Берлине, Гамбурге, Дрездене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Будапеште. -1887 Приступает к работе над серией "1812 год" (завершена в 1900). -1889 -1891 Персональные выставки в Чикаго, Филадельфии, Бостоне, Сан-Луисе и других городах США. -1896 Живет в Крыму в имении Магарач близ Ялты. -1898 Издает книгу "Листки из записной книжки художника В. В. Верещагина". -1899 Работает в Крыму. Издает альбом "Наполеон I в России в картинах В. В. Верещагина". -31 марта (13 апреля) 1904 -погиб в Порт-Артуре при взрыве флагманского броненосца "Петропавловск".

 «Верещагин был одним из величайших художников XIX века. И таковым он стал не «Верещагин был одним из величайших художников XIX века. И таковым он стал не потому только, что обладал великим художественным талантом, а потому, что обладал великою душою» . (Стасов В. В. ) «Верещагин - личность колоссальная, это действительно богатырь. . . Верещагин сверх - художник, как и сверх - человек» . (Репин И. Е. )

У крепостной стены. У крепостной стены. "Пусть войдут". 1871. Холст, масло. 95 x 160, 5. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Двери Тимура (Тамерлана). 1872 -1873. Холст, масло. 213 x 168. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

1871. Холст, масло. 127 x 197. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. «Апофеоз войны» — это 1871. Холст, масло. 127 x 197. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. «Апофеоз войны» — это суровое осуждение художником захватнических войн, несущих смерть, уничтожение, разрушение. Картина воспроизводит одну из «пирамид» , которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов. На раме картины художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим» . Картина полностью сохраняет свою обличительную силу и до нашего времени, раскрывая преступность современной империалистической агрессии, обрекающей на уничтожение целые страны и народы.

1872. Холст, масло. 123 x 92, 4. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. В картине «Продажа 1872. Холст, масло. 123 x 92, 4. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. В картине «Продажа ребенка -невольника» художник гневно обличает другую мрачную сторону среднеазиатской действительности того времени — работорговлю. Изобразив в качестве «живого товара» не взрослого человека, а беззащитного, беспомощного ребенка, Верещагин усилил трагическое звучание темы.

1873. Холст, масло. 73 x 56, 6. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. 1873. Холст, масло. 73 x 56, 6. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. "Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого", - писал Верещагин. В картине «Смертельно раненный» художник создает выразительный образ обезумевшего от боли, обреченного на смерть солдата. В гримасе его лица, в широко раскрытых глазах запечатлен ужас, открытый рот взывает о помощи. Судорожный жест рук, зажимающих рану, предсмертные конвульсии его тела переданы с большой экспрессией. Неустойчивая поза солдата, его поднятая нога, изображенная в резком ракурсе, неестественная, почти горизонтальная тень от фигуры говорят о стремительном беге, о предельном напряжении сил человека, инстинктивно стремящегося уйти от опасности, спастись. На раме картины написаны авторские тексты. Вверху: "Ой убили, братцы!. . . убили. . . ой смерть моя пришла!. . . " Затянутое пороховым дымом небо, бесплодная почва, раскаленная атмосфера жаркого дня образуют пейзажное окружение, придающее всей сцене большую реалистическую убедительность. Картина отличается глубокой жизненной правдой, она дышит горячим чувством человеколюбия.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874 -1876. Холст, масло. 38, 7 x 54. Третьяковская Галерея, Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874 -1876. Холст, масло. 38, 7 x 54. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Горный ручей в Кашмире. 1875. Холст, масло. 28 x 24. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

1901. Холст, масло. 100 x 88. Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия. 1901. Холст, масло. 100 x 88. Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия.

1896 -1897. Холст, масло. Государственный Исторический музей, Москва, Россия. Сцена говорит о полном разгроме, 1896 -1897. Холст, масло. Государственный Исторический музей, Москва, Россия. Сцена говорит о полном разгроме, деморализации, гибели некогда знаменитого французского войска. Стремительные вихри снежной пурги захватывают своими леденящими языками людей, сжавшихся, прильнувших друг к другу в тщетной надежде согреться. Верещагин использует разнообразные художественные средства, чтобы выразительнее раскрыть идею бессилия и разгрома захватчиков. Нестройный ритм линий штыков, торчащих в разные стороны, говорит уже не о силе, а о неслаженности, отсутствии единства, потере боеспособности и дисциплины. Мотив снежных вихрей, нависающих в глухую, темную ночь над окоченевшими телами французов, поражает своим суровым трагизмом. Картина «Ночной привал великой армии» олицетворяет бесславный конец захватчиков, историческую кару, которую понесли они в войне с русским народом.

1867 -1868. Холст, масло. 27 x 20, 5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. 1867 -1868. Холст, масло. 27 x 20, 5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

 «Выполнить цель, которою я задался, а именно: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны «Выполнить цель, которою я задался, а именно: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны. . . Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут "не то"… Я старался всегда говорить только правду» . (Василий Верещагин)