Конфликтология_доклад_темы 16-17_17032015.pptx
- Количество слайдов: 42
16. Психологическая модель стрессоустойчивости педагога. И 17. Личностно-индивидуальные детерминанты стрессоустойчивости педагога.
Что мне делать? Как мне быть? Как мне стресс свой победить? ● Как управлять собой? – – Чем я хочу управлять? – Чем я могу управлять? – Как я могу управлять? – ● Что во мне есть? Какие ресурсы у меня для этого есть? Как управлять внешней средой?
1 Задача управления Мы хотим управлять объектом сами Задачи управления. Задача самоуправлени Мы хотим чтобы объект управлялся в нужном нам реж Три вектора управления Для обеих задач нужны 3 набора информации Вектор целей управления Должно быть достигнуто при идеальном управлении Частная цель и ее параметры Вектор целей управления Что реально имеем на данный момент времени Состояние частной цели 1 Частная цель “X” 2 Частная цель “Y” 3 Частная цель “Z” n Частная цель “A” 1 Состояние цель “X” 2 Состояние цель “Y” 3 Состояние цель “Z” n. Состояние цель “A” Концепция управления Информационный поток Вектор целей управления Вектор состояния (текущего) 1 1 Вектор ошибки управления Отклонение реальн процесса от идеальн Отклонение частной цели 1 Отклонение цель “X 2 Отклонение цель “Y 3 Отклонение цель “Z n. Отклонение цель “A Как это сделат Вектор ошибки управления
Кто кем управляет?
Управление и воля ● ● ● Воля - способность индивида подчинять себя самого и течение событий вокруг себя осуществлению осознанной им целесообразности. Воля действует с уровня сознания. Нет осознанных целей => нет своей воли => нет самоуправления. Осознанные цели есть, НО воля не закалена (слабоволие) => срывы самоуправления
Виктор Франкл о возможностях воли. Раздражитель — воля — реакция
Сознание - бессознательное
Ресурсы сознания
Бессознательные уровни психики Скорость обработки информации НА ПОРЯДКИ ВЫШЕ
Схемы обработки информации
«Дай погадаю!» , «Только сегодня»
Сознание - бессознательное «Нео, ты следишь за моей мыслью или смотришь
Модель человека - парусник
Структура психики ● Капитан — сознание ● Бессознательные уровни психики: – – Матросы — безусловные рефлексы, инстинкты и их культурные оболочки; – Песни команды — эмоции; – ● Офицеры (кают-компания) — условные рефлексы и культурные программы, противоречащие инстинк Попутчик — мефистофель — навязчивый поток хитроумных мыслей, прорывающийся из бессознательного в сознание, искушение; Долговременная память: – – ● Карты, компас — мировоззрение, миропонимание; Путевой журнал — история жизни; Воображение (будущее): – ● Порт назначения — мечта, цели, намерения; Нравственность: – Писаный Устав корабля — нравственность, воспринятая извне (из культуры общества); – Неформальные отношения команды корабля — реальная, осознанно-осмысленно (капитаном) принята
Жизненные обстоятельства плавания. . .
Пираты
Сирены
Калипсо
Этология о «матросах» ● Иерархия инстинктов: – – ● Воспроизводство; Самосохранение; Модели поведения: – Поисково-привлекательные – «поощрительное спаривание» (дрессировка) – Стадно-стайные модели поведения – Агрессия
К чему ведёт диктат инстинктов?
Тема не нова. . . ● ● ● Диоге н Сино пский (ок. 412 до н. э. — 10 июня 323 до н. э. ): «Ищу человека! «Все мы люди, да не все человеки» , «Не называй человеком того, у кого нет стыда и совести» (русские пословицы, В. И. Даль) Омар Хайям (18 мая 1048 — 4 декабря 1131): – – Из мира тайн, где нету места лести: – Ты - зверь и человек, злодей и ангел - ты. – ● «"О, чадо четырёх стихий, ты внемли вести Всё, чем мне кажешься, в себе содержишь ты. суфий Аль-Газали (1058 — 1111 гг. ): «Смесь свиньи, собаки, дьявола и святого — это не подходящая основа для ума, пытающегося обрести глубок понимание, которое с помощью такой смеси обрести будет невозможно» .
Об агрессии ● Источник агрессии всегда – страх ● Накапливается (до предела) ● Переадресуется (выплёскивается на слабых) ● ● Служит для определения места в иерархии (чер механизм поклёвки) Врождённый и культурно изменённый «ранговый потенциал» (напористость, нахальность, конфликтность и устойчивость в конфликте)
Горизонты целей
Судьба рабов инстинктов
● Он оглушен ● Был шумом внутренней тревоги. ● И так он свой несчастный век ● Влачил, ни зверь ни человек, ● Ни то ни сё, ни житель света ● Ни призрак мертвый. . . – А. С. Пушкин, Медный всад
Свободы сеятель пустынный. . . Паситесь, мирные народы! ● Вас не разбудит чести клич. ● К чему стадам дары свободы? ● Их должно резать или стричь. ● Наследство их из рода в роды ● Ярмо с гремушками да бич. ● А. С. Пушкин
Готовые к употреблению модели
Судьба рабов идеологий
Воля человека и Воля Бога ● ● Осознанные цели есть, сила воли есть, НО Любви, Свободы, Различения нет => срывы управления, разочарования результатами управления. «Божьей Воли не переволишь» (русская многонародная мудрость)
Можно писать против ветра: ● ● Мефистофель (И. В. Гёте. Фауст): «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. ● Часть силы той, что без числа ● Творит добро, всему желая зла. ● …только спесь ● Людская ваша с самомненьем смелым ● Себя считают вместо части целым. »
Другая крайность: ● Быть частью силы той, не уставая, ● Что зло творит, добра всему желая. ● «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда»
Вспомним Русский язык? ● ЛЮди. БОга. Ведают ● СВОлей. БОжественной. Дружб. А ● Соу. ЧАСТЬЕ в ЦЕЛОМ ● => РАЗЛИЧЕНИЕ, ЧУВСТВО МЕРЫ, РАДОСТ ● «Как лучше жить? ● С Богом дружить!» ● (пословица)
Как понять Волю Бога? ● Идолопоклонство есть идолопоклонство, ● Многобожие есть многобожие, ● А язычество — это восприятие всей полноты Жизни как Языка преисполненного внутреннего Смысла, на котором Бог обращается к каждому из людей. Это осмысленный диалог между Богом — Творцом и Вседержителем — и человеком. Всевышний отвечает на вопросы, молитвам верующего Ем тем, что обстоятельства жизни верующего и вокруг него изменяются соответственно смыслу его молитв тем более ярко явственно, чем более он сам нравственно праведен и отзывчи Богу, когда Бог обращается к нему персонально через его совесть, через других людей, через памятники культуры или ка то иначе на языке жизненных знамений и обстоятельств.
Спроси Его сам! ● Бог всегда отвечает искренней осмысленной молитве: и даже если не происходит изменения жизненных обстоятельств в соответствии с её смыслом, то даётся тот или иной ответ на вопро «почему? » . В этом диалоге разум индивида только осмысляет даваемое Свыше, вводя его в систему миропонимания индивида, изменяя его нравственность и мировоззрение в направлении объективной праведности. Либо отвергает даваемое Свыше и продолжает уклоняться от
Ветер Вседержительности ● ● ● Ветер Вседержительности всегда дует в одном направлении: в сторону наилучшего, Правого берега. Бог не ошибается. «Всё, что Бог ни делает, всё к лучшему» . . . при той нравственности, которую люди носят в себе.
Хорошего плавания!