12_Сознание
• Ученица Л. А. Фирсова – М. А. Vancatova – ведущий приматолог Чехии, продолжает его исследования графической и орудийной деятельности.
СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ПСИХИКИ по А. Н. Леонтьеву (1952) • Стадия сенсорной психики • Стадия перцептивной психики • Стадия интеллекта • Стадия сознания (человек) – «переход к сознанию – начало нового, высшего этапа развития психики…, образ действительности не сливается с переживаниями субъекта»
Сознание — это наиболее сложная форма человеческой психики, высшая ступень психического отражения, связанная со «способностью идеального воспроизведения действительности в мышлении» (Большой энциклопедический словарь, 1996). Сознание представляет собой «специфическое состояние мозга, позволяющее осуществлять совокупность важнейших когнитивных процессов — ощущение и восприятие, память, воображение и мышление» (Соколов, 1997)
Расширительные трактовки понятия «сознание» : • Протосознание – у простейших • Со-знание – коллективный разум
• ### Сознание связано с «субъективными переживаниями своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другому с помощью речи, действий или продуктов творчества» . Данилова 2004, с. 297.
Некоторые характеристики сознания человека, зачатки которых были исследованы у животных: 1) Сознание ( «со-знание» ) — совокупность совместных знаний об окружающем мире, в том числе о социальном окружении субъекта (social cognition). 2) 2) Сознание определяет целенаправленность поведения, его волевую, произвольную регуляцию. 3) Сознание обеспечивает преднамеренность коммуникации, причем эта преднамеренность включает в себя элементы обмана и дезинформации. 4) Сознание позволяет человеку отделить «Я» от окружающего мира (от «не-Я» ), т. е. обеспечивает самоузнавание. 5) Сознание обеспечивает способность оценивать знания, намерения, мысленные процессы у других индивидов ( «theory of mind» или создание «модели психического состояния другой особи» ).
Экспериментальное исследование зачатков сознания у животных как способности : отделить «Я» от окружающего мира, от «Другого» (от «не-Я» ) -- тест на узнавание себя в зеркале; оценивать знания, намерения, мысленные процессы у других индивидов ( «Theory of mind» , построение «Модели психического состояния другой особи» ).
• Н. Н. Ладыгина-Котс в 1913 -1914 гг. впервые исследовала реакцию молодого шимпанзе на свое отражение в зеркале и сравнила ее с реакциями ребенка того же возраста.
Реакция на зеркало у детеныша шимпанзе и у ребенка (Ладыгина-Котс, 1935).
Реакция на зеркало у детеныша шимпанзе и у ребенка (Ладыгина-Котс, 1935).
Реакция на зеркало у детеныша шимпанзе и у ребенка (Ладыгина-Котс, 1935).
Реакция на зеркало у детеныша шимпанзе и ребенка (из работы Н. Н. Ладыгиной-Котс).
Реакция Иони, впервые увидевшего др. шимпанзе (чучело)
Работы Ладыгиной-Котс выявили: • сходство поведения молодого шимпанзе с реакциями ребенка на ранних этапах знакомства с зеркалом; • Отсутствие у шимпанзе способности к самоузнаванию до 4 лет;
1971 – 1980: Поиски биологических истоков речи человека – обучение антропоидов простым аналогам языка человека А. и Б. Гарднеры, Д. Примэк, Д. Рамбо Л. А. Фирсов – довербальные понятия у приматов С. Бойзен – символизация у приматов 1981 – 1990: Зачатки сознания у антропоидов Д. Повинелли, Г. Гэллоп – самоузнавание в зеркале; С. Сэвидж-Рамбо – способность шимпанзе к пониманию синтаксиса разговорной речи человека. 1991 – 2000: Изучение культуры и
Г. Гэллап, проф. Albany University • 1970 -е гг. – начало систематических исследований элементов сознания у животных с помощью «маркировочного теста» .
Реакция на зеркало у детеныша шимпанзе и у ребенка (Ладыгина-Котс, 1935).
Способность шимпанзе узнавать себя на отражении в зеркале впервые была экспериментально доказана с помощью «маркировочного теста» G. Gallup (1970, 1982, 1990)
Способность узнавать себя в зеркале • Дети - 3 – 4 г. • Шимпанзе самоузнавание начинает формироваться в 2 – 2, 5 г. ; - полностью к 4, 5 – 5 г. Индивидуальные различия: Ø В отдельных случаях способность узнавать себя в зеркале может проявиться у шимпанзе и гораздо раньше – 1 г. Панзи; Ø В отдельных случаях проявляется у взрослых без опыта – 6 лет, Матата. Целенаправленное использование орудий начинается в том же возрасте – 4 -5 лет
Øпри первом знакомстве с зеркалом во взрослом возрасте самоузнавание, как правило, отсутствует и у шимпанзе, и у людей (исключение - Матата);
• Дикие шимпанзе, как правило, себя в зеркале не узнают. Они проявляют агрессию по отношению к своему отражению, или ищут «обезьяну» за зеркалом
В природе возможность животных видеть собственное отражение весьма ограниченна
Игра с водой воспитанного в неволе шимпанзе Тараса. по Л. А. Фирсову (1972)
Самоузнавание видеоизображений у говорящих обезьян
Шимпанзе Вики имитирует свое изображение на фотоснимке (по Hayes & Hayes, 1951).
Сравнительная характеристика • Самоузнавание характерно для всех видов антропоидов, но отсутствует у низших обезьян • Большинство животных видит в зеркале или соперника, или полового партнера;
Овсянка у зеркала
• На востоке Ванкувера кто-то начал методично разбивать боковые зеркала на припаркованных автомобилях. Оказалось, что зеркала разбивает дятел, который видит в зеркале «другого дятла» , «сражается» с ним и, в конце концов, побеждает. • Чтобы обмануть дятла жителям посоветовали закрывать зеркала на машинах пластиковыми пакетами из супермаркета, но дятел оказался не так глуп и догадался, где теперь скрывается его «враг» . • Он начал разрывать эти пакеты, добирался до зеркал и всё равно «побеждал» своего воображаемого «противника» . • К сожалению, дальнейшая судьба этой боевой птицы неизвестна. В один из дней дятел неожиданно прекратил разбивать зеркала и исчез в неизвестном направлении.
ØКак правило, хищные млекопитающие и низшие обезьяны себя в зеркале не узнают Øисключения: Некоторые собаки и некоторые кошки реагируют на свое отражение не как на другую особь. Хватов, Филиппова – изучение самоотражения у животных разных уровней филогенеза.
ØНекоторые виды (слоны и попугаи) воспринимают отражение в зеркале как образ реально существующего объекта и могут использовать полученную таким образом информацию, например, для отыскания спрятанных предметов или пищи;
• Взрослые слоны (индийские) не узнают себя в зеркале, но могут находить приманку, ориентируясь на ее отражение в зеркале. Povinelly, 1989
2000 г. ØСпособность [узнавать в зеркале собственное отражение по предварительным данным свойственна дельфинам, врановым и попугаям.
ØСпособность узнавать в зеркале собственное отражение обнаружена у слонов, как и у человекообразных обезьян 4 -6 лет; Plotnik, J. M. , de Waal, F. B. M. , & Reiss, D. (2006). Self-recognition in an Asian elephant, PNAS, 103, 17053 -17057
ØСлайд слона
* Изучение дельфинов, как и др. животных-неприматов, позволяет проследить возникновение зачатков мышления на разных линиях филогенеза (в разных ветвях) Дельфины способны: • К экстраполяции; • К оперированию размерностью фигур; • к высокому уровню обобщения. • *К использованию орудий; • *К усвоению простейшего аналога языка человека; • *К самоузнаванию в зеркале.
ØСлайд слона * Способность узнавать в зеркале собственное отражение обнаружена у слонов. Plotnik, J. M. , de Waal, F. B. M. , & Reiss, D. (2006). Self-recognition in an Asian elephant, PNAS, 103, 17053 -17057
Reiss D, Marino L (2001) Self-recognition in the bottlenose dolphin: A case of cognitive convergence. Proc Natl Acad Sci U S A 98: 5937– 5942.
• Мозг слонов и дельф
?
«Маркировочный тест» Под легким наркозом сорокам наклеивали на оперение желтый, красный или черный (контроль) стикер Prior H. , Schwarz A. , Güntürkün O. Mirror-Induced Behavior in the Magpie (Pica pica):
• Две птицы из пяти, увидев свое отражение, активно пытались избавиться от стикера. • Такое поведение характерно для человекообразных обезьян, слонов и дельфинов и не доступно низшим приматам и хищным млекопитающим.
• Т. обр. , узнавать себя в зеркале могут высшие представители класса млекопитающих и птиц.
Экспериментальное исследование наличия у животных сознания как способности : отделить «Я» от окружающего мира, от «Другого» (от «не-Я» ) -- тест на узнавание себя в зеркале; оценивать знания, намерения, мысленные процессы у других индивидов ( «Theory of mind» , построение «Модели психического состояния другой особи» ).
Вопрос о способности животных мысленно поставить себя на место «другого» (построить «модель психического состояния другой особи) впервые был поставлен в работе: • Premack D. , Woodruff H. Does the chimpanzee have a theory of mind? Behav. brain sci. , 1978. V. 1. P. 515 -526
D. Premack • В опытах с демонстрацией видеоклипов впервые показал, что шимпанзе способны мысленно поставить себя на место «Другого» (человек, попавший в проблемную ситуацию) и найти вместо него адекватное решение
• «Говоря о том, что человек имеет «theory of mind » ( «модель психического» или «предположение о намерениях» ), мы подразумеваем, что он приписывает независимые психические состояния себе и другим. Система заключений этого типа видится, собственно, как «теория» (или предположение), во-первых, потому, что такие состояния непосредственно не наблюдаемы, и, во-вторых, потому что эта система может использоваться для предсказания поведения других людей» (Premack & Wooldruff, 1978, с. 105).
Мы полагаем, что именно модель психического (The Theory of Mind - To. M) является психологическим механизмом социализации ребенка и отражает его переход от базовых уровней развития индивидуальности, к уровню агента социальных взаимодействий и, наконец, субъекта социальной жизни. Внутренней ментальной структурой, интенсивно развивающейся в дошкольном возрасте, определяющей процесс социализации является модель психического: понимание своего собственного (Я) и Другого. 2009 Сергиенко, 2002.
Процесс этот начинается с самого рождения: Ø выделение человека как центральной фигуры окружающего мира; Ø адресация именно человеку своих потребностей; Ø обмен с ним первичными коммуникациями (псевдодиалоги); Ø обмен общими психическими состояниями внимания, эмоциями; Ø действия ребенка как агента, носителя психического, коммуницирующего с такими же агентами; Ø усвоение простейших правил социального взаимодействия и ролей; Ø становление способности сопоставить свой внутренний мир и мир других людей, что дает не только способность к пониманию Других и Себя, но и иной организации поведения, действий, ожиданий и прогнозировании последствий
Уровни развития «модели психического» у детей (Levis, 1990) • Я знаю – животные, дети (0 -18 мес), взрослые; • Я знаю, что я знаю (дети с 1. 5 лет); • Я знаю, что ты знаешь (появление обмана, дети 2. 5 г); • Я знаю, что ты знаешь, что я знаю
Г. Гэллап, проф. Albany University • 1970 -е гг. – начало систематических исследований элементов сознания у животных. Д. Повинелли Prof. and Director Cognitive Evolution Group, Center for Child Studies, Univ. of Louisiana at Lafayette
Шимпанзе оценивает нличие или отсутствие знаний о расположении приманки у каждого из экспериментаторов и правильно находит приманку. Povinelly, Nelson, Boysen, 1990
• Тест на «обмен ролями» решают шимпанзе, но не решают макаки и капуцины.
Благодаря наличию «theory of mind» антропоиды способны: - к направленному обучению детенышей, исправлению их неправильных действий и формированию нужных навыков
Только шимпанзе в Нац. парке Таи (Берег слоновой кости) разбивают камнями пальмовые орехи. Мать направленно обучает детеныша использованию молотка (Boesch, 19&&)
Благодаря наличию «theory of mind» антропоиды способны: - к “социальному манипулированию” и “преднамеренному обману”. Примеры: игры детенышей шимпанзе; обман у «говорящих» .
Только антропоиды способны: - к спонтанному использованию орудий; - к овладению языками-посредниками; - к рисованию (на уровне 3 -летних детей); - к самоузнаванию, а также пониманию и прогнозированию намерений партнеров; - к направленному обучению детенышей; - к “социальному манипулированию” и “преднамеренному обману”.
«Theory of mind» ( «модель психического» ) у воронов Heinrich B. , Bugnyar T. Just How Smart are Ravens? // Scientific american, INC. , april, 2007
Emery N. J. , Dally J. M. , Clayton N. S. Western scrub-jays (Aphelocoma californica) use cognitive strategies to protect their caches from thieving conspecifics // Anim. Cogn. 2004. V. 7. № 1. № 37 -43.
1. Clayton N. S. Emery N. J. What Do Jays Know About Other Minds and Other Times? In: Berthoz A. , Christen Y. (Eds. ) Neurobiology of “Umwelt”, Springer, 2009, P. 109 -123.
• Таким образом, эти немногочисленные пока данные свидетельствуют о способности врановых оценивать наличие у партнеров тех или иных знаний о ситуации (theory of mind) и строить на этой основе свое поведение.
• Т. обр. , суммируя приведенные данные (далеко не все из имеющихся) можно убедиться, что врановые птицы обладают широким спектром когнитивных способностей. По решению наиболее сложных когнитивных тестов они превосходят хищных и приближаются к наиболее высокоорганизованным млекопитающим, включая человекообразных обезьян. • .
Птицы развивались в процессе эволюции независимо от млекопитающих. Врановые и попугаи – вершина эволюционного развития класса птиц Clayton N. S. Emery N. J. In: Berthoz A. , Christen Y. (Eds. ) Neurobiology of “Umwelt”, Springer, 2009, P. 109 -123.
Т. обр. , у высших позвоночных обнаружены элементы сознания: • Способность к самоузнаванию • Способность к пониманию «модели психического» , к оценке знаний и намерений другой особи.
«Из всех человеческих способностей разум, несомненно, ставится на первое место, но лишь немногие могут отрицать, что разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это разница в степени, а не в качестве» Ч. Дарвин
• Шимпанзе. . . "обнаруживают такое рассудочное поведение, которое в общих чертах присуще человеку и которое обычно рассматривают как специфически человеческое". • (Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян" 1925. С. 226).
Йеркс – almost human • Ладыгина-Котс: «Шимпанзе не почти человек, а совсем не человек»
• «Они, несомненно, животные и никоим образом не люди, но животные, стоящие очень близко к первому маршу лестницы, называемой антропогенезом. Поэтому они нуждаются в особой заботе в местах обитания, гуманном обращении с ними (как и с другими животными) и лабораториях, зоопарках, цирках. Условия их жизни в неволе должны соответствовать степени уважения человека к своей эволюционной предыстории» . Н. Н. Ладыгина-Котс (1935)
• «… В отличие от животных с наиболее высокоразвитой элементарной рассудочной деятельностью и, вероятно, от своих пещерных предков человек оказался в состоянии улавливать не только эмпирические законы, но формулировать и теоретические законы, которые легли в основу понимания окружающего мира и развития науки. Все это, конечно, ни в какой мере недоступно животным. И в этом огромное качественное различие между животными и человеком» . Крушинский, 1986. С. 236
Конец