Страна тысячи религий.pptx
- Количество слайдов: 55
1. Страна тысячи религий Множество региональных, религиозных, кастовых, этнических различий действительно создают впечатление разрозненности и фрагментарности культуры Индии. Однако унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую. Можно считать, что ведизм трансформировался в брахманизм, а трансформированный брахманизм получил название индуизма. Песня, танец, скульптура, живопись, религиозные ритуалы соединяли обряды и верования населения города и деревни, разных областей.
Индию иногда называют страной тысячи религий. В период разложения первобытнообщинного строя в Индии складывается ведическая, или ведийская религия. Носителями ведизма были арийские племена. Известна она по так называемым ведам. Характерная черта ведизма ‒ жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполняли специальные люди ‒ брахманы. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна (бог неба и космоса), Индра, Агни и Сома (бог дурманящего напитка). В ведизме обнаруживаются некоторые черты сходства с религиозно-мифологическими представлениями Харраппской цивилизации.
Индия предстает как многоликая страна, в которой переплелись различные культуры и религии. При этом они оказывали взаимовлияние друг на друга. Помимо основной религии ‒ индуизма ‒ в стране представлены многочисленные религиозные конфессии: буддизм, джайнизм, ислам, христианство и т. д. , вплоть до племенных культов. Уклад жизни, природные условия, жизнелюбие народов, традиционность и устойчивость культуры обеспечили непрерывность и преемственность всех культур цивилизаций. Поэтому древность и современность образуют в Индии некое органическое целое.
Древнеегипетская цивилизация и цивилизации Двуречья прервались, исчерпав себя, и не имеют практически ничего общего с культурой современного Египта и современных государств, расположенных на месте культурноисторических типов Месопотамии (Ирак, Иран, Турция, частично Армения), которых нельзя всетаки назвать преемниками ранее существовавших здесь цивилизаций. В отличие от них индуистская цивилизация (как и китайская), мало уступающая по возрасту цивилизациям Древнего Египта и Месопотамии, не прервала нитей со своими древними истоками.
Современное название «Индия» сравнительно молодое и утвердилось лишь в XIX в. В прошлом ее называли «Страной ариев» , «Страной брахманов» , «Страной мудрецов» . Однако удобства ради стоит пользоваться современным ее наименованием ‒ Индия. Не познакомившись со страной волшебных сказок и удивительных чудес, воплощенных в богатой мифологии, трудно понять существо культуры не только Индии с ее древней историей, но и культуру Востока, Азии и всего человечества в целом. Понять Индию можно, проследив исторические этапы становления основ индийской цивилизации.
Пришедшие в Индию арии принесли свою культуру и освоили доарийское наследие, выработав новые представления и обычаи. Сложный синтез существовавших и созданных традиций оказался тем культурным фоном, на котором появились письменные памятники ‒ Веды (высшее духовное знание). В состав вед входят сочинения в стихах и прозе, гимны богам и фольклорные песни, героические легенды и житейские притчи, дидактические наставления и философские комментарии. Ведийские памятники делятся на несколько частей: Ригведа (религиозные гимны); Самаведа (песнопения); Яджурведа (жертвенные формулы); Атхарваведа (магические заклинания и формулы).
Основными эпическими литературными памятниками являются «Махабхарата» и «Рамаяна» . В первой поэме рассказывается о борьбе за власть внутри двух родов одного из могущественных царств. По своему объему «Махабхарата» в восемь раз превосходит поэмы «Илиаду» и «Одиссея» . Поэма «Рамаяна» посвящена легендарному царю Раме, его скитаниям и борьбе против божественной и человеческой несправедливости. «Рамаяна» по объему меньше «Махабхараты» ‒ общий ее объем около 24 тыс. двустиший. По преданию, ее возраст насчитывает около пяти тысяч лет. В настоящей виде ученые датирует возраст создания «Рамаяны» между 400 г. до н. э. ‒ 200 г. н. э.
«Махабхарата» и «Рамаяна» в течение веков составляли основу традиционного индийского образования. Через них индийцы приобщались к грамотности, усваивали нормы поведения и морали, знакомились с мифами и легендами. Индия хранит, как и другие древние цивилизации, еще немало загадок, которые предстоит разгадывать не одному поколению ученых. В древнеиндийской цивилизации причудливо переплелись сказочные гигантские сооружения, сделанные с ювелирным мастерством, и ювелирные изделия, сделанные с гениальным мастерством. Несмотря на потери, преемственность является основой современной и будущей культуры народов Индии.
Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии ‒ теологии, философии, науки. Время их создания охватывает целую эпоху ‒ от конца II до середины I тыс. до н. э. Видимо, сборник «Ригведа» сложился уже к началу I тыс. до н. э. Подавляющее большинство гимнов, его составляющих, ‒ восхваления, молитвы, просьбы, обращенные к богам. Их объединяет общее культовое и магическое назначение. В «Ригведе» представлена древняя мифология, гимны философского содержания, трактующие вопросы происхождения бытия, сущности богов и нераздельности их природы, первопричины и цели творения.
Веды содержат сведения о всех сторонах жизни народа и сообщают о социальном устройстве, делении общества на четыре варны: 1) брахманы (жрецы, учителя, священники); 2) кшатрии (воины, правители, дворяне); 3) вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); 4) шудры (рабы, слуги, военнопленные, как правило, коренное доарийское население). Боги определили, кто и чем должен заниматься и какое постоянное место занимать в обществе без права изменить в нем свое место. Причем первые три варны состояли из арийцев, а к четвертой варне отнесли побежденных коренных жителей.
Господствующее положение занимала варна брахманов. Другие слои населения находились на более низкой общественной ступени, что нашло отражение в древнеиндийской цветовой символике: • костюмы брахманов были белого цвета, что выражало чистоту и непорочность; • костюмы кшатриев имели кроваво-красный цвет, отражавший воинственный пыл и страсть их обладателей; • вайшьи имели право носить желтые костюмы, цвет которых отражал особенность труда земледельцев; • для шудр были установлены костюмы черного цвета, указывающие на характер их труда ‒ грязная работа и черная жизнь, на которую были обречены бедные люди.
Древнеиндийская мифология повествует о создании элементов космоса, вселенской души и появлении варн. Все они возникли от первочеловека Пуруша ‒ тысячеглавого, тысячеглазого, тысяченогого, который был принесен богами в жертву путем расчленения на составные части. Из них возникли основные элементы социальной и космической организации. Изо рта были порождены брахманы, из рук ‒ кшатриивоины, из бедер ‒ вайшьи, из ступней ‒ шудры. Из духа были порождены Луна, из глаза ‒ Солнце, из дыхания ‒ ветер, головы ‒ небо, ног ‒ земля, из уст ‒ боги: Индра (глава богов, бог грома и молнии, могущественный воин), Агни (бог огня, домашнего очага, жертвенного костра) и т. д.
Пуруша ‒ согласно индуистской мифологии существо, из тела которого была создана Вселенная. В «Ригведе» жертвоприношению Пуруши посвящен отдельный гимн.
Жесткая дифференциация древнеиндийского общества с социальной замкнутостью общественных групп придавала своеобразие общественной жизни. В то же время это своеобразие тормозило экономическое, политическое и культурное развитие страны. Брахманизм, а позднее индуизм, стал идеологией жесткой иерархии. Что же произошло?
Позднее появится не сословное, а профессиональное деление общества на касты, которое было освящено религиозной системой индуизма. При кастовом делении общества (в середине ХХ в. в Индии насчитывалось более трех тысяч каст) был выделен самый бесправный слой ‒ каста «неприкасаемых» . И хотя конституция Индии 1950 г. признала равноправие «неприкасаемых» , тем не менее, между конституционным декларированием и фактическим положением лежит многовековая труднопреодолимая традиция.
В письменных источниках более позднего периода идея четырех варн находит дальнейшее развитие. В них указывается, что варны происходят от бога-творца Брахмы, иногда из частей тела Вишну, изредка ‒ Шивы. Варновая структура получила свою кодификацию: «А ради процветания мира миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру» ; «А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.
Формирование классового общества сопровождалось изменениями в прежних верованиях. В I тыс. до н. э. ведизм трансформируется в брахманизм ‒ более стройное учение о мире и окружающей действительности. Брахманизм ассимилирует племенные верования и обычаи, и сохраняет часть ведического ритуала, зафиксированного в ведах. Религия используется для оправдания сложившегося неравенства.
Складывается иерархия богов, верховными среди которых выступают: Брахма, высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов; Вишну, первоначально бывший солнечным божеством, а в триаде занявший место хранителя мироздания; Шива, высшее существо, выступающее в роли богасозидателя и одновременно бога-разрушителя. В триаде Шиве отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы (в конце жизненного цикла ‒ гибели мира), после чего он снова возрождается.
Однако на протяжении многих сотен лет ведущей религией Индии станет индуизм, сформировавшийся в I тыс. нашей эры. Индуизм ‒ результат развития ведической религии и брахманизма. Главная идея индуизма ‒ личное служение и беспредельная преданность богу. Он существует в виде целого ряда направлений. Ведущими среди них выступают вишнуизм, шактизм, смартизм и шиваизм.
2. Ведущая религия древней и современной Индии Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой политеизм (многобожие) достигает невероятных размеров. Это одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите ‒ санатана-дхарма, что в переводе означает «вечная религия» , «вечный путь» или «вечный закон» .
По одному из определений, индуизм основывается на сокровищнице духовных законов, которые веками совершенствовали мудрецами. На протяжении многих веков священные писания индуизма передавались устно в стихотворной форме, которая использовалась, видимо, для облегчения запоминания. Позднее они были записаны. В некоторых традициях индуизма в священных писаниях большая важность придается этическому и метафорическому смыслу, содержащемуся в них. Большинство священных текстов написаны на санкрите и подразделяются на две категории шрути и смрите.
Индуизм ‒ это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Исповедуют его более 1 млрд. человек, из которых около 950 млн. живут в Индии и Непале. Во второй половине ХХ века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрел много последователей по всему миру. Приверженцы индуизма составляют немалую часть населения в других странах (Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур). Немало лиц, исповедующих индуизм, проживают в Великобритании, Канада и США других странах.
Индуизм называют национальной, а не мировой религией, хотя ученые ставят вопрос о признании индуизма одной из мировых религий. Хотя большинство индуистов живет в Индии, индуистские общины разбросаны почти по всем континентам, что придает ему глобальный статус. Индуизм значительно опережает по количеству верующих буддизм, признаваемый мировой религией. В Индии индуизм исповедуют более чем 80% населения. Остальная часть населения: мусульмане, сикхи, христиане, буддисты, иудеи и последователи так называемых «племенных религий» . Все они в той или иной мере взаимодействуют с индуизмом.
Не являясь единой религией, индуизм представляет собой семейство религий и традиций. В индуизме отсутствует унифицированная система верований и общая доктрина. Нет в индуизме единого централизованного органа управления. Несмотря на это, индуизм обладает своей собственной уникальной формой и чертами, выделяющими его в отдельную религию. Ученые, как правило, выделяют в современном индуизме четыре основных направления: шактизм, шиваизм, смартизм, вайшнавизм.
Хотя Брахма является одним из трех божеств Тримурити, его культ очень мало распространен. В Индии существует всего несколько храмов, ему посвященных. Тогда как двух другим божествам Тримурти, Вишну и Шиве, их существует несколько десятков тысяч.
Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. В одной из своих рук Брахма держит скипетр в форме черпака или большой ложки. В другой из своих рук он держит сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный эфир, из которого проявились первые элементы творения. В одной из своих рук Брахма держит молитвенные четки, которые он использует для подсчета вселенского времени. В своей четвертой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда ‒ цветок лотоса.
В писаниях индуизма приводятся различные истории о том, как в результате проклятий, полученных Брахмой, поклонение ему на Земле стало крайне ограниченным. Согласно одной из версий Брахма был проклят Шивой за обман. Шива объявил, что отныне никто в трех мирах не будет поклоняться Брахме. Согласно другой легенде, Брахме не поклоняются из -за проклятия великого мудреца Бхригу за невнимание к его зову. Разгневанный риши проклял Брахму, объявив, что отныне никто на земле не будет призывать имя Брахмы или поклоняться ему.
Сарасвати ‒ супруга Брахмы, богиня знания, мудрости и искусства
Вишну ‒ один из верховных богов индуистского пантеона, входящий вместе с Брахмой и Шивой в их триаду (тримурити). Он выполняет космическую функцию хранения мира и обладает множеством аватар, главными из которых являются Рама, Кришна и Будда. В отличие от Шивы, Вишну не имеет доарийских истоков в протоиндийской мифологии. В Ригведе Вишну упоминается около 100 раз, но специально к нему обращено только шесть гимнов. Однако это никоим образом не отражает его значимости, которая определяется его важными космологическими функциями.
Вишну пребывает на вершине горы Меру – центре мироздания, и на его покои, сверкающие ярче огня и солнца, не могут смотреть даже небожители, а светила, приблизившись к его чертогам, начинают меркнуть. У его ног сидит преданная ему жена Лакшми, и именно ей он обязан своим лотосом.
Вишну обладает наибольшим количеством аватар, (нисхождением из духовного мира в более низкие сферы бытия). На русский язык аватара обычно перевести как «воплощение» , но его можно перевести как «явление» , «проявление» . Но концепция аватары отличается от идеи воплощения «во плоти» в христианстве. Чаще всего термин «аватара» ассоциируется с Вишну и его десятью основными аватарами, которые приводятся в Пуранах (наиболее популярны Кришна, Рама и Будда. Всего известно описание 22 аватар Вишну, но есть утверждения, что аватар этого Бога бесчисленное множество.
Ши ва ( «благой» , «милостивый» ) ‒ в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания). Одно из божеств верховной триады (тримурати), наряду с Брахмой и Вишну. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под другими именами (Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадеву, Махешвара). Впервые встречается в Ведах.
Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, со скрученными в пучок волосами на макушке, носящим на шее змею. Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу ‒ третий глаз: точка (тилак ‒ священный знак, символизирующий память и способность к размышлениям) и три черты-полосы.
Статуя, изображающая Шиву в состоянии медитации.
Священная гора Кайлаш в Тибете ‒ духовная обитель Шивы
Дать определение индуизму трудно из-за широты спектра объединяемых им традиций и верований. Как правило, общим термином «индуизм» называют семейство разнородных традиций, принимающих авторитет Вед. В то же самое время принадлежность какой-либо традиции индуизма не зависит от ее древности или от того, насколько ее вероучение и религиозные практики действительно основаны на Ведах. Некоторые течения, относимые к сфере индуизма, вообще не признают Веды откровением. Широко распространились и стали привычными идеи кармы, йоги и вегетарианства.
Поскольку у индуизма не было своего основателя, в нем отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара и йога. В индуизме существует большое количество священных писаний, наиболее важными среди которых являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна» , «Махабхарата и др.
Основа индуизма ‒ это учение о перевоплощении души (сансара), происходящее в соответствии с законом воздаяния (кармы) за поведение, которое определяется верховным богом (Вишну или Шивой), и соблюдением кастовых правил. Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями.
Понятие «карма» переводится как «действие» , «деятельность» или «работа» и может быть описана как «закон действия и воздаяния» . Концепция закона кармы непосредственно связана с реинкарнацией, с личностью индивида, его качествами и его семьей. Круговорот «деятельности, последствий деятельности, рождения, смерти, и рождения заново» называется сансарой. Понятия «реинкарнация» и «карма» лежат в основе индуизма и различных направлений его философии и верований. Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные, считают индуисты.
В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах: ● в форме Шивы как великого аскета-йогина, ●в форме прекрасной девушки ● в форме бесформенного камня. Верховное существо может проявляться как изваяния в храмах или как ныне живущие гуру (учителя) и святые. В индуизме поклоняются статуям божеств, (мурти), которые в некоторой степени можно сравнить с иконами в христианстве.
Основной ролью мурти является создание личностных взаимоотношений верующего с Богом. Поэтому мурти рассматривается как непосредственное проявление Бога. Некоторые течения индуизма отвергают поклонение статуям богов. Каждый индуистский храм обычно посвящен какому -либо одному основному богу, или одной из его аватар, которые представлены в виде мурти на главном алтаре, а также нескольким другим аватарам Бога и девам. В некоторых храмах существует несколько основных статуй богов.
В священных описаниях индуизма описываются небесные существа, называемые девы ( «светящиеся» , «блистающие» ), что можно перевести на русский язык как «боги» или «полубоги» . Девы являются неотъемлемой частью индуистской культуры ‒ их изображают в искусстве, архитектуре, иконографии, они описываются в различных историях, в особенности в индийской эпической поэзии и Пуранах.
Посещение храмов не является обязательным. Многие индуисты приходят в храм только во время религиозных праздников. Большинство индуистов совершают религиозные обряды ежедневно у себя дома, выполняя определенные обряды в семейном храме или домашнем алтаре. Совместно читаются различные священные писания, осуществляются обряды воспевания молитв, мантр и религиозных песен, различные виды медитации. Мантры и молитвы своим смыслом, звуком и способом повторения помогают сосредоточить ум на духовном уровне или выразить свою преданность Богу или девам.
Большую роль в индуистской религиозной жизни играет ритуальное повторение или воспевание мантр. Оно может осуществляться индивидуально или проводятся в группе. Для многих индуистов эти практики являются основой духовной жизни. Индуисты верят в особую действенность жертвования и в понятие «хорошей кармы» , которая приобретается • через благотворительность, • совершение «добрых дел» , которые накапливается в течение жизни, обеспечивая защиту и благосостояние в следующем перевоплощении.
В большинстве индийских семей, точное время проведения различных церемоний, в особенности таких, как помолвка молодой пары, свадьба и др. , определяется после консультации с астрологом. Практически обязательным обрядом для всех индуистов является кремация тела после смерти. В ходе традиционного индуистского обряда кремации, тело заворачивают в ткань и сжигают на погребальном костре.
Традиционно в индуизме жизнь делится на четыре периода или стадии (ашрама). Первый период жизни ‒ стадия обучения, которую ученик проводит как монах, занимаясь служением гуру, получая от него духовное знание. Второй период жизни ‒ семейная жизнь, работа. Долг семьянина-индуиста заключается в поддержании своих родителей, детей, гостей и святых личностей.
Третий период ‒ уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира. На этой стадии, все материальные обязанности постепенно передаются уже взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места. Последний этап жизни ‒ стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. В этот период осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению мокши.
Некоторые индуисты выбирают монашеский образ жизни «санньясу» с целью сосредоточения на достижении освобождения или другой формы духовного совершенства. Монахи, как мужчины, так и женщины (санньясины, садху или свами) ведут простой и аскетический образ жизни, дают обет безбрачия и прекращают всякую материальную деятельность, полностью сосредотачиваясь на духовных практиках с целью осознания Бога. Монахи пользуются огромным уважением в индийском обществе. Они либо живут либо в монастырях, либо странствуют, полагаясь только на Бога в обеспечении телесных нужд.
Накормить странствующего садху, или оказать ему какую-либо другую помощь, считается очень благочестивым поступком, а для семейных людей к тому же является обязанностью. Садху стремятся относиться ко всем с уважением и состраданием, независимо от того, является ли человек богатым или бедным, злодеем или добродетельным. Отличительной чертой садху также является относительная свобода от двойственности материального мира: Они, как правило, безразличны к похвалам или критике, страданию или наслаждению.
Индуисты следуют принципу ахимсы (ненасилия) и уважают жизнь во всех ее проявлениях, так как верят, что все живые существа по своей природе духовны и являются частичками Бога, который в одной из Своих ипостасей постоянно присутствует во всех живых существах ‒ животных, растениях, рыбах, насекомых. Термин «ахимса» упоминается в древних текстах как первый из объектов самоограничения. Из уважения к другим живым существам, многие индуисты придерживаются вегетарианской диеты. Вегетарианство является одним из важных аспектов индуизма ‒ оно рассматривается как одно из средств достижения чистого, благостного образа жизни.
Абсолютное большинство индуистов-мясоедов воздерживаются от употребления в пищу говядины. Население Индии во времена ведийской цивилизации и в последующие поколения, вплоть до наших дней, использовали и используют корову как источник белка в форме молока и молочных продуктов. Корова всегда олицетворяла в индийском обществе фигуру матери. Индуисты почитают корову как олицетворение бескорыстного жертвования. Убийство коров запрещено или ограничено законом во все штатах Индии, кроме Кералы и Западной Бенгалии.
Роль женщин в индуизме часто является предметом дискуссий ‒ их положение рассматривается одними как благополучное, а другими как нетерпимое. Позиция женщин в индуизме в основном базируется на различных религиозных писаниях. Положительным отношением к женщине характеризуются такие писания индуизма, как «Рамаяна» и «Махабхарата» , в которых превозносится образ идеальной женщины, в то время как другие тексты устанавливают ограничения в правах женщин.
В индуизме считается, что женщины должны обязательно состоять замужем и оставаться целомудренными и чистыми любой ценой. В традиционных индуистских семьях, вдовы должны были (во многих семьях по сегодняшний день), носить белое сари отказаться от украшений. Присутствие вдов на религиозных ритуалах рассматривалось как дурной знак, и они были обречены проводить остаток своих дней, практикуя духовные аскезы. Подобные ограничения в правах для вдов были особенно сильны в высших кастах индийского общества, где женщины даже должны были брить голову, имели запрет на повторное замужество.
В настоящее время, подобным ограничениям следует только небольшое количество вдов, хотя неблагоприятный ореол вокруг вдовства продолжает оставаться. Хотя во многих текстах описывается возможность повторного замужества для вдов. Согласно данным на 2007 год, вдовы составляют 3% населения Индии. Для многих вдов единственной возможностью выжить является попрошайничество на улицах. Социологические исследования показывают, что многие вдовы из-за боязни нарушить устоявшиеся обычаи, не хотят повторно выходить замуж.
В индуистской культуре длительное время сохранялся обряд самосожжения женщин, потерявших мужа (сати). Изначально сати совершалось только добровольно как акт любви жены к своему мужу и рассматривалось как благоприятный и похвальный ритуал, который освобождал супружескую пару от всех грехов. В IV веке ритуал сати стал носить принудительный характер: вдов принуждали к самосожжению после смерти мужа. Обряд сати подвергался критике со стороны самих индуистов, так и от представителей других религий.